ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические а спекты понятия совершенствования межбюджетных отношений в Российской Федерации
1.1 Понятие и сущность межбюджетных отношений и бюджетного федерализма
1.2 Принципы организации межбюджетных отношений
1.3 Межбюджетные трансферты
Глава 2. Особенности межбюджетных отношений в России
2.1 Механизм взаимоотношений федерального и региональных бюджетов
2.2 Совершенствование межбюджетных отношений в российской федерации
2.3 Пути решения межбюджетных проблем в субъекте Российской Федерации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества. [8]
Формирование основ рыночной экономики в России потребовало проведения адекватной финансово-бюджетной политики. Это обусловило необходимость разработки эффективной системы бюджетного федерализма и решения многих проблем, таких как реализация принципов разделения полномочий в финансовой сфере между федеральными и региональными органами государственной власти, создание дееспособного механизма бюджетных взаимоотношений между ними, а также между субъектами федерации и органами местного самоуправления. Любое федеративное государство сталкивается с проблемой разграничения полномочий (прав) и ответственности самой федерации и ее субъектов. Если эта проблема не получает своего решения, экономические преимущества федерации не только не реализуются, но и чаще всего выступают в итоге с «обратным знаком».
Федерализм как форма и способ организации государства получил широкое распространение в мире. С развитием федеративных отношений, появлением обосновывающих их теорий, изменялись модели организации федеративных государств. Это приобретает особую актуальность для России, где происходят в настоящее время процессы реформирования принципов государственно-территор¬иального устройства страны. Их суть состоит в развитии нового типа федеративных отношений, и соответствующих им межбюджетных отношений.
Качественные изменения в межбюджетных отношениях начали происходить с июля 1994 года, когда часть дотаций была заменена трансфертами, исчисляемыми по определенной методике. Они явились следствием процесса становления россий¬ской государственности на принципах федерализма. Вместе с тем, бюджетный федерализм в России в полной мере еще не реализован.
В работах этих авторов раскрываются многие теоретические и практические аспекты развития межбюджет¬ных отношений в современных условиях России. Однако реформа межбюджетных отношений в настоящее время обозначила ряд качественно новых задач, которые могут быть решены в рамках комплексного исследования их влияния на достижение целей социально-экономического развития страны на основе развивающегося бюджетного федерализма.
Объект исследования: межбюджетные отношения в РФ.
Предмет исследования: совершенствование межбюджетных отношений в РФ.
Цель исследования: изучить совершенствование межбюджетных отношений в РФ.
Задачи исследования:
- Изучить понятие и сущность межбюджетных отношений и бюджетного федерализма;
- Рассмотреть принципы организации межбюджетных отношений;
- Изучить межбюджетные трансферты;
- Изучить механизм взаимоотношений федерального и региональных бюджетов;
- Изучить совершенствование межбюджетных отношений в российской федерации;
- Рассмотреть пути решения межбюджетных проблем в субъекте Российской Федерации;
- Сделать выводы по результатам исследования.
Глава 1. Теоретические аспекты понятия совершенствования межбюджетных отношений в Российской Федерации
1.1 Понятие и сущность межбюджетных отношений и бюджетного федерализма
Для того чтобы выяснить что такое межбюджетные отношения, сначала необходимо определить само понятие бюджета. Бюджет — это совокупность экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств.
Межбюджетные отношения являются неотъемлемой частью экономики и существуют в любом государстве. Они зависят от исторических условий, организационной структуры государственного устройства и места, которое занимают в системе мирового разделения труда.
В России межбюджетные отношения — это финансовые отношения между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по обеспечению бюджетного процесса, формирование и распределение доходов бюджетов бюджетной системы РФ. [7]
Межбюджетные отношения — это подвид финансовых отношения. Под ними понимают урегулированные взаимоотношения между органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, а также организации и осуществления бюджетного процесса, которые подкреплены нормами бюджетного законодательства.
Сам термин «межбюджетные отношения» был впервые употреблен на практике в период становления рыночных отношений. Позже его стали упоминать и в законодательных актах, вместо ранее употребляемого термина «бюджетные отношения».
Данный термин был введен и в Бюджетный кодекс РФ. В статье 129 Кодекса межбюджетные отношения определяются как «отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления». В следующих статьях устанавливаются и раскрываются принципы межбюджетных отношений и лишь затем идет речь о конкретных формах финансовой помощи одного бюджета другому и условиях ее предоставления. Всем этим вопросам в Бюджетной Кодексе посвящено две главы, Межбюджетные трансферы (глава 16) и Бюджеты государственных внебюджетных фонтов (глава 17). [20]
В новой же редакции Бюджетного кодекса РФ, статья «межбюджетные отношения», которая определена как «взаимоотношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений и осуществления бюджетного процесса» отсутствует во все. При этом законодательство отказалось от подробного изложения и описания принципов межбюджетных отношений. Глава 16 Кодекса стала называться «межбюджетные трансферты», которые включают в себя лишь нормы о форме и условиях их предоставления, а также о порядке образования и использования различных бюджетных фондов финансовой поддержки. Также Глава 17 БК «бюджеты государственных внебюджетных фондов», в которой говориться о составе, порядке составления, утверждения, доходов и расходов государственных внебюджетных фондов, а также кассовом обслуживании, отчетах об исполнении и контроля за исполнением бюджетов.
В основе межбюджетных правоотношений лежит жесткое разделение между субъектами бюджетного права денежных средств, выделяемых на финансовое выравнивание и на исполнение преданных государственных полномочий. При выделении межбюджетных трансфертов органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны использовать методики распределения соответствующих фондов денежных средств, которые закреплены законодательно. В межбюджетных правоотношениях механизмы финансового выравнивания заключаются в сбалансированности бюджетной обеспеченности (с учетом индекса бюджетных расходов), а также в межбюджетных трансфертах. В БК РФ четко прописаны сферы использования каждого из этих механизмов.
Чтобы правильно раскрыть понятие межбюджетных отношений нужно раскрыть сущность бюджетного федерализма как определенного типа.
Бюджетный федерализм — один из основных принципов межбюджетных правоотношений. Под ним понимают принцип бюджетной деятельности государства, который выражается в сочетании с общегосударственными финансовыми интересами, интересов субъектов РФ и заключающиеся в распределении бюджетных доходов и расходов, а также в разграничении бюджетной компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами. [19]