Введение
Глава 1. Цена как определяющий фактор спроса и предложения
в условиях рынка
1.1. Зависимость спроса от фактора цены
1.2. Зависимость предложения от фактора цены
1.3. Эластичность спроса и предложения
Глава 2. Неценовые факторы спроса и предложения
2.1. Неценовые факторы, влияющие на спрос
2.1.1. Потребительское поведение
2.1.2. Уровень доходов покупателей
2.2. Неценовые факторы формирования предложения
Заключение
Список использованной литературы
В условиях рыночной экономики механизм рынка приводят в движение две его важнейшие категории - спрос и предложение, за которыми стоят покупатели и продавцы. Они определяют количество производимых товаров и цену, по которой они продаются.
За желаниями, вкусами и предпочтениями покупателей, а самое главное - за готовностью домашних хозяйств расходовать деньги всегда внимательно следит продавец.
Продавец товара находится на противоположном полюсе, но является составной частью рынка продукта. В его обязанности входит организация производства и поставка на рынок товаров, необходимых для удовлетворения потребностей, сложившихся в секторе домашних хозяйств.
Наличие спроса и готовность покупателя расстаться со своими деньгами - обстоятельство весьма важное. Но в свою очередь объем предложения товара зависит от различных факторов. На первом плане - цена и уровень издержек производства. Ведь никто не станет заниматься таким хлопотным делом себе в убыток. Но кроме цены и издержек производства следует внимательно относиться и к другим обстоятельствам, которые определяют экономическое поведение производителя и в условиях формирующегося рынка непосредственно влияют на объем предложения.
Когда уменьшение цены товара вызывает сокращение предложения до нуля, а небольшое увеличение цены влечет рост предложения, это означает абсолютно эластичное предложение.
Спрос определяет количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных в течение определенного периода времени цен. Спрос показывает то количество продукта, которое (при прочих равных условиях) может быть куплено при разных ценах.
Предложение определяет разные количества продукта, которые производитель желает и способен произвести и предложить к продаже на рынке по каждой конкретной цене из ряда возможных цен в течение определенного временного интервала.
Коренное свойство спроса заключается в следующем: при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса. И, напротив, при прочих равных условиях повышение цены ведет к соответствующему уменьшению величины спроса.
От умения правильно оценить ситуацию, верно спрогнозировать уровень спроса зависит прибыльность работы организации. В этой связи, большое практическое значение приобретает изучение факторов спроса и предложения и их взаимосвязи.
Цель работы – проанализировать факторы спроса и предложения.
Для реализации цели поставлены задачи:
- определить, какие факторы влияют на спрос и предложение в условиях рыночной экономики,
- оценить влияние этих факторов на спрос и предложение,
- рассмотреть факторы спроса и предложения на российском рынке на основании анализа статистических материалов.
Теоретическую основу работы составили работы профессоров Чепурина М.Н., Киселевой Е.А., Любимцевой С., Сурова С., материалы официальной статистики.
Глава 1. Цена как определяющий фактор спроса и предложения
в условиях рынка
1.1. Зависимость спроса от фактора цены
Спрос - это представленная на рынке потребность в товарах, определяемая количеством товаров (услуг), которые покупатели готовы приобрести при сложившихся ценах и денежных доходах. [1]
Динамика спроса определяется законом спроса. Между рыночной ценой товара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос, всегда существует определенная взаимосвязь: чем выше цена, тем меньшее число тех, кто согласится купить данный товар, т.е. меньше уровень спроса (при неизменном уровне доходов), и наоборот, чем ниже цена, тем больше будет число покупателей и количество приобретаемого товара.
Таким образом, функция спроса имеет следующий вид:
Qd = f (P), где Qd - функция спроса на товар; P - цена товара.
Данную функцию спроса по фактору цены можно изобразить графически.
Кривая спроса D всегда имеет нисходящий характер из-за обратной зависимости между P и Q. Такая связь называется законом спроса: при прочих равных условиях величина спроса увеличивается при снижении цен и, наоборот, сокращается при их увеличении.
Как и любой экономический закон, закон спроса не носит абсолютного характера, проявляясь лишь в массовом порядке. Существует исключение: спрос на товары первой необходимости при увеличении цен не сокращается (товары Гиффена). Перечень таких товаров зависит от национальных особенностей и традиций потребления. Высокие цены делают товары для многих недоступными, поэтому их потребление часто становится престижным, повышает социальный статус покупателя, причем, чем выше цена, тем привлекательнее товар (эффект Веблена). Из сферы действия закона спроса выпадают также новые товары, впервые появившиеся на рынке, и товары, подвергшиеся ажиотажному спросу.
[1] Курс экономической теории. Учебник / под ред. Чепурина М.Н. – Киров, 2011. – с. 106.