Введение
Глава 1. Теоретические основы права
1.1. Верховенство права
1.2. Комплексность права и ее природа
Глава 2. Предмет и метод гражданского права
2.1. Состав предмета гражданского права
2.2. Метод гражданского права
Заключение
Список использованной литературы
Как и каждая отрасль, гражданское право представляет собой особый комплекс правовых норм, что регулируют общественные отношения. Данная отрасль регулирует основную часть отношений, которые возникают в гражданском обществе.
Предмет гражданского права - это имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, характеризующиеся равенством, автономией воли и имущественной самостоятельностью участников этих отношений (ст. 2 ГК РФ).
Ответ на эти вопросы во многом характеризует содержание отрасли, сферу и пределы ее действия, ее отграничение от других отраслей права данной страны.
Гражданское право в России регулирует главным образом имущественные отношения, т.е. отношения, которые в содержании и объектах выражают материальные блага, ценности и которые в соответствии с этим могут иметь денежную оценку.
Таким образом, предмет гражданского права характеризуется тем, что эта отрасль российского права охватывает важнейшую (основополагающую) область жизни современного общества, которую нередко именуют «экономическим базисом», и главные участки практической деятельности людей. Гражданское право регулирует содержание и основные виды собственности, основания и порядок ее осуществления, отношения гражданского оборота, другие имущественные отношения во всех сферах общества.
При этом гражданское право регулирует имущественные отношения особым методом - на началах равенства, автономии воли и имущественной (имущественно-распорядительной) самостоятельности субъектов отношения, т.е. регулирует тем способом, который в полной мере соответствует требованиям товарно-рыночной экономики и демократическим началам жизни общества.
Вместе с тем гражданское право регулирует и обширную область личных неимущественных отношений. Выражение ГК РФ о том, что они входят в предмет гражданского права, поскольку «связаны» с имущественными отношениями, нужно понимать в широком значении слова «связаны». Это не только отношения, которые непосредственно находятся в одном комплексе с имущественными, но и такие личные отношения и отношения в области авторства, научных открытий, в других неимущественных областях, которые строятся на тех же своеобразных основах, что и имущественные отношения гражданского права - на началах равенства, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, то есть в соответствии с методом гражданского права.
Цель работы – исследовать предмет и метод гражданского права.
Предмет отрасли права отвечает на вопрос, что она регулирует (определяет и охраняет), а метод - как она регулирует.
В соответствии с поставленной целью в данной работе решаются следующие задачи: изучить предмет гражданского права;
охарактеризовать предмет гражданского права соотносительно к четырем группам общественных отношений; исследовать особенности метода гражданского права.
Информационную базу работы составили правые акты, регулирующие вопросы имущественных и личных неимущественных отношений участников на основе равенства, автономии воли и имущественной самостоятельности.
Структура. Работа состоит из введения, двух глав и четырех параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы права
1.1. Верховенство права
Человечество за по следние 30 лет из менилось на столько, что все основ ные со циальные институты, вы работанные все мирным со обществом за тысячелетия, не тол ько не способ ствуют гуманитарному раз витию людей, но за частую являются его пре пятствием. Сверхзадача со временности - по иск нов ой путеводной звезды, главного ориентира, по зволяющего свернуть с не избежно тупикового стремления к им ущественному богатству. Таким ориентиром мож ет и до лжна ста ть един ственная об щественная цен ность - верховенство прав а. В чем конкретно, в каких особ енностях прав овой сис темы вы ражается при нцип верховенства прав а? Здесь на пер вый план , как свидетельствует прак тика пер едовых де мократических стра н с раз витым граждан ским об ществом, вы двигается ряд особ енностей, характер изующих со стояние, уровень об щественного при знания, со вершенство прав овой сис темы. Вот их краткое, схематическое об означение по четырем по зициям.
Первое. Высокий, по жалуй, даже во звышенный ста тус категории «прав о» во все й со циальной сис теме, одно порядковый с категорией «де мократия», за ложенная в не й на правленность на то, чтобы по лучить до лжное раз витие в со ответствии с требованиями граждан ского об щества и в так ом качестве за нять в не м цен тральное место, бы ть не рушимой со циальной цен ностью.
Правда, сил а прав а - это в не малой степени сил а госуд арства, так же по сво им по тенциям ключевое цивилизационное от крытие чело вечества (особ енностями вне шнего прав а являются при нудительность, публичность, госуд арственность, суверенность). Но все же прав о - особ ая сил а. Институт, об ладающий мощной со циальной энергетикой. И де ло не тол ько в том, что в прав овой материи вла стно-госуд арственная де ятельность цивилизуется - особ енно в связи с раз умом и гуманистическими чертами прав а. Дело еще и в том, что в об ъективном прав е велика со бственная сил а, не при сущая вла стно-госуд арственной де ятельности как так овой, - пре жде все го сил а, рас крывающаяся в важн ейших сто ронах его все общности, равновесности, а от сюда - все общей норм ативности, способ ности пре дельно точно и строго фиксировать до лжное и во зможное по ведение людей. Социальным институтом, со держащим и на капливающим по зитивный по тенциал раз ума, в усл овиях цивилизации является прав о.С этой точки зрения характер истики так ого важн ого прав ового феномена, как прав овая культ ура (рас смотренного по д углом зрения логики прав а в вид е определен ного со стояния), до лжны бы ть до полнены по ложениями о том, что им енно в прав овой культ уре со средоточиваются и аккумулируются со циальные богатства, об ъективирующие до стижения раз ума в об ласти регулирования вне шних от ношений - до стижения, вы раженные главным об разом в категории чистого прав а.
По сво им коренным особ енностям прав о вы ступает в качестве про дукта раз ума, а в идеале и при бол ее широком угле зрения (и, по нятно, при реализации в об ществе вы сокой юридической культ уры, раз витости юридической сис темы, ее со вершенстве) - в качестве форм ы об ъективированного бы тия раз ума в об ласти вне шних, прак тических от ношений, во площающего сво боду, вы сокие духовные, моральные на чала, и их регулирования.
Право третьего тысячелетия - прав о, кот орое при звано бы ть в сил у сам ой логики об щественного раз вития прав ом цивилизованных на родов.
Конечно, вы ражение «прав о цивилизованных на родов» усл овное, с не которым даже этически не бесспорным, про блемным акцентом. Но оно все же с не обходимой определен ностью об означает особ енности ныне форм ирующихся юридических сис тем, кот орые уже в той или ино й мер е со стоялись как де мократические и прав овые. Притом со стоялись в качестве реально вы сокозначимого звена со временного граждан ского об щества.
Одним из главных при знаков прав а цивилизованных на родов является то, что в не м уже со стоялась или, во всяком слу чае, с до статочной строгостью определилась пер енастройка юридической сис темы в со ответствии с на чалами прав а чело века. Состоялась или определилась не в де кларациях, лозунгах, об ъявленных на мерениях, а на де ле, в сам ом живом орган изме прав а, т.е. в де йствующих юридических механизмах, при нципах, норм ах, в конечном счете - в решениях суд ов, иных юрисдикционных орган ов по конкретным жизненным ситуациям. Следовательно, «прав о цивилизованных на родов» - это по сво ей об щей со циальной характер истике по следовательно гуманистическое прав о (в том знач ении по нятия «гуманистическое», когда оно означает при оритет и вы сшую юридическую знач имость вы сокого до стоинства и не отъемлемых прав и сво бод чело века).
Второй особ енностью, характер изующей со вершенство прав овой сис темы, является при оритет раз витого прав а во все м комп лексе существ ующих в дан ном об ществе со циальных регуляторов. Обладая при до лжном сво ем раз витии уникальными функциями и сво йствами (все общей норм ативностью, строгой определен ностью, до зволительностью и др.), прав о в сво их орган ичных для не го сегментах не им еет альтернативы. Часто встречающиеся в раз личных со циальных сис темах по пытки рас сматривать друг ие регулятивные категории, в том числе по литическую вла сть и мораль, - свидетельство не зрелости или не адекватности дан ной об щественной сис темы, что на прак тике при водит к со циальным из держкам, по терям, явлениям ста гнации.
Принято считать, что на значение об ъективного прав а в об ществе со стоит в том (и эта форм ула как раз по лучила широкое рас пространение сред и прав оведов в со ветское врем я), чтобы бы ть регулятором - определять, упорядочивать и охранять существ ующие об щественные от ношения и по рядки.
Научные по ложения о прав е как регуляторе могут бы ть при знаны вполне конструктивными и по д углом зрения дан ных со временной на уки, не скованной идеологическими до гмами. Так или иначе, об ъективное прав о включается в широкий спектр факт оров, определяющих по ведение людей (от биологических, инстинктивных про грамм, за ложенных при родой в чело века, до вы сокозначимых со циальных инт ересов, им пульсов вы сокого духовного по рядка), - и не посредственно, и при соединяясь к друг им явлениям и институтам.