Реферат|Психология

Групповой тренинг

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2012 | Страниц: 27

Введение.

  1. Общее представление о групповом тренинге как методе работы

1.1. Понятие тренинга

1.2. Разнообразие тренинговых типов.

  1. Постановка проблемы и ее корректировка в зависимости от ситуации.

 Заключение.      

Литература

Теоретическая актуальность работы определяется недостаточной разработанностью общей теории межличностных проблем, актуальных при участии в групповом тренинге. В частности, требует дальнейшего изучения вопрос о социально-психологических особенностях различных методов в групповой форме работы, их влияние на социально-психологические характеристики личности и группы, а также вопрос эффективности и формах применения этих методов в различных тренингах. Групповые методы - методы психологического воздействия на личность и группу, посредством актуализации межличностных интеракций, которые рассматриваются как особая форма поведения человека, определяющаяся взаимоотношениями с окружающей средой (Б.Д. Карвасарский). Групповые методы могут состоять из разных психопрактик, как приемов или совокупности приемов психологического воздействия.

Групповые методы использовались на протяжении всей истории человечества как способ установления контакта, избавления от накопившегося напряжения, достижения измененных состояний сознания и личностной трансформации в культурах различных народов. Было замечено, что групповое общение способствует раскрепощению аутичных пациентов, что значительно повышало эффективность психиатрического лечения (М. Чейз), ведет к эмоциональному и чувственному раскрепощению личности (А. Дункан), что нашло свое отражение в развитии телесно-ориентированных методов ХХ века (Ф. Александер, А. Лоуэн, В. Райх, М. Фельденкрайз).

В связи с этим особую практическую значимость приобретают исследования социально-психологических особенностей динамики групповых процессов, устойчивости личностных изменений у участников групп, с применением различных методов; а также выявление особенностей применения исследуемых методов в социальной и психологической работе с различными категориями населения (возрастными, половыми и социальными). Известно, что поведение в группе отражает личностные особенности и поведенческие модели человека, структуру и характер его межличностных коммуникаций, то есть отношения к себе, другим и своему месту в мире; а также структуру и особенности взаимоотношений в группе, коллективе, обществе (З.А. Абрамова, Л.Д. Блок, М.А. Волошин, Э.А. Королева, В.Л. Круткин, С.Н. Куракина, В.А. Лабунская, Е.К. Луговая, Т.А. Шкурко и др.). Это позволяет нам сделать предположение, что групповые методы, при определенных условиях, могут влиять и на формирование или изменение определенных социально-психологических и психологических характеристик личности и группы. Изучение социально-психологических и психологических характеристик влияния межличностных проблем, актуальных при участии в групповом тренинге, на личностные особенности и межличностные коммуникации позволит грамотно использовать данные методы в социальной, социально-психологической и коррекционной работах специалистами разного уровня и профиля.

Актуальность темы курсовой работы также обусловлена тем, что наибольшее развитие и признание в современной практической работе с людьми, по мнению Б.Д. Карвасарского, получили три направления и возникшие на их основе методы: психоаналитическое (психодинамическое, динамическое); бихевиористское (поведенческое); гуманистическое. В рамках каждого из указанных направлений возникают новые течения, подходы, формы, виды, методы, методики, технические приемы, названия которых нередко призваны отразить уникальность каждого из них (телесноориентированные, когнитивные, танцевально-двигательные, трансперсональные методы, арттерапия, символдрама, психодрама и др.). Очевидно, что в современных условиях метод психологической помощи людям, реализуемый через малую группу (психотерапевтическую, психокоррекционную, обучающую и др.), оказался чрезвычайно эффективен и поэтому приобрел статус одного из самых популярных.

Отмечается, что методы групповой работы являются объектом исследования давно (А. Адлер, Ф.М. Александер, Р. Ассаджиоли, В.Ю. Баскаков, Ф. Бейлс, В.Ю. Большаков, Ф.Е. Василюк, И.В. Вачков, П.Я. Гальперин, С. Гроф, Н.В. Дьячук, Р.М. Загайнов, В.Е. Каган, С. Кардаш, В.В. Козлов, А. Лоуэн, В.В. Майков, Г.И. Марасанов, А. Маслоу, В.Н. Панкратов, М.П. Папуш, Ю.В. Пахомов, Ф. Перлс, В. Райх, К. Рождерс, Г.С. Салливан, Х. Сильва, К. Фопель, З. Фрейд, Л. Хей, Э. Холмс, К. Хорни, Н.В. Цзен, М.А. Щербаков, А. Эллис, Э. Эриксон, К.Г. Юнг и мн., мн. др.), но испытывается определенный недостаток в работах, обобщающих и суммирующих практический опыт, позволяющих делать некоторые предварительные выводы и прогнозы, касающиеся межличностных проблем, актуальных при участии в групповом тренинге.

  1. Арнольд О.Р. Ролевой тренинг: Методическое пособие. М., 1989.
  2. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы / Пер. с англ. М., 1988.
  3. Берн Э. Транзактный анализ в группе / Пер. с англ. М., 1994.
  4. Большаков В.Ю. Психологический тренинг. СПб., 1996.
  5. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. М., 1999.
  6. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития. М., 1996.
  7. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопр. психол. 1966. №6. С. 62-76.
  8. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. М., 1982-1984.
  9. Емельянов Ю.Н. Активные методы психологической подготовки руководителей трудовых коллективов // Трудовой коллектив как объект и субъект управления / Отв. ред. проф. А.С.Пашков. Л., 1980. С. 113-118.
  10. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л., 1985.
  11. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетенции в общении. М., 1990.
  12. Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг: Учебное пособие. Л., 1989.
  13. Исурина И.Г. Групповая динамика в тренинговых группах // Журнал практического психолога. 1998. №1. С. 31-44.
  14. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М., 1999.
  15. Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика. М., 2000.
  16. Краткий психологический словарь. М., 1982.
  17. Кузнецова Е.В. Развитие межличностной невербальной коммуникации средствами социально-психологического тренинга: Автореф. дис.... канд. психол. наук. М., 1996.
  18. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972.
  19. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1982.
  20. Макшанов С.И. Принцип психологического тренинга // Журнал практического психолога. 1999. №3. С. 13-38.
  21. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Л.С.Выготский и современная культурно-историческая психология // Вопр. психол. 2000. №2. С. 102-118.
  22. Организация и проведение тренинга: Учебное пособие. Л., 1991.
  23. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М., 1982.
  24. Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М., 1989.
  25. Райх В. Системы телесно-ориентированной психотерапии и психологии тела // Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике / Под ред. В.Ю.Баскакова. М., 1993.
  26. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.
  27. Рудестам К. Групповая психотерапия. М., 1993.
  28. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М., 1983.
  29. Фельденкрайз М. Понимание при делании //Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике / Под ред. В.Ю.Баскакова. М., 1993.
  30. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотехнические игры в спорте. М., 1988.
  31. Яничева Т.В. Зачем пятикласснику психология? // Психологическая наука и образование. 1998. №5. С. 42-60.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Реферат Психология
2016 год 5 стр.
реферат Тренинг уверенного поведения
bugalter

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское