Введение
Глава 1. Теоретические аспекты оперативного и стратегического управления фирмой
1.1. Анализ понятия «стратегическое управление»
1.2. Система стратегических, тактических и оперативных целей предприятия
Глава 2. Анализ системы стратегического и оперативного маневрирования в организации «ТехноСтройПроект»
2.1 Организационно-экономическая характеристика «ТехноСтройПроект»
2.2 Анализ внутренней среды организации «ТехноСтройПроект»
2.3 Ознакомление с системой стратегического и оперативного управления организации «ТехноСтройПроект»
Глава 3. Разработка рекомендаций по совершенствованию системы стратегического и оперативного управления «ТехноСтройПроект»
3.1. Мероприятия по совершенствованию системы стратегического и оперативного управления
3.2. Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий
Заключение
Список Использованных источников
Приложение 1 Устав ООО «ТехноСтройПроект»
Приложение 2 Лицензия ООО «ТехноСтройПроект»
Приложение 3 Бухгалтерская отчтеность ООО «ТехноСтройПроект»
Актуальность темы обоснована тем, что одним из основных элементов управления организацией является стратегическое управление, которое обеспечивает проектирование и реализацию стратегических изменений в различных областях, уровнях функционирования предприятия, а также разработку стратегического плана и бюджета. Именно с использованием концепций стратегического управления определяется стратегия развития предприятия, поддерживается взаимная связь с бизнес-процессами управления, занимающимися стратегическими инновациями.
Стратегический менеджмент имеет методы аргументации выбора концепции управления организацией, фокусируется на моделях и методах стратегического планирования, а также на управлении возможностями и теории управления проектами. Стратегическое управление позволяет создавать бизнес-модели на краткосрочную и долгосрочную перспективу. Наиболее важным элементом стратегического управления является стратегическое планирование.
В то же время стратегическое управление в организации опирается на оперативное и тактическое управление. Эти виды управления в системе образуют единство управления предприятием. Следует отметить, что сегодня нет единства в понимании разницы между стратегическим, оперативным и тактическим управлением, эти виды управления нельзя рассматривать как разные полюса управления компанией.
Первенство в направлении развития стратегического менеджмента принадлежит американцам, потому что именно И. Ансофф, который дал определение стратегического менеджмента. В то же время ряд ученых, в частности профессора Гарвардской школы бизнеса, такие как К. Кристенсон, К. Эндрю, Ж. Бовером провели исследования по проблемным вопросам стратегического управления. В качестве важной работы можно отметить работу Дж. Стрикленда и А.А. Томпсона, в котором рассматриваются современные концепции стратегического управления, особое внимание уделяется стратегическим изменениям и реинжинирингу бизнес-процессов.
Достаточное внимание вопросам стратегического, оперативного и тактического управления уделяется в работах таких российских ученых, как О.С. Виханский, О.В. Яценко, Ю.Н. Лапыгина.
Целью работы является анализ процесса стратегического и оперативного управления на примере строительной компании.
Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть концепцию стратегического и оперативного управления компанией;
- провести исследование соотношения стратегического и оперативного управления;
- рассмотрим деятельность конкретной компании;
- выявлять проблемы управления и давать обоснованные рекомендации по совершенствованию оперативного и стратегического управления компанией.
Предмет исследования – система стратегического и оперативного управления в современной компании.
Объект исследования – Общество с ограниченной ответственностью «ТехноСтройПроект».
Методами исследования являются общетеоретические и эмпирические методы научного познания: синтез, анализ, системный анализ, наблюдение, обобщение, сравнение.
Практическая значимость работы заключается в возможности непосредственного применения рассмотренных положений в практике конкретной компании.
Курсовая работа состоит из введения, трех взаимосвязанных разделов, соответствующих целям исследования, заключения, списка литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические аспекты оперативного и стратегического управления фирмой
1.1. Анализ понятия «стратегическое управление»
Чтобы определить содержание термина «стратегическое управление», мы проанализируем различные подходы к содержанию таких категорий, как «управление» и «стратегия». Что касается определения термина «управление», среди исследователей существуют различные интерпретации [4, с. 36].
Этот термин заимствован из древнерусского слова «управление», означающего управлять чем-то. То есть под этим термином мы можем понимать активность процессов упорядочения, происходящие в окружающей среде, природе, технологии и обществе, чтобы уменьшить их энтропия (степень беспорядка), устранить неопределенность и привести их в необходимое положение, учитывая закономерности развития этих процессов в динамично меняющейся среде стать.
Также интересно интерпретировать управление как сложный процесс решения проблем, который может быть представлен как отслеживание тенденций, постановка целей, понимание проблем и возможностей, Диагностика, разработка и выбор альтернатив, программирования и составления бюджета, направление реализации и определение мер по их реализации.
Стратегия организации состоит из набора принципов ее деятельности и отношений с внешней средой, долгосрочных целей и соответствующих решений о выборе инструментов для достижения целей.
Таким образом, можно констатировать, что суть стратегии проявляется в следующем:
- стратегия определяет основные направления развития организации и пути достижения ее целей;
- стратегия становится способом определения взаимодействия организации с внешней средой;
- стратегия создается при неполной и недостаточно точной информации;
- стратегия постоянно совершенствуется в ходе деятельности, чему должна способствовать хорошо зарекомендовавшая себя система мониторинга;
- стратегия является основой для разработки стратегических планов, проектов и программ, которые систематически отражают направления и инструменты организационного развития;
- стратегия является основой для формирования и реализации изменений в организационной структуре компании.
Исходя из содержания понятия понятий «менеджмент» и «стратегия», стратегическое управление заключается в установлении и поддержании равновесных отношений и взаимодействий в системе «окружающая среда-организация».
Основной целью стратегического планирования в стратегическом менеджменте является определение определенной последовательности конкретных действий для обеспечения высокоэффективного функционирования современного предприятия в конкурентной среде. Правильное выполнение процесса стратегического планирования обеспечивается технологией. Эта технология должна отвечать определенным требованиям, чтобы обеспечить адаптивность, адекватность и эффективность основанных на ней стратегических планов [2 с. 48].
Технология стратегического планирования рассматривается в работе как последовательность этапов разработки стратегических планов предприятия, которая предусматривает детализацию операций каждого этапа.
Технология стратегического планирования включает в себя ряд следующих этапов:
- сбор и обработка информации;
- формирование стратегических корпоративных целей;
- анализ факторов операционной среды предприятия;
- уточнение критериев выбора стратегии;
- обоснование инструмента стратегического планирования;
- формирование пакетов альтернативных стратегий;
- выбор оптимального пакета корпоративной стратегии;
- проектная документация по выбранным стратегиям;
- создание критериев для оценки эффективности выбранных стратегий.