ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГОЛОСОВАНИЯ
1.1. Понятие и принципы избирательного права
1.2. Общая характеристика голосования как конституционного принципа избирательного права России
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРИНЦИПА ГОЛОСОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Развитие избирательного законодательства о тайне голосования в дореволюционной России и в советский период
2.2. Современная правовая регламентация принципа тайного голосования
2.3. Обеспечение принципа тайного голосования при проведении голосования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Содержание тайны голосования состоит в исключении контроля за волеизъявлением граждан на всех этапах избирательного процесса. Незаконные воздействия на волеизъявление избирателей предотвращаются организационно-правовыми средствами обеспечения принципа тайного голосования: в момент голосования избиратель находится в специальном помещении или кабине один, голосует исключительно из своих убеждений, и, что самое главное - результат голосования каждого конкретного избирателя не может быть идентифицирован позднее. Говоря о значении скрываемых сведений важно отметить, что тайное голосование исключает возможность выявления волеизъявления конкретного избирателя и его дальнейшего преследования в зависимости от сделанного выбора, что в свою очередь укрепляет веру людей в институт выборов и честность их результатов.
Принцип голосования является гарантией демократических выборов и его нарушение опасно тем, что в таком случае полностью теряется независимость выбора каждого избирателя, что в свою очередь ставит под сомнение результаты выборов в целом. Именно поэтому в соответствии с российским законодательством за нарушение тайны голосования предусмотрена уголовная ответственность.
Несмотря на значимость реализации принципа тайного голосования при проведении выборов и референдумов в Российской Федерации должной правовой регламентации в российском законодательстве указанный принцип и механизмы его обеспечения не имеют.
Определение принципа тайного голосования, закрепленное в нормативно-правовых актах, регламентирующих электоральные отношения, не соответствует современным реалиям избирательной практики. При определении тайного голосования не учитываются организационные и технические особенности проведения голосования в отдельных его формах, когда особое значение приобретает сохранение в тайне сведений о волеизъявлении конкретного избирателя не только в процессе голосования, но и на других стадиях избирательного процесса.
Актуальность тематики исследования голосования как одного из базового принципа избирательного права бесспорна. В настоящее время стала очевидной необходимость проведения реформы избирательной системы Российской Федерации, которая вызвана отсутствием доверия граждан к политической системе страны и избирательным процессам. Говоря о совершенствовании избирательного процесса, необходимо в первую очередь обращать внимание на соблюдение его принципов. Любые реформы, несоответствующие принципам всеобщего, равного, прямого избирательного права и принципу тайного голосования, негативно влияют на развитие института выборов в Российской Федерации.
Целью данной курсовой работы является изучение голосования как одного из базовых принципов избирательного права, анализ реализации данного принципа в избирательном процессе.
Реализация данной цели подразумевает выполнение следующих задач:
- анализ характеристики голосования как конституционного принципа избирательного права России;
- определение места голосования в системе принципов избирательного права;
- изучение развития избирательного законодательства о тайне голосования в дореволюционной России и в советский период;
- анализ обеспечение принципа тайного голосования при проведении голосования;
- исследование современной правовой регламентации принципа тайного голосования;
Для исследования данной работы были использованы различные источники такие, как труды различных ученых в области юриспруденции: Алексеев И.А., Головин А.Г., Дмитриев Ю.А., Юшков С.В..
Методологическую основу исследования составляет комплексный подход и системный анализ. В процессе исследования были использованы следующие частнонаучные и общенаучные методы: исторический, функционально-структурный, аналитический, логический.
Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
ГЛАВА 1. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГОЛОСОВАНИЯ
1.1. Понятие и принципы избирательного права
Ключевой категорией для выборов, а также для институтов отзыва, референдума, народной законодательной инициативы является понятие избирательного права.
Термин «избирательное право» употребляется в двух значениях: объективном и субъективном. Объективно избирательное право — это раздел конституционного права (отдельные нормы, регулирующие избирательное право, относятся также к уголовному праву — наказания за преступления, связанные с выборами, и к административному праву — некоторые вопросы материального и технического обеспечения избирательных комиссий, административные наказания за проступки, связанные с выборами, и т.д.). Нормы, регулирующие избирательное право, содержатся в конституциях (обычно это лишь принципы избирательного права), в законах о выборах (иногда эти законы весьма пространные и потому их называют избирательными кодексами), причем в субъектах федерации, в политической автономии могут действовать свои законы о выборах органов и должностных лиц этих государственных образований. Такие нормы могут содержаться в декретах президента, в постановлениях правительства, в решениях конституционных судов, касающихся тех или иных вопросов избирательного права, в инструкциях центральных избирательных комиссий и других органов, возглавляющих проведение выборов (например, в актах верховных избирательных трибуналов в ряде стран Латинской Америки)[1].
В субъективном смысле избирательное право — это право конкретного лица участвовать в выборах. Обычно для этого необходимо иметь гражданство данного государства (иностранцы в стране проживания, как правило, не голосуют), определенный возраст (обычно 18 лет), быть вменяемым (душевное здоровье). Но бывают и другие условия, о которых будет сказано ниже. Существует также формальное требование: необходимо быть включенным в список избирателей, ибо даже если избиратель придет с удостоверением на право голосования в другой избирательный участок, он должен будет быть внесен в дополнительный список избирателей.
Обычно в зарубежных конституциях названы лишь принципы избирательного права, а детальное регулирование отнесено к принятию специального, обыкновенного или органического закона. В большинстве случаев упоминаются четыре принципа избирательного права: всеобщие, равные, прямые выборы при тайно» голосовании. Иногда добавляется принцип свободных выборов, т.е. исключения незаконного давления на волю избирателей.
Всеобщее избирательное право не означает, что все жители страны могут участвовать в выборах. Избирательных прав обычно не имеют иностранцы и лица без гражданства, проживающие в стране, где проводятся выборы. Эти категории лиц иногда могут участвовать в выборах органов местного самоуправления, если они живут в данной стране в течение определенного времени (обычно много месяцев, а то и годы) и уплачивают налоги (Венгрия, Испания, Финляндия). В Великобритании в выборах могут участвовать граждане государств — членов британского Содружества. В ряде стран Латинской Америки, в Новой Зеландии в выборах могут участвовать иностранцы, но по международным соглашениям и на основе взаимности (в Латинской Америке — только граждане других латиноамериканских государств).
Равное избирательное право – это установленные законом равные возможности для избирателя влиять на результаты выборов и одинаковые возможности быть избранным в соответствии с условиями закона. Избирательное право является равным, если:
1) каждый избиратель имеет равное число голосов; обычно это один голос, но может быть два (например, на выборах в нижнюю палату парламента Германии один голос отдают за партийный список, а второй — за конкретного кандидата по избирательному округу) и больше;
2) в стране существует единый избирательный корпус, т.е. все избиратели не разделены на социальные или иные группы с неодинаковым (обычно заранее фиксированным) представительством, как, например, в Китае, когда городское и сельское население представлено в парламенте неодинаково;
3) депутат избирается от равного числа жителей или избирателей (в разных странах подсчет численности населения избирательного округа ведется в зависимости либо от числа жителей, либо от числа избирателей), в многомандатных округах должна соблюдаться пропорция мандатов и избирателей, в едином общегосударственном (национальном) округе должна действовать одна и та же квота (избирательный метр);
4) закон предъявляет одинаковые требования к порядку выдвижения кандидатов, ведения ими предвыборной агитации и определения результатов выборов[2].
Прямые выборы — это непосредственное избрание гражданами своих представителей в органы государства, отдельных должностных лиц (например, президента). Почти всегда (исключение составляет, например, королевство Бутан) прямыми выборами избираются депутаты нижней палаты парламента, однопалатного парламента, низовые органы местного самоуправления (общинные советы), другие органы местного самоуправления. Однако и в данном случае есть исключения. В некоторых мусульманских странах (Бангладеш, Пакистан) определенное число женщин-депутатов в нижнюю палату избирается самим парламентом, а в однопалатном парламенте может быть небольшое число депутатов, назначенных президентом из среды выдающихся граждан страны (например, до 10 человек в Египте).
При тайном голосовании избиратель подает свой голос без ведома других лиц путем заполнения избирательного бюллетеня, использования избирательной машины (в США, Индии и др.), с помощью электронной карточки избирателя (в Бразилии предполагается ввести такую систему в 1998 г.). Нарушение тайны голосования карается законом. Никто не имеет права требовать информацию о том, как голосует тот или иной избиратель, если только сам избиратель не пожелает сообщить об этом. Открытые выборы осуществляются очень редко, обычно в низовом звене представительных органов путем поднятия руки. Они использовались до 90-х годов в некоторых африканских странах на выборах органов местного самоуправления, а в настоящее время применяются при выборах низового звена собраний народных представителей в Китае.