Введение
Глава 1 Цифровизация в розничной торговле
1.1 Тенденции цифровизации экономических отношений
1.2 Современные технологии цифровых решения для розничной торговли
Глава 2 Проблемы и перспективы развития применения цифровых решений для розничной торговли
2.1 Цифровая активность организаций розничной торговли
2.2 Факторы, препятствующие переходу розничных организаций к цифровой трансформации
Заключение
Список использованных источников
Понятие «цифровой экономики» используется с 1995 г. как следствие развития интернета и коммуникационных технологий. Развитие технологий повлекло за собой цифровую трансформацию и появление новых сервисов и цифровых продуктов.
Цифровая экономика по определению Всемирного банка [1] рассматривается как система экономических, социальных и культурных отношений, основанных на использовании цифровых информационно-коммуникационных технологий.
Под электронной торговлей понимается в основном покупка или продажа онлайн, в то время как ее следует рассматривать комплексно как цепочку бизнес-процессов, обеспечивающих проведение транзакций, финансовое и логистическое сопровождение.
Торговля в России продолжает оставаться одним из ключевых секторов экономики. Согласно информации Росстата, оборот розничной торговли в 2021 г. составил 33 532,1 млрд руб. (31579,4 млрд. руб в 2020 г.), при этом доля пищевых продуктов, в т.ч. табак и напитки составила 47,9 %, а непродовольственные товары занимают 52,1 % (показатели 2018 года равны 47,7 % и 53,3 % соответственно) [2].
Общемировая тенденция увеличения электронной коммерции (e-commerce) соответствует и российскому обороту, который в 2021 г. составил $30,6 млрд. (по данным исследовательской компании Data Insight), а прирост оценивается в 23 % к предыдущему году; доля электронной торговли в ВВП составляет 1,3 % [3].
Целью данной курсовой работы является рассмотрение понятия цифровых решений в розничной торговле.
Цель курсовой работы предопределила постановку следующих задач:
- Рассмотреть понятие и сущность электронной торговли;
Объектом исследования является цифровые решения как новый способ приобретения розничных товаров и услуг.
Предметом исследования является совокупность социальных экономических отношений, которые способствовали становлению и развитию электронной торговли.
Методологической базой исследования послужили выработанные экономической наукой методы и приемы научного исследования: общенаучные – историко-логический метод, метод научных абстракций, анализ и синтез; и частные – статистический метод, наблюдений и сбора фактов.
Информационно-эмпирической базой исследования послужили материалы, опубликованные в научной литературе, периодической и экономической печати, интернет ресурсы, а также другие информационные источники.
Структура курсовой работы составляет собой введение, две главы, заключение и список использованных источников.
Глава 1 Цифровизация в розничной торговле
1.1 Тенденции цифровизации экономических отношений
По прогнозу института Гайдара рынок электронной торговли в России достигнет 2,78 трлн руб к 2024 г [4], что ниже прогнозов Morgan Stanley, оценки которого составляют 3,491 трлн руб [5] Ожидается увеличение доли электронной торговли в общем обороте продаж, что объясняется с одной стороны ростом числа цифровых платформ (Uber, Amazon, Ozon, Alibaba, Wildberries, Беру! и др) [6] и форм ированием единой информационной среды, а с другой - изменением покупательского поведения, при котором пользователь совершает все больше действий с применением мобильных устройств, в том числе выбор, покупку и оплату товаров и услуг
В России задан вектор на цифровизацию экономики [7] и разработана и реализуется национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [8], которая затрагивает все сферы, в том числе торговлю Государство регулирует отрасль и стимулирует спрос на разнообразные ГГ-технологии в торговле, так, например, за последние несколько лет реализованы проекты по обязательной передаче информации фискальных чеков в ОПД и внедрении кассовых аппаратов, поддерживающих эту функцию; внедрены системы ЕГАИС (единая государственная автоматизированная информационная система) целью которой является контроль над объемом производства и оборотом этилового спирта и Федеральная государственная информационная система «Меркурий», осуществляющая электронную сертификацию грузов и ветеринарный контроль; обязательная маркировка отдельных видов товаров Законодательные инициативы вынуждают компании не только соблюдать требования на минимальном допустимом уровне, но и пересматривать текущие бизнес-процессы в компании и автоматизировать их
Необходимо отметить, что сложившаяся конъюнктура рынка и законодательные инициативы вызывают сопротивление со стороны некоторых представителей бизнеса, однако цифрови-зация продолжает проникать в малый и средний бизнес и руководители компании понимают, что соответствие сложившимся тенденциям и поиск конкурентных преимуществ - залог успеха компании на рынке
По результатам пилотного исследования цифровой активности розничной торговли, проведенного Высшей школой экономики, 40 % опрошенных руководителей торговых компаний считают уровень развития цифровизации в отрасли «высоким» и «очень высоким», в то время как 30 % считают напротив «низким», а 29 % затруднились дать какую бы то ни было оценку [1]
Мировой рынок ритейла все в большей степени осваивает цифровые технологии: большие данные (Big Data), блокчейн, интернет вещей (IoT), искусственный интеллект, технологии виртуальной и дополненной реальности, активно влияют и начинают применяться в том числе и в России