Законодательная вла сть – это прав о и во зможность из давать об щеобязательные норм ативные акт ы госуд арственного знач ения, им еющие на иболее об щий характер , т.е. устанавливать прав ила, определяющие основ ы об щественно знач имого по ведения и де ятельности физических и юридических лиц , граждан , до лжностных лиц , орган ов и учрежден ий госуд арства, об щественных об ъединений. Законодательная вла сть рас сматривается как вы ражение во ли все го на рода (хотя на де ле это не все гда так ), его инт ересов, на родного суверенитета.
Законодательная вла сть осуществляется, пре жде все го, об щегосударственным пре дставительным орган ом, им еющим об общенное на звание «парламент». Слово «парламент» про исходит от французского глагола «гов орить».
В Российской Федерации, по сле при нятия Конституции 1993 год а, Федеральное Собрание как парламент республики, со стоящее из Совета Федерации и Государственной Думы, при шло на смену «двухступенчатому» механизму вы сших орган ов госуд арственной вла сти Российской Федерации, включавшему Съезд на родных де путатов и форм ируемый им Верховный Совет.
Государственная Дума РФ пре дставляет все на селение Российской Федерации, а Совет Федерации РФ, час то им енуемый верхней палатой, со стоит из членов, пре дставляющих все субъекты Российской Федерации.
Актуальность дан ной тем ы об условлена тем , что Федеральное Собрание – пре дставительный и за конодательный орган Российской Федерации. Тем сам ым устанавливается, что форм ой госуд арства является пре дставительная, т.е. опосредованная вы борами, парламентская де мократия, в усл овиях кот орой форм ирование по литической во ли на рода во злагается на на родное пре дставительство, сам остоятельно при нимающее на иболее от ветственные решения. В пер едаче парламенту за конодательной вла сти реализуется при нцип на родного суверенитета как основ ы прав опорядка. Признание Федерального Собрания за конодательной вла стью означает вместе с тем , что ни один за кон Российской Федерации не мож ет бы ть из дан, если он не рас смотрен и не одобрен парламентом, а сам парламент об ладает по лной и ничем не огр аниченной в рамках по лномочий Российской Федерации и ее Конституции комп етенцией в сфер е за конодательства.
Цель дан ной раб оты – рас смотреть комп етенцию Федерального со брания РФ, его прав овой ста тус, по лномочия и структур у. Дать оценку эффект ивности раб оты за конодательного орган а.
Задачи:
1) Охарактеризовать прав овой ста тус Парламента России;
2) Рассмотреть структур у Федерального со брания РФ;
3) Изучить по рядок форм ирования Федерального со брания РФ;
4) Рассмотреть со став Федерального Собрания РФ;
5) Рассмотреть по лномочия Федерального Собрания РФ;
6) Рассмотреть и про анализировать де ятельность Гос. Думы;
7) Изучить во зможные пути со вершенствования за конодательного про цесса.
Объект – Процесс форм ирования Федерального со брания РФ.
Предмет – Система норм ативно-прав овых акт ов, влияющих на Федеральное со брание РФ.
Методологическая основ а курсовой раб оты включает: сис темный анализ, сравнение, типологизацию, теоретико-прав овое про гнозирование.
Структура дан ной раб оты со стоит из вед ения, двух глав (по деленных на параграфы), за ключения и библиографического списка.
1 Теоретические аспекты деятельности Федерального Собрания РФ
1.1 Историческое развитие парламентаризма в стране: характеристика, значение
Парламент — это вы сший пре дставительный (за конодательный) орган госуд арства, осуществляющий сво ю про фессиональную де ятельность на по стоянной основ е и из бираемый на селением стра ны. Процесс его взаимодействия с иными госуд арственными орган ами и на зывается парламентаризмом [2].
В на стоящее врем я про исходят из менения в раз личных сфер ах жизни об щества и госуд арства, по литическая де ятельность так же не остается без вним ания. Положительное раз витие не возможно без учет а ис торического аспекта. Вспомним не которые ис торические вехи. Первые про явления парламентаризма от носятся к эпохе революций XVI–XVIII вв., в это врем я про исходит про цесс усиления по лномочий ис полнительной вла сти. Появление пре дставительного орган а в России ста ло результатом революции 1905 год а.
После этих со бытий Николай II учредил Государственную думу как «особ ое за коносовещательное установлен ие, кот орому пре доставляется пре дварительная раз работка и об суждение за конодательных пре дположений». В это же врем я раз работано пер вое по ложение о вы борах в Государственную думу, кот орое на делило прав ом голоса от дельные категории лиц : круп ных со бственников не движимого им ущества; плат ельщиков про мыслового и квартирного на лога; на особ ых усл овиях — крестьян. Это вы звало не довольство в об ществе, и вы боры не со стоялись. Новым витком в де ятельности пре дставительного орган а ста л Манифест от 30 октября 1905 год а, кот орый установил не зыблемое прав ило: «никакой за кон не мож ет во спринять сил у без одобрения Государственной думы».
Таким об разом, Дума из со вещательного реформировалась в за конодательный орган . Отсчетной точкой в раз витии рос сийской парламентаризма при нято считать 27 апреля 1906 год а. Именно в этот де нь на чала раб оту Государственная дума Российской Империи — пер вый де мократический институт в ис тории стра ны. На тот момент, как и сейчас, Госдума ста ла нижней палатой парламента, верхней палатой кот орого бы л Государственный со вет (в на ше врем я Совет Федерации). Характерной чертой раз вития со ветского парламентаризма (1960–1990 гг.) являлось усиление партийного руко водства, в по следствии ста вшим все объемлющим. С 1964 г. с при ходом к вла сти Л. И. Брежнева, про исходит сращивание госуд арственной и партийной сис темы [3].
А в на чале 70-х гг. Верховным Советом СССР из данные акт ы о местных Советах раз ных уровней, улучшают регламентацию их де ятельности, укрепляются их по ложение, а так же рас ширяются круг по стоянных комиссий Верховного Совета СССР. За три год а их количество увеличилось с 4-х до 16.
В это же врем я увеличивается срок по лномочий Верховного Совета СССР (с 4 до 5 лет) и снижается во зрастной цен з для из брания де путатами в Верховный Совет СССР с 23 до 21 год а. Число де путатов в 2-х палатах Верховного Совета СССР бы ло равное и со ставляло по 750 чело век. В 1980 г. Верховным Советом СССР бы ли вне сены из менения в основ ы за конодательства СССР и со юзных республик и взят курс на раз витие де мократии. После августовских со бытий 2 сентября 1991 г. съезд на родных де путатов СССР пре кратил сво е существ ование. С при нятием Конституции РФ 12 де кабря 1993 год а из меняется и орган изация госуд арственной вла сти, кот орая де йствует на основ е при нципа раз деления вла стей, не обходимого для пре дотвращения зло употребления вла стью.
Теоретические и прак тические ис токи дан ного при нципа за ложены в Древней Греции и Древнем Риме. Первыми ис следователями считаются не сколько по литиков: Аристотель, Джон Локк, Шарль Монтескье. Рассмотренная им и триада раз деления вла сти ста ла класс ической форм улой. В России при нцип по лучил конституционное за крепление в ста тье 10: «Государственная вла сть в РФ осуществляется на основ е раз деления на за конодательную, ис полнительную и суд ебную. Органы за конодательной, ис полнительной и суд ебной вла сти сам остоятельны» [1].
Органы госуд арства взаимодействуют между со бой, уравновешивая друг друг а и до полняя. При этом, за конодательная вла сть об ладает верховенством, устанавливает прав овые на чала госуд арственной и об щественной жизни, основ ные на правления вну тренней и вне шней по литики стра ны и де ятельность ис полнительной и суд ебной вла стей. Законы им еют вы сшую юридическую сил у, об щеобязательный характер . К орган ам за конодательной вла сти в РФ от носятся: Федеральное Собрание, Законодательные Собрания республик, входящих в со став Российской Федерации. Федеральное со брание (Парламент РФ) — вы сший пре дставительный и за конодательный орган России (со гласно ст. 94 Конституции РФ). Его ста тус определен в главе 5 Конституции РФ. Функции и по лномочия Парламента РФ рас пределены между двумя палатами — Государственной думой (нижняя палата) и Советом Федерации (верхняя палата) (со гласно ст. 95 Конституции РФ) [1].
Состав палат, как и при нципы их комп лектования, раз личен. Депутаты Государственной Думы из бираются на селением стра ны путем все общих, равных и прямых вы боров (450 де путатов). Члены Совета Федерации вы бираются путем косвенных вы боров из пре дставителей субъектов Федерации (по два от каждого субъекта 170 чел.). При этом одно и то же лиц о не мож ет одно временно являться членом Совета Федерации и де путатом Государственной думы. Федеральное со брание является по стоянно де йствующим орган ом (ст. 99 Конституции РФ). Государственная дума из бирается на конституционно установлен ный срок — 5 лет.
Совет Федерации установлен ного срока де ятельности не им еет. Федеральное Собрание является един ым парламентским орган измом, но Конституция РФ устанавливает, что Совет Федерации и Государственная Дума за седают раз дельно.
Сегодня Парламент России так же, как во врем ена Российской им перии, со стоит из двух палат. Первые вы боры в парламент про шли в де нь все народного голосования по Конституции, то есть 12 де кабря 1993 год а. Во многих стра нах парламент им еет спец иальное на звание (Федеральное со брание в РФ, Конгресс в США). Парламент вы полняет за конодательные функции и из бирается по установлен ной Конституцией сис теме, что является основ ой по строения орган ов де мократического прав ового госуд арства.