Курсовая работа|Экономика предприятия

Малое предпринимательство

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2011 | Страниц: 28

Введение. 

Глава 1. Общетеоретическая характеристика малого предпринимательства. 

1.1. Сущность малого предпринимательства. 

1.2. Критерии отнесения субъектов экономики к малым предприятиям в развитых странах  

1.3 Сильные и слабые стороны малого предпринимательства. 

1.4 Становление малого бизнеса в РФ.

Глава 2. Проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в России. 

2.1 Отдельные причины, тормозящие развитие малого предпринимательства. 

2.2 Перспективы развития малого предпринимательства в России. 

Заключение. 

Литература: 

Конец XX в. для России ознаменовался вступлением на путь демократических реформ. При этом важнейшим направлением реформирования экономики явился переход к рыночным отноше­ниям.

Путь перехода от авторитарного к демократическому государст­ву оказался нелегким. Не меньшие трудности представлял процесс освоения рыночных институтов. Первые 10 лет преобразований не принесли ожидаемых экономических результатов: производство в стране сократилось вдвое, а в отдельных отраслях, таких, как легкая промышленность, — в 6—7 раз. Тяжело отразился на положении страны развал СССР, последствием которого стал разрыв хозяйст­венных связей. 10-летний опыт отечественных рыночных реформ, а также практика развитых стран свидетельствуют, что существенный рывок в экономике невозможен без развития малого бизнеса.

Предпринимательство вообще и малый бизнес в частности из­вестны в России с давних пор. Вначале они проявлялись в торговой форме, в виде промыслов. Широкое развитие предпринимательства приходится на годы правления Петра I (1689—1725) и в порефор­менный период — 60—70-е годы XIX в., а в начале XX в. оно при­обретает массовый характер.

Период, последовавший за революциями 1917 г. (исключая годы нэпа), свел на нет этот способ хозяйствования. Возрождение отече­ственного предпринимательства началось с января 1991 г., с вступ­ления в силу Закона РСФСР от 25 декабря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Малый бизнес — это сово­купность мелких и средних предприятий, ограниченных определен­ными правовыми нормами. Вместе с крупными предприниматель­скими структурами, а также с государственным сектором малый бизнес составляет единое целое. Не преувеличивая значения малого бизнеса, надо вместе с тем отметить, что его роль в развитии эко­номики, в удовлетворении нужд населения достаточно велика, осо­бенно в условиях рыночных методов хозяйствования.

Малые предприятия создают благоприятные условия для оздо­ровления экономики: развивается конкурентная среда; идет насыщение рынка товарами и услугами; создаются дополнительные рабочие места; расширяется потреби­тельский сектор; лучше используются местные сырьевые ресурсы.

Социальная  значение деятельности малых предприятий состоит в их способности в больших масштабах поглощать незанятую рабочую силу, снижать социальную напряженность, без­работицу. Поэтому развитие малых предприятий — это наиболее дешевый путь к рынку, закладывающий гло­бальные основы ресурсосберегающего экономического роста в стране.

Таким образом, исследование проблем развития малого предпринимательства в России сегодня имеет особую актуальность. Именно подобное исследование и станет целью данной работы.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд важных задач:

- Рассмотреть сущность малого предпринимательства;

- Исследовать критерии отнесения субъектов экономики к малым предприятиям в развитых странах;

- Оценить сильные и слабые стороны малого предпринимательства;

- Охарактеризовать историю развития малого предпринимательства в России;

- Выявить отдельные причины, тормозящие развитие малого предпринимательства;

- Оценить перспективы развития малого предпринимательства в России.

 

Глава 1. Общетеоретическая характеристика малого предпринимательства

1.1. Сущность малого предпринимательства

Малым предпринимательством (малым бизнесом) признается деятельность, осуществляемая определенными субъектами рыноч­ной экономики, имеющими установленные законом признаки, конституирующие сущность этого понятия. Как показывает ми­ровая и отечественная практика, основным критерием, на основе которого предприятия (организации) различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предприниматель­ства, является средняя численность работников, занятых за отчет­ный период на предприятии (в организации). В ряде научных ра­бот под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или пред­приятия, управляемые одним собственником.[1]

Наряду со средней численностью персонала критериями отне­сения к малому предпринимательству выступают объем оборота (прибыли, дохода), величина активов, размер уставного капитала и др. По данным Всемирного банка, общее число показателей, по которым предприятия признаются субъектами малого предприни­мательства, превышает 50. Однако наиболее часто применяются вышеназванные.

Международная организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входят развитые страны, опреде­ляет предприятия с числом до 19 человек как «весьма малые», до 99 человек как «малые», от 100 до 499 человек как «средние» и свыше 500 как «крупные».[2]

В российской практике существование малого предпринима­тельства было разрешено в 1988 г., в этот период к числу малых относили государственные предприятия, на которых среднее чис­ло ежегодно занятых не превышало 100 человек. В соответствии с постановлением Совета Министров СССР, принятым в авгус­те 1990 г., к числу малых стали относить предприятия с числом ежегодно занятых, не превышающим: в промышленности — 200 человек, в науке и научном обслуживании — 100 человек, в дру­гих отраслях производственной сферы — 50 человек, в отраслях не­производственной сферы — 25 человек, в розничной торговле — 15 человек. Наряду с этим учитывался и объем хозяйственного оборота, право на определение количественного значения кото­рого предоставлялось союзным республикам. Однако величина хозяйственного оборота практически так и не была установлена. Принцип отнесения предприятий к малым по численности ра­ботников сохранился и в современном российском законодатель­стве.

В соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ»[3] под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных органи­заций (объединений), благотворительных и иных фондов не пре­вышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юри­дическим лицам, не являющимися субъектами малого предпри­нимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предель­ных уровней:

  • в промышленности, в строительстве, на транспорте — 100 человек;
  • в сельском хозяйстве и научно-технической сфере — 60 че­ловек;
  • в оптовой торговле — 50 человек;
  • в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек;
  • в остальных отраслях и при осуществлении других видов де­ятельности — 50 человек.

Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характе­ра и по совместительству с учетом реально отработанного време­ни, а также работников представительств, филиалов и других обо­собленных подразделений указанного юридического лица.

В случае превышения малым предприятием вышеназванной численности работников оно лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца.

[1] Рыночная экономика, Словарь, М., 2004

[2] Паттен Д. Успешный маркетинг для малого бизнеса. — М.: Гранд, 2003, с. 23

[3] Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государствен­ной поддержке малого предпринимательства в Российской Феде­рации».

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосо­ванием 12 декабря 1993 года.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. 30 нояб­ря 1994 г. № 51-ФЗ (в редакции последних изменений).
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. 26 янва­ря 1996 г. № 14-ФЗ (в редакции последних изменений).
  4. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации. 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ.
  5. Трудовой кодекс Российской Федерации. 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (в редакции последних изменений).
  6. Кодекс Российской Федерации об административных правонаруше­ниях. 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ.
  7. Уголовный кодекс Российской Федерации. 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в редакции последних изменений).
  8. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая. 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (в редакции последних изменений).
  9. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая. 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (в редакции последних изменений и дополнений).
  10. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятель­ности (банкротстве)».
  11. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N° 208-ФЗ «Об акционер­ных обществах» (в редакции последних изменений).
  12. Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (в редакции последних изменений).
  13. Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государствен­ной поддержке малого предпринимательства в Российской Феде­рации».
  14. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государствен­ной регистрации юридических лиц».
  15. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензирова­нии отдельных видов деятельности».
  16. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при прове­дении государственного контроля (надзора)».
  17. Закон РФ от 9 декабря 1991 г. № 2005-1 «О государственной пошли­не» (в редакции Федерального закона от 31 декабря 1995 г. № 226-ФЗ).
  18. Закон РФ от 13 декабря 1991 г. № 2030-1 «О налоге на имущество предприятий» (в редакции последних изменений).
  19. Федеральный закон от 6 мая 1998 г. № 71-ФЗ «О плате за пользова­ние водными объектами» (в редакции последних изменений).
  20. Лапуста М. Г., Старостин Ю. Л. Малое предпринимательство: Учеб. пособие, 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2002.
  21. Аныиин В.М., Филин С.А. Менеджмент инвестиций и иннова­ций в малом и венчурном бизнесе: Учеб. пособие. — М.: Анкил, 2003.
  22. Блинов А.О., Шапкин ИМ. Малое предпринимательство. — М.: «Дашков и К0», 2003.
  23. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. I и П. — М.: ИНФРА-М - Норма, 2006.
  24. Грибов В.Д. Менеджмент в малом бизнесе. — 2-е изд. — М.: Финансы и статистика, 2005.
  25. Котлер Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии: Как создать, за­воевать и удержать рынок / Пер. с англ. — М.: ACT, 2000.
  26. Казанцев А.К., Крупанин А.А.   Менеджмент  в  предприни­мательстве: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2003.
  27. Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л., Малое предпринимательство. М., 2007
  28. Паттен Д. Успешный маркетинг для малого бизнеса. — М.: Гранд, 2003. '
  29. Предпринимательство: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. Г.Б. Поляка, проф. В.А. Швандара. — 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
  30. Предпринимательство: Учебник / Под ред. М.Г. Лапусты. — М.: ИНФРА-М, 2000.
  31. Российский статистический ежегодник. 2003. Стат. сб. — М.: Госкомстат России, 2003.
  32. Рубе В.А. Малый бизнес: история, теория, практика. — М.: ТЕИС, 2000.
  33. Сергеев И.В., Волошина А.Н., Налогообложение субъектов малого предпринимательства. М., 2003
  34. Сепуренко А.Ю., Малый бизнес в рыночной среде. М., 2006
  35. Чапек В. Н., Максимов Д. В., Богуславский В. В., Малое предпринимательство в России. М., 2006
  36. Широков Б.М., Малый бизнес: Финансовая среда предпринимательства. М., 2006
  37. Экономика организаций (предприятий):  Учебник для  ву­зов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
  38. Экономика предприятия:   Учебник  для   вузов / Под   ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. — 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
  39. Яковлев Г.А., Организация предпринимательской деятельности: Учебное пособие. М., 2006

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Экономика предприятия
2017 год 48 стр.
Курсовая Малое предпринимательство
antiplagiatpro

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское