- Концептуальное исследование феномена «сетевое общество» в рамках теории Мануэля Кастельса.
1.1. Анализ методологических подходов к исследованию информационного общества и определение места теории «сетевого общества» Мануэля Кастельса в изучении данного социального феномена.
1.2. Исследование роли сетевых структур общества в становлении развитии информационной эпохе.
1.3. Сетевое общество как генератор новых форм идентичности.
- Исследование социального аспекта формирования и функционирования сетевого общества в России.
2.1. Анализ социальных отношений в России рамках становления и развития информационного общества.
2.2. Условия формирования сетевого общества в России: правовой и организационный аспекты.
2.3. Становление сетевого предпринимательства как структуры сетевого общества России.
- Проблемный анализ функционирования сетевого общества в России в рамках теории Мануэля Кастельса.
3.1. Проблемы информационной безопасности в сетевом обществе.
3.2. Проблемы обеспечения морали и этичности в сетевом обществе.
3.3. Мировое сетевое общество: возможности интеграции России в единое информационное пространство.
-
Концептуальное исследование феномена «сетевое общество» в рамках теории Мануэля Кастельса
Анализ методологических подходов к исследованию информационного общества и определение места теории «сетевого общества» Мануэля Кастельса в изучении данного социального феномена
Одной из обсуждаемых проблем социальных наук является то, что в рамках социологии или культурологии, не говоря уже об экономических или политических исследованиях, не удалось создать теории, которая смогла бы отразить ту степень взаимозависимости качественных и интенсивных информационно-коммуникационных изменений, происходящих в обществе со второй половины ХХ в.
Полипарадигмальность социологии означает признание фактически имеющих место в мировой практике различных теоретико-методологических подходов к исследуемому объекту – информационному обществу. Принцип многообразия подходов заключается в осознании ограниченности каждого из методологических принципов различных наук в рассмотрении общества как объекта исследования. Эта ограниченность преодолевается посредством возможности перехода от одного подхода к другим, опираясь на методологический принцип дополнительности. При этом преимущество социологии как полипарадигмальной науки видится в комбинации различных аспектов рассмотрения общества на каждой стадии его развития, в том числе и на современной стадии - информационной.
в 90-е гг. ХХ в. ключевым понятием социальных наук стало понятие информационного общества.
Общими признаками в описании информационного общества является: ориентация на знания, цифровая форма представления объектов, инновационная природа и виртуализация производства, динамизм социальных процессов, представления об эффективности личности как о человеке, владеющем информационно-коммуникационными технологиями; о высокопроизводительном коллективе как рабочей группе, взаимодействующей на основе информационно-коммуникационных технологий; об интегрированном предприятии, обладающем целостной информационной структурой и демонстрирующем деловую активность в межсетевой среде.
Период становления информационного общества совпал с процессом глобализации, который отразил основные вызовы стремительно меняющегося мира: сверхбыстрое развитие электронной коммерции, скоординированность финансовых рынков, развитие наднациональных организаций, трансфер вкусов. Радикальный характер рассмотренных процессов, затрагивающих первоосновы социальной организации жизни людей, не вызывает сомнений. Социальная теория не могла не откликнуться на это пересмотром собственных предпосылок, категориальных структур, изменением статуса и задач теоретического знания. В этом приняли участие ведущие философы и социологи современности: Ю. Хабермас, Ж. Бодрийяр, Э. Гидденс, У. Бек, Н. Луман, И. Кастельс, М. Маклюен, И. Валлерстайн и др.[1] Об информационном обществе сегодня пишут экономисты, психологи, естествоиспытатели, информационные специалисты. Приверженность определенным подходам, разным дисциплинам влияет на расстановку акцентов и находит выражение в разнообразии предлагаемых трактовок нового состояния социума.
К числу методологически продуктивных социологических подходов к исследованию современного информационного общества следует отнести общественно-формационный, системно-функциональный подходы, а также постмодернистскую доктрину, в рамках которой существует концепция сетевого общества М. Кастельса[2].
Так, по мнению Мануэля Кастельса, сетевые структуры являются одновременно и средством, и результатом глобализации общества. "Новая самобытность, устремленная в будущее,- полагает М. Кастельс,- возникает не из былой самобытности гражданского общества, которой характеризовалась индустриальная эпоха, а из развития сегодняшней самобытности сопротивления"[3]. К субъектам этого сопротивления отнесены, прежде всего, религиозные, экологические, женские (феминистские) организации и движения. С критической точки зрения глобализация трактуется сегодня как изменяющийся баланс сил в современном мире, снижающий роль традиционных политических социокультурных инструментов.
При этом, самым стабильным из хранителей традиции по-прежнему остается язык и его коммуникативные возможности в поддержании стремления к национальной и культурной идентичности. М. Кастельс: "Язык, особенно полноценно развитый, остается основополагающим атрибутом самоутверждения и истэблишментом (основанием) для невидимых национальных границ, менее условных, чем территориальность, и менее эксклюзивных, чем этническая общность. Это хорошо проявляется в исторической перспективе потому, что язык обеспечивает связь между личностной и общественными сферами, между прошлым и настоящим независимо от фактического признания культурной общности государственными учреждениями. Языковые факторы, таким образом, становятся основой многих современных форм национализма, которые формируются вне государственных границ и чаще всего являются более культурными, чем политическими, и поэтому более ориентированными на защиту уже сложившихся традиций культуры, чем на создание и защиту государства"[4].
[1] В работе нужно кратко расписать теории каждого социолога.
[2] Нужно указать перечень работ Кастельса, осуществить их анализ.
[3] Кастельс М. Могущество самобытности // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология // Под. ред. В.Л. Иноземцева. М.: Academia, 1999. С. 300
[4] Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000. С. 21.