Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования предпринимательского капитала
предприятия и пути ускорения их оборачиваемости
1.1. Экономическая сущность и содержание предпринимательского капитала
1.2. Источники формирования предпринимательского капитала предприятия.
1.3. Эффективность использования предпринимательского капитала
Глава 2. Организационно-экономическая характеристика ООО «Джунгли».
Глава 3. Оценка и анализ эффективности использования предпринимательского капитала ООО «Джунгли»
3.1. Оценка состава и структуры предпринимательского капитала
ООО «Джунгли»
3.2. Оценка показателей эффективности использования предпринимательского
капитала ООО «Джунгли»
3.3. Основные факторы, характеризующие предпринимательский капитал
Глава 4. Пути ускорения оборачиваемости предпринимательского капитала
предприятия
Заключение
Список использованной литературы
Финансы занимают особое место в экономических отношениях. Их специфика проявляется в том, что они всегда выступают в денежной форме, имеют распределительный характер и отражают формирование и использование различных видов доходов и накоплений субъектов хозяйственной деятельности сферы материального производства, государства и участников непроизводственной сферы.
Финансовые отношения существуют объективно, но имеют конкретные формы проявления, соответствующие характеру производственных отношений в обществе. В современных условиях формы финансовых отношений претерпевают серьезные изменения. Становление рынка и предпринимательства в России предполагает не только разгосударствление экономики, приватизацию предприятий, их демонополизацию для создания свободного экономического сектора, развитие конкуренции, либерализацию цен и внешнеэкономических связей предприятий, но и финансовое оздоровление народного хозяйства, создание адекватной системы финансовых отношений.
Актуальность темы работы связана с тем, что финансы предприятий, будучи частью общей системы финансовых отношений, отражают процесс образования, распределения и использования доходов на предприятиях различных отраслей народного хозяйства и тесно связаны с предпринимательством, поскольку предприятие является формой предпринимательской деятельности.
Каждое предприятие, предприниматель, организуя свою деятельность, преследует цель – получить максимальный размер дохода. Для реализации этой цели необходимы средства производства, эффективное использование которых и определяет конечный результат работы.
Развитие рыночных отношений в обществе привело к появлению целого ряда новых экономических объектов учета и анализа. Одним из них является капитал предприятия как важнейшая экономическая категория и, в частности, предпринимательский капитал.
Наличие у предприятия достаточного предпринимательского капитала является необходимой предпосылкой для его нормального функционирования в условиях рыночной экономики. В курсовой рассматриваются понятия, сущность, назначение и состав и предпринимательского капитала предприятия.
В системе мер, направленных на повышение эффективности работы предприятия и укрепление его финансового состояния, важное место занимают вопросы рационального использования предпринимательского капитала.
Предпринимательский капитал - средства, вкладываемые прямо или косвенно в производство товаров или услуг, в бизнес вообще с целью получения дохода преимущественно в виде прибыли; представлен прямыми и портфельными инвестициями.
Ускорение оборачиваемости предпринимательского капитала означает экономию общественно необходимого времени и высвобождение средств из оборота. Это позволяет предприятию обходиться меньшей суммой предпринимательского капитала для обеспечения выпуска и реализации продукции или при том же объеме предпринимательского капитала увеличить объем и улучшить качество производимой продукции.
В XXI веке проблема улучшения использования предпринимательского капитала стала еще более актуальной всвязи с формированием рыночных отношений. Интересы предприятий требуют полной ответственности за результаты своей производственно - финансовой деятельности. Поскольку финансовое положение предприятий находится в прямой зависимости от состояния предпринимательского капитала и предполагает соизмерение, затрат с результатами хозяйственной деятельности и возмещение затрат собственными средствами, предприятия заинтересованы в рациональной организации предпринимательского капитала - организаций их движения с минимально возможной суммой для получения наибольшего экономического эффекта.
Целью работы является проведение анализа предпринимательского капитала предприятия и определение путей ускорения его оборачиваемости.
Задачи работы:
- Изучение экономической сущности и содержание предпринимательского капитала предприятий; источников их формирования; условий эффективного использования.
- Оценка и анализ эффективности использования предпринимательского капитала предприятия.
- Оценка состава и структуры предпринимательского капитала предприятия.
- Оценка показателей эффективности использования предпринимательского капитала.
- Определение путей ускорения оборачиваемости предпринимательского капитала предприятия.
Объектом исследования является ООО «Джунгли».
Предмет исследования: предпринимательский капитал предприятий.
Методы исследования: теоретико-методологический анализ научной литературы и программно-методической документации; теоретическое моделирование; финансовый и статистический анализ.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО КАПИТАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Экономическая сущность предпринимательского капитала
Изучение литературы[1], характеризующей экономическую сущность предпринимательского капитала предприятий, показывает, что кроме приведенного выше определения, под ним в экономической науке понимается совокупность денежных средств предприятия, необходимых для формирования и обеспечения кругооборота производственных оборотных фондов и фондов обращения.
Фонды обращения - это средства предприятия, вложенные в запасы готовой продукции, товары отгруженные, но не оплаченные, а также средства в расчетах и денежные средства в кассе и на счетах.
Фонды обращения связаны с обслуживанием процесса обращения товаров, они не участвуют в образовании стоимости, а являются ее носителями. После изготовления продукции и ее реализации стоимость предпринимательского капитала возмещается в составе выручки от реализации продукции (работ, услуг). Это способствует постоянному возобновлению процесса производства, который осуществляется путем непрерывного кругооборота средств предприятия. В своем движении предпринимательский капитал проходит три стадии: денежную, производственную и товарную.
Для обеспечения бесперебойного выпуска и реализации продукции, а также в целях эффективного использования предпринимательского капитала на предприятиях, осуществляется его нормирование.
На практике применяют три метода нормирования предпринимательского капитала:
1) аналитический - предусматривает тщательный анализ наличных товарно-материальных ценностей с последующим извлечением из них избыточных;
2) коэффициентный - состоит в уточнении действующих нормативов собственных предпринимательского капитала в соответствии с изменениями показателей производства;
3) метод прямого счета - научно обоснованный расчет нормативов по каждому элементу нормируемых предпринимательского капитала.[2]
Норматив предпринимательского капитала в производственных запасах (по сырью, материалам, топливу) определяется путем умножения среднесуточного потребления в стоимостном выражении на норму запаса в днях.
Норматив предпринимательского капитала в незавершенном производстве определяется путем перемножения среднедневного выпуска продукции по ее производственной себестоимости на среднюю продолжительность производственного цикла в днях и на коэффициент нарастания затрат (себестоимости) незавершенного производства.
Норматив предпринимательского капитала предприятия в затратах будущих периодов рассчитывается исходя из остатка средств на начало периода и суммы затрат на протяжении расчетного периода за минусом величины последующего погашения затрат в счет себестоимости продукции.
[1] Экономика предприятия. Под ред.В.Я. Горфинкеля. М.: Банки и биржы, ЮНИТИ, 1996; Ворст И., Ревентлоу П. Экономика фирмы. - М.: Высшая школа, 2009; Грузинов В.П. Экономика предприятия и предпринимательства - М.: СОФИТ, 2010 и др.
[2] Сергеев И. В. Экономика предприятия. - М.:Финансы и статистика, 2000. – С. 26.