ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГОЛОСОВАНИЯ
1.1. Понятие и принципы избирательного права
1.2. Общая характеристика голосования как конституционного принципа избирательного права России
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРИНЦИПА ГОЛОСОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Развитие избирательного законодательства о тайне голосования в дореволюционной России и в советский период
2.2. Современная правовая регламентация принципа тайного голосования
2.3. Обеспечение принципа тайного голосования при проведении голосования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Содержание тайны голосования состоит в исключении контроля за волеизъявлением граждан на всех этапах избирательного процесса. Незаконные воздействия на волеизъявление избирателей предотвращаются организационно-правовыми средствами обеспечения принципа тайного голосования: в момент голосования избиратель находится в специальном помещении или кабине один, голосует исключительно из своих убеждений, и, что самое главное - результат голосования каждого конкретного избирателя не может быть идентифицирован позднее. Говоря о значении скрываемых сведений важно отметить, что тайное голосование исключает возможность выявления волеизъявления конкретного избирателя и его дальнейшего преследования в зависимости от сделанного выбора, что в свою очередь укрепляет веру людей в институт выборов и честность их результатов.
Принцип голосования является гарантией демократических выборов и его нарушение опасно тем, что в таком случае полностью теряется независимость выбора каждого избирателя, что в свою очередь ставит под сомнение результаты выборов в целом. Именно поэтому в соответствии с российским законодательством за нарушение тайны голосования предусмотрена уголовная ответственность.
Несмотря на значимость реализации принципа тайного голосования при проведении выборов и референдумов в Российской Федерации должной правовой регламентации в российском законодательстве указанный принцип и механизмы его обеспечения не имеют.
Определение принципа тайного голосования, закрепленное в нормативно-правовых актах, регламентирующих электоральные отношения, не соответствует современным реалиям избирательной практики. При определении тайного голосования не учитываются организационные и технические особенности проведения голосования в отдельных его формах, когда особое значение приобретает сохранение в тайне сведений о волеизъявлении конкретного избирателя не только в процессе голосования, но и на других стадиях избирательного процесса.
Актуальность тематики исследования голосования как одного из базового принципа избирательного права бесспорна. В настоящее время стала очевидной необходимость проведения реформы избирательной системы Российской Федерации, которая вызвана отсутствием доверия граждан к политической системе страны и избирательным процессам. Говоря о совершенствовании избирательного процесса, необходимо в первую очередь обращать внимание на соблюдение его принципов. Любые реформы, несоответствующие принципам всеобщего, равного, прямого избирательного права и принципу тайного голосования, негативно влияют на развитие института выборов в Российской Федерации.
Целью данной курсовой работы является изучение голосования как одного из базовых принципов избирательного права, анализ реализации данного принципа в избирательном процессе.
Реализация данной цели подразумевает выполнение следующих задач:
- анализ характеристики голосования как конституционного принципа избирательного права России;
- определение места голосования в системе принципов избирательного права;
- изучение развития избирательного законодательства о тайне голосования в дореволюционной России и в советский период;
- анализ обеспечение принципа тайного голосования при проведении голосования;
- исследование современной правовой регламентации принципа тайного голосования;
Для исследования данной работы были использованы различные источники такие, как труды различных ученых в области юриспруденции: Алексеев И.А., Головин А.Г., Дмитриев Ю.А., Юшков С.В..
Методологическую основу исследования составляет комплексный подход и системный анализ. В процессе исследования были использованы следующие частнонаучные и общенаучные методы: исторический, функционально-структурный, аналитический, логический.
Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
ГЛАВА 1. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГОЛОСОВАНИЯ
1.1. Понятие и принципы избирательного права
Ключевой категорией для вы боров, а так же для институтов от зыва, референдума, на родной за конодательной инициативы является по нятие из бирательного прав а.
Термин «из бирательное прав о» употребляется в двух знач ениях: об ъективном и субъективном. Объективно из бирательное прав о — это раз дел конституционного прав а (от дельные норм ы, регулирующие из бирательное прав о, от носятся так же к уголовному прав у — на казания за пре ступления, связанные с вы борами, и к административному прав у — не которые во просы материального и тех нического об еспечения из бирательных комиссий, административные на казания за про ступки, связанные с вы борами, и т.д.). Нормы, регулирующие из бирательное прав о, со держатся в конституциях (об ычно это лишь при нципы из бирательного прав а), в за конах о вы борах (ино гда эти за коны вес ьма про странные и по тому их на зывают из бирательными кодексами), при чем в субъектах феде рации, в по литической авто номии могут де йствовать сво и за коны о вы борах орган ов и до лжностных лиц этих госуд арственных об разований. Такие норм ы могут со держаться в де кретах пре зидента, в по становлениях прав ительства, в решениях конституционных суд ов, касающихся тех или иных во просов из бирательного прав а, в инструкциях цен тральных из бирательных комиссий и друг их орган ов, во зглавляющих про ведение вы боров (на пример, в акт ах верховных из бирательных трибуналов в ряде стра н Латинской Америки)[1].
В субъективном смысле из бирательное прав о — это прав о конкретного лиц а уча ствовать в вы борах. Обычно для этого не обходимо им еть граждан ство дан ного госуд арства (ино странцы в стра не про живания, как прав ило, не голосуют), определен ный во зраст (об ычно 18 лет), бы ть вменяемым (душевное здоровье). Но бы вают и друг ие усл овия, о кот орых буд ет сказано ниже. Существует так же форм альное требование: не обходимо бы ть включенным в список из бирателей, ибо даже если из биратель при дет с удостоверением на прав о голосования в друг ой из бирательный уча сток, он до лжен буд ет бы ть вне сен в до полнительный список из бирателей.
Обычно в за рубежных конституциях на званы лишь при нципы из бирательного прав а, а де тальное регулирование от несено к при нятию спец иального, об ыкновенного или орган ического за кона. В бол ьшинстве слу чаев упоминаются четыре при нципа из бирательного прав а: все общие, равные, прямые вы боры при тайно» голосовании. Иногда до бавляется при нцип сво бодных вы боров, т.е. ис ключения не законного давления на во лю из бирателей.
Всеобщее из бирательное прав о не означает, что все жители стра ны могут уча ствовать в вы борах. Избирательных прав об ычно не им еют ино странцы и лиц а без граждан ства, про живающие в стра не, где про водятся вы боры. Эти категории лиц ино гда могут уча ствовать в вы борах орган ов местного сам оуправления, если они живут в дан ной стра не в течение определен ного врем ени (об ычно много месяцев, а то и год ы) и уплачивают на логи (Венгрия, Испания, Финляндия). В Великобритании в вы борах могут уча ствовать граждан е госуд арств — членов британского Содружества. В ряде стра н Латинской Америки, в Новой Зеландии в вы борах могут уча ствовать ино странцы, но по между народным со глашениям и на основ е взаимности (в Латинской Америке — тол ько граждан е друг их латиноамериканских госуд арств).
Равное из бирательное прав о – это установлен ные за коном равные во зможности для из бирателя влиять на результаты вы боров и одинаковые во зможности бы ть из бранным в со ответствии с усл овиями за кона. Избирательное прав о является равным, если:
1) каждый из биратель им еет равное число голосов; об ычно это один голос, но мож ет бы ть два (на пример, на вы борах в нижнюю палату парламента Германии один голос от дают за партийный список, а второй — за конкретного кандидата по из бирательному округу) и бол ьше;
2) в стра не существ ует един ый из бирательный корпус, т.е. все из биратели не раз делены на со циальные или иные групп ы с не одинаковым (об ычно за ранее фиксированным) пре дставительством, как, на пример, в Китае, когда город ское и сельское на селение пре дставлено в парламенте не одинаково;
3) де путат из бирается от равного числа жителей или из бирателей (в раз ных стра нах по дсчет численности на селения из бирательного округа вед ется в за висимости либо от числа жителей, либо от числа из бирателей), в многомандатных округах до лжна со блюдаться про порция мандатов и из бирателей, в едином об щегосударственном (на циональном) округе до лжна де йствовать одна и та же квота (из бирательный мет р);
4) за кон пре дъявляет одинаковые требования к по рядку вы движения кандидатов, вед ения им и пре двыборной агитации и определен ия результатов вы боров[2].
Прямые вы боры — это не посредственное из брание граждан ами сво их пре дставителей в орган ы госуд арства, от дельных до лжностных лиц (на пример, пре зидента). Почти все гда (ис ключение со ставляет, на пример, королевство Бутан) прямыми вы борами из бираются де путаты нижней палаты парламента, одно палатного парламента, низ овые орган ы местного сам оуправления (об щинные со веты), друг ие орган ы местного сам оуправления. Однако и в дан ном слу чае есть ис ключения. В не которых мусульманских стра нах (Бангладеш, Пакистан) определен ное число женщин-де путатов в нижнюю палату из бирается сам им парламентом, а в одно палатном парламенте мож ет бы ть не большое число де путатов, на значенных пре зидентом из сред ы вы дающихся граждан стра ны (на пример, до 10 чело век в Египте).