Введение
Глава 1. Административно – правовая сущность института обращений граждан
1.1 Понятие и значение обращений граждан
1.2 Правовое регулирование правоотношений, связанных с рассмотрением обращений граждан
Глава 2. Сущность производства по предложениям и заявлениям граждан и гарантии его реализации
2.1. Предложения и заявления как вид обращений граждан
2.2 Субъекты права на обращение и субъекты права на рассмотрение обращений. Предмет обращений
Заключение
Список использованных источников и литературы
Актуальность исследования административно-правового института предложений и заявлений граждан обусловлена, прежде всего, тем, что в настоящее время отсутствует единая научно обоснованная концепция правового наполнения, а также последующей реализации положений института рассмотрения обращений граждан.
Кроме того, принятый в 2006 году Федеральный закон РФ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»[1] поражает тем, что в нем имеется огромное количество неточностей, недостатков и ошибoк. Влияние данного нормативного правового акта на, сложившуюся на сегодняшний день, систему источников института обращений довольно велико. Кроме того, те нормативно-правовые акты, которые принимаются на подзаконном уровне, так или иначе, но перенимают многие из этих ошибок, а в некоторых случаях даже и преумножают их. Все вышесказанное отрицательным образом влияет на становление и последующее развитие института обращений в существующей на сегодняшний день, системе российского административного права, а также не позволяет российским гражданам в полной мере реализовывать принадлежащее им конституционное право на обращения в должной степени.
Говоря о степени разработанности данной темы в отечественной и мировой теории и практике, следует констатировать, что в юридической науке наблюдается недостаток теоретических исследований в данной области (прежде всего речь идёт о монографических исследованиях). Кроме того, в этом смысле особую роль в выдвижении гипотез, обобщении результатов научных исследований играет именно теоретический анализ, который помогает рассматривать, казалось бы, привычные правовые явления с различных точек зрения.
Объектом данного курсового исследования являются общественные отношения, возникающие, складывающиеся и развивающиеся в связи с осуществлением конституционного права каждого гражданина на подачу предложений, заявлений и жалоб в органы публичной власти.
Предметом данного курсового исследования послужила, существующая на сегодняшний день, система правовых норм, которая образует административно-правовой институт рассмотрения обращений граждан.
Целью данного курсового исследования является формирование научно обоснованной концепции института обращений граждан, а также ее последующая реализация в административном праве нашей страны.
Основными задачами исследования, обеспечивающими достижение поставленной цели, являются:
- исследование понятий предложение, заявление и жалоба в административном праве России;
- анализ порядка рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан;
- определение особенностей материально - и процессуально - правового наполнения института обращений граждан в рамках административного права России.
Методологической основой исследования являются общенаучные и частнонаучные (специально-юридические) методы познания: сравнительно-правовой, формально-юридический, диалектический, индукция, дедукция, синтез, а также метод системного подхода.
Источниковая база работы – это нормативно-правовые акты, теоретические исследования, научные концепции и разработки, содержащиеся в публикациях, монографиях правоведов, таких как А.С. Бурданова, В.С. Зубкова, Л.В. Капленко, Г.Н. Комкова, И.А. Кравец, В.В. Кравченко, Е.И. Лыскова, И.Е. Попов, Н.В. Степанова, И.А. Третьяков и др.
Курсовое исследование состоит из двух глав. В первой главе анализируется административно – правовая сущность института обращений граждан. Вторая глава посвящена изучению сущности производства по предложениям и заявлениям граждан и гарантии его реализации.
По результатам исследования будут сделаны соответствующие выводы, представленные в заключение данного курсового исследования.
Глава 1. Административно – правовая сущность института обращений граждан
1.1 Понятие и значение обращений граждан
Из теории государства и права известно, что непосредственно под правовым статусом личности необходимо понимать определенную совокупность всех присущих ей прав и обязанностей, которые закреплены, действующими в настоящее время, правовыми нормами какого - либо государства, а также признаваемыми данным государством международно - правовыми актами. Кроме того, данная политико-юридическая категория определяет природу и место субъектов права в системе общественных отношений.
Итак, в настоящее время каждый гражданин признается участником общественных отношений во всех существующих на сегодняшний день сферах жизни общества и государства, в том числе и в такой сфере, как государственное управление. Государство, признавая гражданина в качестве одного из субъектов административного права, тем самым определяет его правовой статус при помощи норм данной отрасли права, а также гарантирует защиту и реализацию субъективных прав человека и гражданина.
Гарантии административно-правового статуса всех граждан – это определенный комплекс организационно - экономических, политико – идеологических, а также юридических мер, которые обеспечивают реализацию прав, обязанностей и ответственности граждан в сфере управления государством[2].
В качестве одного из важнейших видов специальных юридических гарантий необходимо отметить обращения граждан[3].
В настоящее время, в соответствии с конституционным развитием нашей страны, право граждан на обращения получило закрепление непосредственно в Конституции. Таким образом, именно с формально-юридической точки зрения данное право стало признаваться в качестве важнейшего (конституционного) права граждан Российской Федерации. Исходя из требований ст. 33 Конституции, граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления[4].
Необходимо отметить, что закрепленное в анализируемой норме право граждан признается законодателем в качестве важнейшего средства осуществления, а также защиты, принадлежащих человеку и гражданину, неотъемлемых конституционных прав и свобод. Таким образом, обращения граждан призваны реализовывать функцию контроля за деятельностью государственных органов и органов местного самоуправления, выявлять и устранять различные недостатки в их работе. Праву граждан на обращения в государственные органы и органы местного самоуправления соответствует обязанность этих органов, а также должностных лиц, которым они направлены, в установленном законом порядке и в установленный срок рассмотреть обращения и принять по ним обоснованное и законное решение[5].
Также на сегодняшний день в праве граждан на обращение находит свое проявление возможность удовлетворения личных, государственных и общественных интересов.
Определение понятия «обращение гражданина» находит свое отражение в ст. 4 Федерального Закона № 59, в соответствии с которым под ним необходимо понимать - направленные в орган государства, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме, либо в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в орган государства, орган местного самоуправления[6].