Курсовая работа|Право

Рассмотрение органами исполнительной власти дел об административных правонарушениях

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2011 | Страниц: 36

 

 

Введение

1.

Порядок рассмотрения органами исполнительной власти дел об административных правонарушениях

1.1.

Процессуальное положение должностного лица органа исполнительной власти

1.2.

Реализация прав граждан в производстве по делам об административных правонарушениях

1.3.

Права и обязанности государственных органов исполнительной власти

2.

Процессуальное положение свидетеля

3.

Эксперт и специалист

3.1.

Порядок использования специальных знаний в деле об административном правонарушении

3.2.

Права и обязанности эксперта и специалиста

4.

Переводчик

5.

Права и обязанности адвоката и представителя

6.

Понятой

 

 

 

Заключение

 

Литература

В правовом государстве реализация прав граждан происходит посредством правовых механизмов, которые "приводятся" в действие при помощи органов государственной власти. В том числе органами исполнительной власти. Именно на них государством возложены разнообразные функции, в частности управление государственным имуществом, осуществление контроля и надзора, принятие нормативных правовых актов и оказание государственных услуг[1]. Центральной задачей органов исполнительной власти, по нашему мнению, является реализация законодательных положений, направленных на защиту прав гражданина и создание необходимых условий для реализации последним своих прав и законных интересов. При этом характерной особенностью отношений гражданина и исполнительной власти является возможность использования принудительной силы (государственного принуждения) соответствующим властным органом. В свою очередь, гражданин обладает определенным кругом прав и обязанностей по отношению к исполнительной власти, уравновешивающим его положение в отношениях с государственно-властными субъектами.

Отношения между гражданином и органами исполнительной власти весьма разнообразны. К ним относятся и отношения положительного свойства, то есть реализация предоставленных законом прав и свобод, а также обязанности гражданина перед государством. Эти отношения включают и явления негативного характера, то есть совершение правонарушений. Реализацию права гражданин может осуществить самостоятельно либо при содействии органов исполнительной власти, обязанных помочь ему в этом, но при нарушении требований законодательства вмешательство исполнительных органов власти неизбежно и необходимо. В данном случае эти органы реализуют свои функции по контролю и надзору.

Функции по контролю и надзору согласно Указу Президента РФ от 9 марта 2004 г. (подп. "б" п. 2) - это осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения; выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам; регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов.

Относительно дел об административных правонарушениях мы ограничиваемся отдельным видом контрольной функции - административно-юрисдикционной функцией органа исполнительной власти, которая реализуется посредством рассмотрения и разрешения дел об административных правонарушениях, рассмотрением и разрешением споров между гражданами и органами государственной власти. Это правоприменительная и правоохранительная деятельность, направленная на принятие индивидуального акта по конкретному факту нарушения режима законности в административно-правовых отношениях. Такое нарушение может выражаться в совершении административного правонарушения или принятии органом публичной власти решения, ограничивающего права и свободы отдельного гражданина (юридического лица). Подобная деятельность является не только результатом совершения правонарушения, но и осуществлением контроля за принятыми органами исполнительной власти решениями, а также действиями должностных лиц. Сочетая в себе черты деятельности по применению права и охране прав и законных интересов, такая деятельность органов исполнительной власти непосредственно затрагивает права и свободы граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, и поэтому надлежащая процессуальная регламентация данного вида деятельности представляет собой первоочередную задачу.

Назначение административно-процессуальных норм состоит в том, чтобы обеспечить реализацию соответствующих материальных административно-правовых норм. Вместе с тем обеспечение реализации материальных норм еще не означает обеспечение законной реализации самих административно-процессуальных норм. Задача же норм-гарантий состоит не только в том, чтобы обеспечить посредством установления процессуальных норм законную реализацию норм материальных (это в большей степени свойственно процессу правотворчества), но и в том, чтобы обеспечить законное применение самих процессуальных норм[2].

Охарактеризуем процессуальное положение гражданина и органов исполнительной власти в деле об административном правонарушении, а также права и обязанности свидетеля, эксперта, специалиста, переводчика, защитника, представителя и понятого как участников производства по делам об административных правонарушениях

 

  1. Порядок рассмотрения органами исполнительной власти дел об административных правонарушениях

1.1. Процессуальное положение должностного лица органа исполнительной власти

При возложении на органы исполнительной власти обязанности по рассмотрению и разрешению дел об административных правонарушениях, по нашему мнению, достигается более быстрое (своевременное) разрешение дел данной категории, обеспечивается максимальная оперативность разрешения таких дел, что помогает "разгрузить" судебные органы от рассмотрения специфичных и менее значительных (в сравнении с уголовными) правонарушений. Такой подход базируется на многолетнем опыте России и зарубежных стран. На отдельные органы исполнительной власти возлагалось решение споров в сфере управления и привлечения к ответственности нарушителей правопорядка. К таким органам в советское время относились, например, земельные комиссии[3]. Основная административно-юрисдикционная нагрузка возлагалась на исполнительные комитеты. Так, исполком местного совета рассматривал жалобы, поданные в связи с нарушениями избирательных прав граждан, в частности невключение в список избирателей[4]. С развитием административных правоотношений потребовалось расширение и административно-юрисдикционного статуса органов исполнительной власти. Ко второй половине XX в. число органов исполнительной власти, наделенных административно-юрисдикционным статусом, значительно возрастает, и к началу XXI в. практически все они наделяются административно-процессуальными функциями.

В зарубежных странах органы исполнительной (публичной) власти также обладают правом разрешать споры между гражданами и органами публичной власти, привлекать граждан (их объединения) к административной ответственности. Так, в Великобритании действует целая система квазисудебных органов - административных трибуналов, деятельность которых позволяет значительно облегчить работу судей. Эти органы рассматривают более одного миллиона дел в год[5]. Однако в зарубежных странах англосаксонской системы права наблюдается тенденция к отделению квазисудебных функций от органов исполнительной власти и передаче их независимым органам правосудия по административным делам[6]. Такая тенденция представляется нам неоправданной. Развитие административно-юрисдикционных функций у органов публичной администрации обусловлено многими факторами. Как уже отмечалось, это способствует "разгрузке" судебной системы, процедура рассмотрения дел в административном порядке более упрощена, что облегчает положение заявителя. Формирование же системы квазисудебных органов, наряду с аналогичными судебными, в отрыве от органов публичной администрации повлечет снижение качества принимаемых решений, поскольку высокое качество и эффективность решений административного органа по таким делам зависят от квалификации должностного лица, рассматривающего дело и принимающего решение.

Право разрешать дела об административных правонарушениях передано органам исполнительной власти небезосновательно. Их сотрудники владеют необходимыми знаниями для надлежащего рассмотрения таких дел в качестве "первой инстанции". Поскольку органы исполнительной власти в соответствии со своей компетенцией осуществляют контрольные и надзорные функции, то имеющаяся у них информация об объекте правонарушения позволяет качественно и квалифицированно принимать решения по существу дела. Таким образом, исполнительные органы государственной власти становятся и органами, отвечающими за надлежащий порядок привлечения к административной ответственности в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения подобных предписаний.

[1] Пункт 2 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" // СЗ РФ. 2004. N 11. Ст. 945.

[2] Поникаров В.А. Нормы-гарантии в административно-юрисдикционной деятельности уголовно-исполнительной системы России // Административное право и процесс, 2006,  2

[3] Ладыженский А. К вопросу о судебно-земельных комиссиях Северо-Кавказского края // Советское право: Журнал Института советского права. М.-Л., 1927. N 6(24). С. 109 - 113.

[4] Декрет ВЦИК СССР "Положение о Выборах в Верховный Совет СССР" // СЗ РСФСР. 1937. N 43. Ст. 182

[5] Николаева А.А., Сальников В.П., Соловьева А.К. Административное судопроизводство: проблемы теории и практики разрешения публично-правовых споров: Монография. Фонд "Университет" / Под общ. ред. В.П. Сальникова. СПб., 2002. С. 42.

[6] Там же. С. 44.

  1. Кодекс РФ об административных правонарушениях // СЗ РФ. 2002. N 1
  2. Трудовой кодекса РФ // СЗ РФ. 2002. N 1
  3. ФКЗ от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1997. N 9.
  4. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-Ф3 "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2002. N 23.
  5. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" // СЗ РФ. 2004. N 11.
  6. Бишманов Б.М. Эксперт и специалист в уголовном судопроизводстве. М.: МПСИ, 2003
  7. Васильев Ф.П. Классификация доказательств по делу об административном правонарушении // Административная ответственность. Вопросы теории и практики / Под ред. Н.Ю. Хаманевой. М., 2004.
  8. Вербицкая М.А., Русскевич Е.В. Участие специалиста как одна из форм использования специальных знаний в производстве по делам об административных правонарушениях // Труды юридического факультета СевКавГТУ. Вып. 2. Ставрополь, 2004.
  9. Денисов С.А. Механизм нейтрализации прав граждан в сфере государственного управления // Административно-правовой статус гражданина / Под ред. Н.Ю. Хаманевой. М.: ИГП РАН, 2004.
  10. Ищенко П.П. Специалист в следственных действиях. М.: Юрид. лит., 1990; Хрусталев В.Н., Трубицын Р.Ю. Участие специалиста-криминалиста в следственных действиях. СПб.: ПИТЕР, 2003.
  11. Калашникова Н.Я. Гарантии прав свидетеля, эксперта, переводчика и понятого в советском уголовном процессе. М., 1966.
  12. Кузякин Ю.П. Формы применения специальных знаний в производстве по делам об административных правонарушениях // Административное право и процесс, 2005, № 4.
  13. Куракин А.В., Астахов Д.В, Сальников М.Г., Куракина А.Н. Права и обязанности свидетеля, эксперта, специалиста, переводчика, защитника, представителя и понятого как участников производства по делам об административных правонарушениях // Право и политика, 2006, № 3
  14. Лупарев Е.Б. Доказывание в административном процессе: некоторые спорные вопросы теории и практики // Академический правовой журнал. 2003. N 3.
  15. Мельникова В.И. Актуальные проблемы реализации прав граждан при рассмотрении органами исполнительной власти дел об административных правонарушениях // Журнал российского права, 2005, № 10.
  16. Мишкинис А.П. Участники производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности. Дис. канд. юрид. наук. М., 1986.
  17. Николаева А.А., Сальников В.П., Соловьева А.К. Административное судопроизводство: проблемы теории и практики разрешения публично-правовых споров: Монография. Фонд "Университет" / Под общ. ред. В.П. Сальникова. СПб., 2002.
  18. Поникаров В.А. Нормы-гарантии в административно-юрисдикционной деятельности уголовно-исполнительной системы России // Административное право и процесс, 2006,  2.
  19. Россинская Е.Р. Использование специальных знаний в гражданском и арбитражном процессе - реалии и предложения // Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: год правоприменения. М.: МГЮА, 2004.
  20. Россинская Е.Р. Возможности экспертизы по делам об административных правонарушениях // Закон. 2002. N 7.
  21. Россинский Б.В. О предмете и системе административного права // Административное право: теория и практика. М., 2002.
  22. Россинский Б.В., Россинская Е.Р. Статус эксперта и специалиста, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении // Журнал российского права. 2000. N 9.
  23. Юридический энциклопедический словарь. М., 1984.
  24. Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июля 2004 г. N 15-П "По делу о проверке конституционности части 5 статьи 59 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросами Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан, Губернатора Ярославской области, Арбитражного суда Красноярского края, жалобами ряда организаций и граждан" // РГ. 2004. 27 июля.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Право
2014 год 41 стр.
Курсовая Добровольный отказ от преступления
diplomstud
Курсовая работа Право
2011 год 27 стр.
Курсовая Ничтожные сделки
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское