Введение
- Место налогов в экономике страны и госбюджете.
- Налогообложение предприятий в различных странах.
2.1. Характеристика налоговой системы России
2.2. Налогообложение в Великобритании
2.2. Налогообложение в Финляндии.
2.3. Налоговая система Швеции
2.4. Налоговая система Дании
2.5. Налоговая система Норвегии
Заключение.
Список литературы.
К настоящему времени в мире накопился уже достаточно большой опыт организации и обеспечения функционирования государственных налоговых систем. Но главным недостатком подавляющего большинства из них является их громоздкость, обременительность для граждан и большие затраты ресурсов на собственное функционирование. Зачастую складывается ситуация, когда выгоднее вообще не контролировать правильность уплаты некоторых налогов, чем тратить средства на организацию контроля за правильностью его уплаты. Учитывая, что Россия стоит в самом начале пути создания своей налоговой системы, можно по-новому подойти к процессу ее создания, не повторяя слабые места и недостатки существующих, поэтому сравнение существующих налоговых систем в различных странах, особенно европейских, являющихся нашими ближайшими соседями, является интересной и актуальной.
Как известно, налоги в государстве вводятся с целью, чтобы общество могло выделять средства не решение своих общих проблем: оборону, экологию, социальную защиту населения и т.п. В государстве всегда существует проблема формирования бюджета, размеры которого определяются теми задачами, которые предстоит решать с помощью бюджетного финансирования. При этом одной из статей расходов в бюджете являются затраты на содержание налоговых служб, на обеспечение функционирования и совершенствования налоговой системы. Эффективность деятельности самой налоговой системы является одним из важнейших критериев оценки эффективности социально - экономической системы общества.
Налоговая система, кроме обеспечения собираемости налогов, должна удовлетворять ряду требований.
- Необходимо, чтобы налоговая система не заставляла граждан и юридические лица выдумывать способы ее обмана.
- Налоговая система не должна поощрять граждан и юридические лица к действиям в теневой экономике.
- Налоговая система должна стимулировать деловую активность граждан и предприятий.
- Затраты ресурсов общества на функционирование налоговой системы должны быть минимальны.
- Затраты ресурсов общества на обеспечение контроля за деятельностью налоговых служб, а также на систему наказания за нарушения налогового законодательства должны быть минимальны.
- Налоговая система должна выполнять роль органа управления, с помощью которого можно решать вопросы регулирования темпов экономического развития как общества в целом, так и его структурных элементов: отдельных территорий, отраслей промышленности, а также отдельных предприятий.
Следует сказать, что в подавляющем большинстве развитых стран налоговые системы не удовлетворяют многим из высказанных требований. Особенно много неприятностей эти системы доставляют населению. Не в меньшей степени налоговые системы неудобны для предприятий. Многие предприятия вынуждены держать специальные службы, которые следят за правильностью уплаты налогов, что приводит к удорожанию выпускаемой продукции.
Надо отметить, что существующие на Западе налоговые системы возникли уже сотни лет назад и длительное время развивались эволюционным путем , не претерпевая при этом существенных изменений в своем подходе к механизмам взимания налогов. Однако за столь длительное время весь уклад жизни и социально-экономические отношения в обществе уже претерпели существенные изменения. Эти изменения позволяют по иному взглянуть на процесс формирования бюджета и предложить иные механизмы их взимания.
В настоящее время взимается большое количество разнообразных налогов: подоходный, на добавочную стоимость, на прибыль, акцизный, за трудовые ресурсы и т.д. и т.п.. Разработаны методики подсчета этих налогов, а также методики контроля за правильностью их уплаты. Тем не менее статистика показывает, что во всех странах определенная часть налогов не добирается. Налогоплательщики стараются уйти от налогов, а государство старается взять налогов как можно больше. Т.е. государство в лице налоговой системы находится в постоянном конфликте со своими гражданами и производителями. Этот конфликт является одним из самых серьезных недостатков существующих налоговых систем.
-
Место налогов в экономике страны и госбюджете
Многие видят в налогах лишь фискальный смысл, т.е. взимание государством с физических и юридических лиц обязательных платежей (налогов) для финансирования государственных расходов на здравоохранение, образование, оборону, государственный аппарат и т.п. При этом упускается из виду, что налоги служат также мощным экономическим регулятором, способным влиять на все стороны хозяйственной и социальной жизни общества.
Налоговые поступления составляют преобладающую часть доходов бюджетов всех уровней. Налоговая нагрузка на российскую экономику, по официальным данным, составляет около 23-24% ВВП, а вместе с внебюджетными фондами социального характера - более 30%. Это средняя цифра для стран, сопоставимых с Россией по уровню экономического развития. Однако если исключить из ВВП виртуальную составляющую, связанную с повсеместным завышением цен на товары, реализуемые по бартеру, то налоговая нагрузка на российскую экономику, по оценкам исследователей, составит 55-60% ВВП.
Изменение соотношения налоговых доходов и ВВП, а также структуры налоговых поступлений объясняется многочисленными новшествами, вносимыми в законодательство и нормативные акты, регламентирующие технику налогообложения. Неустойчивость законодательной и нормативной базы налогообложения препятствует созданию благоприятного инвестиционного климата в стране.
На величину налоговых поступлений в бюджет влияют объем производства (реальный объем ВВП), индекс инфляции, дебиторская задолженность, недоимки по платежам в бюджет, обменный курс национальной валюты и др. Важны также техника исчисления и методы сбора налогов. Кроме того, в российской налоговой системе слишком велики налоговые льготы, предоставляемые исполнительной и законодательной властями, а также масштабы уклонения от налогов.
Каждый из этих факторов по-своему и нередко противоречиво сказывается на поступлении налогов. Так, рост производства ведет (при прочих равных условиях) к увеличению сбора налогов в результате расширения налогооблагаемой базы. А инфляция как уменьшает, так и увеличивает налоговые поступления. В условиях инфляции прибыль предприятий завышается из-за недооценки используемых в производстве материальных ресурсов и амортизационных отчислений. При отсутствии систематической их переоценки уменьшается база налога на имущество физических лиц и предприятий. С ростом цен сокращается реальная величина необлагаемого минимума доходов физических лиц.
В целом в условиях высокой инфляции номинальные объемы налоговых поступлений в бюджет растут, но возникает задача сохранить их реальную величину. Со снижением инфляции уменьшается инфляционное завышение базы налогов (особенно налога на прибыль и НДС).
Хронический недобор налогов стал одной из главных причин разразившегося в августе 1998 г. финансового кризиса - налоговых поступлений становилось все меньше и меньше. Это привело к росту государственного долга (внутреннего и внешнего) и к невозможности дальнейшего его обслуживания.
Поступление многих налогов существенно зависит от платежно-расчетных отношений в народном хозяйстве. Рост дебиторской задолженности (взаимных неплатежей предприятий) приводит к сокращению реализации и прибыли и, следовательно, к падению реальных налоговых поступлений. Сокращение дебиторской задолженности ведет к обратному процессу.
Однако сама дебиторская задолженность обесценивается под влиянием инфляции. Чем выше эта задолженность, тем больше ее абсолютное обесценение и соответственно меньше реальные налоговые поступления (при том же уровне инфляции).