Курсовая работа|Экономическая теория

Совершенствование межбюджетных отношений в Российской Федерации

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2022 | Страниц: 34

ВВЕДЕНИЕ        

Глава 1. Теоретические а спекты понятия совершенствования межбюджетных отношений в Российской Федерации      

1.1    Понятие и сущность межбюджетных отношений и бюджетного федерализма      

1.2    Принципы организации межбюджетных отношений        

1.3    Межбюджетные трансферты         

Глава 2. Особенности межбюджетных отношений в России      

2.1    Механизм взаимоотношений федерального и региональных бюджетов                        

2.2    Совершенствование межбюджетных отношений в российской федерации  

2.3    Пути решения межбюджетных проблем в субъекте Российской Федерации         

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ       

Бюджетная система представляет собой один из базовых и наиважнейших институтов государства. Если говорить о функционале финансовых ресурсов, то можно отметить, что они обеспечивают функционирование государства. Экономические и социальные процессы работают на пользу народа именно благодаря грамотно отрегулированной бюджетной системе. [8]

Финансово – бюджетная политика в России берет свое начало с момента возникновения в государстве рыночной экономики. Также с зарождением рыночной экономики возникла потребность введения наиболее действенной системы бюджетного федерализма. Также на первый план вышли такие животрепещущие вопросы, как: разграничение полномочий федерального и регионального управления в финансовой области, и разработка наиболее действенных механизмов взаимодействия между ними. Но это было вполне ожидаемо, поскольку с такой проблематикой сталкивается каждое федеративное государство. И если не находится своевременного и грамотного пути решения, то экономическая система начинает работать не на государство, а против него.

На сегодняшний день федерализм вышел на мировой уровень, меняя устоявшиеся модели устройства федеративных государств. И на сегодняшний день данная тематика для России крайне актуальна, поскольку реформы территориального устройства государства не теряют своей актуальности. На них строятся кардинально новые межбюджетные и федеративные отношения.

С 1994 года межбюджетные отношения начали динамично меняться. Изменения выражались в том, что на место дотаций пришли трансферты (не в масштабе государства, разумеется, не повсеместно, но все-таки имели место быть). Эти изменения базировались на феномене становления государственности России, а фундаментом выступал федерализм. Но, несмотря на все вышесказанное, в России имеется на сегодняшний день неисчерпаемый потенциал для развития федерализма.

В работах таких авторов, как Шохин С.О., Федорова И.Ю., Ракитина И.С. детально описываются аспекты развития межбюджетных отношений в сегодняшней России.

В ходе сформированности реформы межбюджетных отношений выходят на первый план ряд задач, направленных на социально-экономическое развитие страны посредством развития бюджетного федерализма.

Объект исследования: межбюджетные отношения в РФ.

Предмет исследования: совершенствование межбюджетных отношений в РФ.

Цель исследования: изучить совершенствование межбюджетных отношений в РФ.

Задачи исследования:

-      Изучить определение и сущность феномена междбюджетного федерализма;

-      Обозначить принципы построения межбюджетных отношений;

-      Исследовать особенности межбюджетных трансфертов;

-      Выявить ключевые взаимодействия федерального и региональных бюджетов;

-      Подробно рассмотреть механизм межбюджетных отношений в России;

-      Выявить проблемы в аспекте межбюджетных отношений и предложить пути их решения;

-      Сформулировать ряд выводов по результатам исследования.

 

Глава 1. Теоретические аспекты понятия совершенствования межбюджетных отношений в Российской Федерации

1.1    Понятие и сущность межбюджетных отношений и бюджетного федерализма

Итак, первое, с чего хотелось бы начать наше исследование, это с понятия «бюджет».

Бюджет представляет собой экономические отношения, которые возникают в процессе формирования и реализации государственных средств.

В каждой стране мира имеют место быть межбюджетные отношения. Несложно предположить, что они имеют сильнейшую историческую подоплеку и находятся в прямой зависимости от государственного устройства.

В России межбюджетные отношения — это финансовые отношения между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по обеспечению бюджетного процесса, формирование и распределение доходов бюджетов бюджетной системы РФ. [7]

Межбюджетные отношения — это подвид финансовых отношения. Под ними понимают урегулированные взаимоотношения между органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, а также организации и осуществления бюджетного процесса, которые подкреплены нормами бюджетного законодательства.

Если говорить о термине «межбюджетные отношения», то начало его активного употребления в речи связывают с началом рыночных отношений. Немногим позже он заменил в законодательстве термин «бюджетные отношения».

Данный термин был введен и в Бюджетный кодекс РФ. В статье 129 Кодекса межбюджетные отношения определяются как «отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления». В следующих статьях устанавливаются и раскрываются принципы межбюджетных отношений и лишь затем идет речь о конкретных формах финансовой помощи одного бюджета другому и условиях ее предоставления. Всем этим вопросам в Бюджетной Кодексе посвящено две главы, Межбюджетные трансферы (глава 16) и Бюджеты государственных внебюджетных фонтов (глава 17). [20]

В новой же редакции Бюджетного кодекса РФ, статья «межбюджетные отношения», которая определена как «взаимоотношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений и осуществления бюджетного процесса» отсутствует во все. И следует принять во внимание, что принципы и суть межбюджетных отношений в законодательстве РФ не отражены.

Если говорить предметно о главах и разделах Законодательства, то, например, главу 16 Кодекса обозначили как «межбюджетные трансферты». Информация в данной главе весьма сжато отражает нормы и аспекты распределения трансфертов, также здесь отражается механизм формирования ряда бюджетных фондов.

В главе 17 БК «бюджеты государственных внебюджетных фондов» описывается порядок составления, утверждения, доходов и расходов государственных внебюджетных фондов, механизм кассового обслуживания, отчетность и процесс контроля за исполнением бюджетов.

В межбюджетных правоотношениях разделяются на составные части денежные средства, которые направлены на исполнение или на корректировку ситуаций. Денежные средства распределяются согласно установленным законодательством методикам.

Задача механизма выравнивания  - это обеспечение баланса бюджетных средств и трансфертов.

Если обратиться к Бюджетному Кодексу Российской Федерации, то мы сможем увидеть детальную характеристику области применения данных механизмов.

Далее, говоря о межбюджетных отношениях, нельзя не упомянуть бюджетный федерализм, как самостоятельный феномен.

Итак, бюджетный федерализм выступает одним из ключевых принципов межбюджетных правоотношений. Иными словами, это принцип бюджетной деятельности страны, коррелирующий с финансовыми интересами страны в целом, интересов субъектов РФ в частности, обеспечивающий грамотное распределение доходов и расходов, и разграничивающий компетенции субъектов РФ. [19]

Бюджетный федерализм зародился и стал неотъемлемой частью финансовой жизни государства благодаря государственному устройству РФ.

Сам по себе принцип федерализма, хоть и присущ всем сферам финансовой деятельности государства, но все-таки про бюджетную сферу есть смысл сказать отдельно.

Если опираться на конституционное устройство РФ, то сам по себе федерализм  находит отражение в бюджетном функционировании государства, а поскольку здесь напрямую затрагивается бюджет страны, то очевидно существенное влияние на экономику.

Ключевым принципом федерализма, на наш взгляд,  выступает бюджетная независимость субъектов РФ. Сюда можно отнести и собственные источники дохода, и неотъемлемое право самостоятельно распоряжаться этими самыми доходами. Но, если бюджет исчерпал собственные средства, а стоящие перед ним задачи не исполнены, подключаются вышестоящие бюджеты путем направления дополнительного финансирования. И именно на этом и строится рациональное распределение финансов государства. Также имеет огромное значение правовое обоснование распределение финансовых потоков по уровням бюджетной системы. [2]

В ведении бюджетной деятельности РФ находятся: формирование единых правовых рыночных основ; регулирование кредитной и финансовой деятельности; федеральные экономические службы и федеральный бюджет; налоги, сборы и фонды.

  1. Аврамчикова Н. Т. Государственные и муниципальные финансы. — М.: Юрайт, 2020. — 175 c.
  2. Аврамчикова Н. Т. Государственные и муниципальные финансы. Учебник и практикум. — М.: Юрайт, 2019. — 174 c.
  3. Алехин Б. И. Государственные финансы. — М.: Юрайт, 2020. — 185 c.
  4. Берзон Н. И. Государственные финансы. — М.: Юрайт, 2020. — 138 c.
  5. Валиева Е.Н. Государственные (муниципальные) финансы / Е.Н. Валиева, А.Г. Лукин. — М.: Русайнс, 2016. — 288 c.
  6. Вовченко Н. Г., Костоглодова Е. Д. Государственные финансы США. Учебник. — М.: Мини Тайп, 2016. — 280 c.
  7. Вовченко Н.Г. Государственные финансы США / Н.Г. Вовченко, Е.Д. Костоглодова. — Рн/Д: Мини Тайп, 2016. — 280 c.
  8. Государственные и муниципальные финансы: Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка. — М.: Юнити, 2016. — 391 c.
  9. Государственный и муниципальный финансовый контроль: Учебное пособие / Федченко Е. А. — М.: Прометей, 2020. — 360 c.
  10. Грачева Е. Ю., Артемов Н. М., Арзуманова Л. Л. Актуальные проблемы финансового права в условиях цифровизации экономики. — М.: Проспект, 2020. — 256 c.
  11. Избранные труды кафедры финансового права Российского государственного университета правосудия. Сборник статей / Цинделиани И. А. — М.: Проспект, 2018. — 368 c.
  12. Кикавец В. В. История правового регулирования государственных закупок в России: финансовый аспект. Монография. — М.: Проспект, 2020. — 128 c.
  13. Костоглодова Е. Д., Андреева О. В., Иванова О. Б. и др. Государственные финансы Германии. Теория и методология. Монография. — М.: Мини-Тайп, 2018. — 200 c.
  14. Кудрин А.Л. Государственные финансы Ренессанса: Карафа — Ортис — Боден: Учебное пособие / А.Л. Кудрин, М.П. Афанасьев. — М.: Магистр, 2018. — 32 c.
  15. Кузнецова Е. К., Хаиров Б. Г. Государственные и муниципальные финансы. Учебное пособие. — М.: Прометей, 2018. — 108 c.
  16. Мысляева И. Н. Государственные и муниципальные финансы. — М.: Инфра-М, 2019. — 446 c.
  17. Подъяблонская Л.И. Государственные и муниципальные финансы: Учебник / Л.И. Подъяблонская. — М.: Юнити, 2014. — 559 c.
  18. Ракитина И. С., Березина Н. Н. Государственные и муниципальные финансы. Учебник. — М.: Юрайт, 2017. — 333 c.
  19. Ракитина И.С. Государственные и муниципальные финансы: Учебник и практикум для академического бакалавриата / И.С. Ракитина, Н.Н. Березина. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 333 c.
  20. Соловьев И.Н. Государственные финансы: уголовно-правовая защита: Учебное пособие / И.Н. Соловьев. — М.: Проспект, 2016. — 240 c.
  21. Толстой Д. А. История финансовых учреждений России со времени основания государства до кончины императрицы Екатерины II. — М.: Либроком, 2021. — 270 c.
  22. Федорова И. Ю. Финансовый механизм государственных и муниципальных закупок. — М.: Юрайт, 2020. — 149 c.
  23. Федорова И. Ю., Фрыгин А. В., Седова М. В. и др. Государственные и муниципальные закупки как инструмент повышения эффективности расходов бюджетов. — М.: Дашков и Ко, 2020. — 242 c.
  24. Шохин С. О. Международные стандарты государственного финансового контроля: особенности правового регулирования: Учебное пособие. — М.: Прометей, 2020. — 294 c.
  25. Сайт Финансы и статистика. RUSIND.RU/ режим доступа https://rusind.ru/dotacionnye-regiony-rejting.html/ (дата обращения: 10.09.2022г.)

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Экономическая теория
2017 год 30 стр.
Курсовая Формы и методы регулирования рынка
Telesammit
Курсовая работа Экономическая теория
2016 год 41 стр.
Курсовая Сущность безработицы и ее регулирование
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское