Начало 90-х гг. прошлого века ознаменовано принципиально новым явлением в российском федерализме - международными и внешнеэкономическими связями субъектов Российской Федерации.
Правовой основой для этого послужили Федеративный договор от 31 марта 1992 г. «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации», Конституция РСФСР 1978 г. (с изм.), а затем и Конституция РФ 1993 г.
Осуществление и развитие международных и внешнеэкономических связей регионов имеют чрезвычайную важность для российской государственности в целом, поскольку являются одним из составных элементов внутренней и внешней политики нашей страны.
К целям региональной политики государства в соответствии с Указом Президента РФ от 3 июня 1996 г. N 803 «Об Основных положениях региональной политики в Российской Федерации» относится ее использование в области международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации для обеспечения внешнеполитических и внешнеэкономических интересов Российской Федерации на международной арене (подразд. 3.3 «Государственное регулирование международной и внешнеэкономической деятельности субъектов Российской Федерации»).
Право субъекта РФ на ведение переговоров и заключение соглашений с иностранными партнерами не должно нарушать территориальную целостность Российской Федерации и затрагивать ее полномочия и прерогативы как суверенного государства (п. «к», «л», «м», «н» ст. 71 Конституции РФ), а также ущемлять законные интересы иных российских регионов.
В этой связи принятый ФЗ РФ № 4-ФЗ от 04.01.1999 г. «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ» имеет исключительно важное значение для правового обеспечения баланса интересов РФ и ее субъектов в вопросах соблюдения единства внешней политики, привлечения иностранных инвестиций, а также может служить для использования потенциала российских регионов в целях поддержки соотечественников за рубежом. Значимость данного Закона подтверждается также тем, что в ходе проводимой в России федеративной реформы в него не было внесено ни одного изменения. Создан и в целом эффективно функционирует механизм его реализации. На основе данного Закона и в целях реализации его положений большинство субъектов РФ разработали и приняли собственные законодательные и иные нормативные правовые акты.
Согласно Конституции РФ субъекты Российской Федерации представляют собой территориально-государственные образования, правовой статус которых вытекает из принципа единства системы государственной власти в РФ (ч. 3 ст. 5).
В соответствии с данным принципом субъекты РФ обладают на основе разграничения предметов ведения и полномочий между двумя уровнями государственной власти - Российской Федерацией и ее субъектами - совокупностью прав и обязанностей в различных областях жизнедеятельности, в том числе в осуществлении международных и внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также международными организациями.
Принимая во внимание, что эта сфера правового регулирования отнесена к предметам совместного ведения, компетенция регионов при осуществлении международных и внешнеэкономических связей основывается на федеральных законах, подзаконных актах и договорах между органами государственной власти РФ и ее субъектов.
Наделение Российской Федерации исключительно координирующей ролью в данной сфере дает возможность субъектам РФ принимать на основе федерального законодательства собственные нормативные правовые акты, определяющие порядок реализации ими своих правомочий в рамках построения договорных отношений с иностранными партнерами. При этом региональные нормативные правовые акты не могут противоречить федеральным (ст. 76 Конституции РФ).
Большинство соглашений о международных связях заключаются субъектами РФ либо с находящимися с ними на одном уровне публично-правовыми образованиями иностранных государств, либо с международными организациями с целью участия в деятельности создаваемых ими органов.
Вместе с тем субъекты РФ могут с согласия Правительства РФ полномочия вступать в правоотношения с органами государственной власти иностранных государств. Таким образом, субъекты РФ могут заключать соглашения непосредственно с органами законодательной, исполнительной и даже судебной власти иностранных государств, но не с самими иностранными государствами.
Решение Правительства РФ о его согласии на осуществление субъектами РФ связей с органами государственной власти иностранных государств принимается на основании обращения уполномоченных органов власти субъектов РФ, содержащих обоснование необходимости такого взаимодействия.
Под международными связями субъектов РФ понимается взаимодействие с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, международными организациями, а также с органами государственной власти иностранных государств в различных областях жизнедеятельности, в частности, в рамках торгово-экономического, научно-технического, экологического, гуманитарного, культурного сотрудничества.
Система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами РФ самостоятельно в точном соответствии с основами конституционного строя РФ, принципами разделения властей и единства системы государственной власти, а также при едином подходе к организации представительных и исполнительных органов власти.
Высшее должностное лицо субъекта РФ в силу своего правового статуса без предъявления полномочий обладает безусловным правом на осуществление международных и внешнеэкономических связей с иностранными партнерами, в том числе на ведение переговоров, в строгом соответствии с законодательством РФ и ее субъектов.
Вместе с тем отдельные полномочия на ведение переговоров и/или подписание международных соглашений могут быть переданы высшим должностным лицом субъекта РФ на основании специальных документов об их делегировании иным лицам, замещающим государственные должности на уровне субъекта РФ.
Так, на уровне регионального законодательства РФ такими отдельными полномочиями могут быть наделены высшие органы как законодательной, так и исполнительной власти субъектов РФ (в том числе отраслевые и/или функциональные органы исполнительной власти). Ими могут заключаться межправительственные, межпарламентские или межведомственные соглашения.
Субъекты РФ при ведении переговоров и заключении международных соглашений с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, международными организациями, а с согласия Правительства РФ - с органами государственной власти иностранных государств не должны ущемлять права и законные интересы как РФ, так и регионов.
Это означает, что субъекты РФ при осуществлении международных и связей должны неукоснительно следовать положениям Конституции РФ, общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам РФ, договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и ее субъектов, а также федеральным законам, изданным по предметам исключительного ведения РФ и по предметам совместного ведения.
В данный перечень необходимо также добавить подзаконные нормативные правовые акты, издаваемые РФ для целей координации международных и внешнеэкономических связей ее субъектов.
Таким образом, в соглашения, заключаемые субъектами РФ в рамках международных связей, не допускается включать положения, ущемляющие законные интересы других субъектов РФ и/или противоречащие названным источникам права. Иначе подобные нормативные акты в зависимости от их содержания могут быть признаны в судебном порядке недействительными полностью или в соответствующей части.
Целью данной работы является изучение современных тенденций в сотрудничестве Москвы с федеральными землями ФРГ.
Задачи работы:
- рассмотреть Концептуальное закрепление роли и места Европы и ФРГ во внешнеполитической деятельности РФ;
- проанализировать приоритеты экономической и научно-технической взаимосвязи Москвы и Баварии;
- определить основные направления культурного, гуманитарного и спортивного сотрудничества Москвы и Баварии, формы и методы их реализации.
1.Концептуальное закрепление роли и места Европы и ФРГ во
внешнеполитической деятельности РФ
1.1 На государственном уровне
Значительным событием в сфере европейского сотрудничества стал Региональный европейский конгресс, который состоялся 2 - 4 августа 2007 г. в столице Германии в г. Берлин. В этом научном форуме участвовали более 400 исследователей из 38 стран, причем не только из Европы, включая и Россию, но и из США, Канады, Японии.
Трансформация центрально-европейских идей, концепций, утверждение новой символики на карте Центральной Европы метафорически подтверждают политическое и духовное возвращение этих стран в лоно Европы.
Однако страны Центральной Европы, являясь своего рода «посредником» между Германией и Россией, отторгаются от Востока и интегрируются в ЕС. При этом Россия, как и другие страны, переживает период самоидентификации. Без этих процессов Европа не может быть Европой в полном смысле. Между тем концепция Центральной Европы может быть понята как политический акт, ее возможности могут быть использованы другими странами, которые не входят в ЕС или российское пространство. Затем докладчик остановился на взаимоотношениях Украины с другими странами.
Для соседей европейских стран (для нынешних и будущих) остается неясной политика соседства. Это можно охарактеризовать как один из промежуточных шагов (в контексте перманентного расширения или завершения игры, направленной на вовлечение в свою среду определенной категории государств). Как расширение политику соседства можно объяснить с материальной и идеологической точек зрения.
Эти два подхода больше совпадают, нежели противоречат друг другу. Сегодня больше и больше говорят об уменьшении темпов расширения и увеличении процесса сотрудничества с государствами, которые прилегают к ЕС.
Имеется прямая концептуальная связь между расширением и политикой соседства. Скрытое расширение постепенно теряет темп, блокируя возможность увеличения ЕС за счет новых соседей. В конечном итоге такая стратегия может привести к неожиданным результатам отхода соседей от ЕС.
Страны Европы пытаются расширить «круг друзей», находящихся в орбите политики ЕС, а Россия хочет вернуть в свою «сферу влияния» ближайших соседей, особенно из среды бывших союзных республик. В качестве «исконных соседних регионов» выступают одни и те же страны. Сопротивление России политике европейского добрососедства отражает не только стремление установить равноправные отношения с европейскими странами, но и желание препятствовать проникновению ЕС в исторически определенное соседство России. Другими словами, отношения между европейскими странами и РФ имеют потенциальные возможности как для партнерства, так и для соперничества. Политику европейских стран в отношении ее соседей Россия воспринимает как своего рода вторжение в ее собственное геополитическое соседство. Сотрудничество Европы и РФ осложняется проблемами второго порядка, т.е. потенциальным соперничеством за влияние на соседей, и это может дать обратный эффект при создании европейско-российской кооперации на одном и том же географическом поле.