Введение.
Глава 1. Общетеоретическая характеристика малого предпринимательства.
1.1. Сущность малого предпринимательства.
1.2. Критерии отнесения субъектов экономики к малым предприятиям в развитых странах
1.3 Сильные и слабые стороны малого предпринимательства.
1.4 Становление малого бизнеса в РФ.
Глава 2. Проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в России.
2.1 Отдельные причины, тормозящие развитие малого предпринимательства.
2.2 Перспективы развития малого предпринимательства в России.
Заключение.
Литература:
Конец XX в. для России ознаменовался вступлением на путь демократических реформ. При этом важнейшим направлением реформирования экономики явился переход к рыночным отношениям.
Путь перехода от авторитарного к демократическому государству оказался нелегким. Не меньшие трудности представлял процесс освоения рыночных институтов. Первые 10 лет преобразований не принесли ожидаемых экономических результатов: производство в стране сократилось вдвое, а в отдельных отраслях, таких, как легкая промышленность, — в 6—7 раз. Тяжело отразился на положении страны развал СССР, последствием которого стал разрыв хозяйственных связей. 10-летний опыт отечественных рыночных реформ, а также практика развитых стран свидетельствуют, что существенный рывок в экономике невозможен без развития малого бизнеса.
Предпринимательство вообще и малый бизнес в частности известны в России с давних пор. Вначале они проявлялись в торговой форме, в виде промыслов. Широкое развитие предпринимательства приходится на годы правления Петра I (1689—1725) и в пореформенный период — 60—70-е годы XIX в., а в начале XX в. оно приобретает массовый характер.
Период, последовавший за революциями 1917 г. (исключая годы нэпа), свел на нет этот способ хозяйствования. Возрождение отечественного предпринимательства началось с января 1991 г., с вступления в силу Закона РСФСР от 25 декабря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Малый бизнес — это совокупность мелких и средних предприятий, ограниченных определенными правовыми нормами. Вместе с крупными предпринимательскими структурами, а также с государственным сектором малый бизнес составляет единое целое. Не преувеличивая значения малого бизнеса, надо вместе с тем отметить, что его роль в развитии экономики, в удовлетворении нужд населения достаточно велика, особенно в условиях рыночных методов хозяйствования.
Малые предприятия создают благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда; идет насыщение рынка товарами и услугами; создаются дополнительные рабочие места; расширяется потребительский сектор; лучше используются местные сырьевые ресурсы.
Социальная значение деятельности малых предприятий состоит в их способности в больших масштабах поглощать незанятую рабочую силу, снижать социальную напряженность, безработицу. Поэтому развитие малых предприятий — это наиболее дешевый путь к рынку, закладывающий глобальные основы ресурсосберегающего экономического роста в стране.
Таким образом, исследование проблем развития малого предпринимательства в России сегодня имеет особую актуальность. Именно подобное исследование и станет целью данной работы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд важных задач:
- Рассмотреть сущность малого предпринимательства;
- Исследовать критерии отнесения субъектов экономики к малым предприятиям в развитых странах;
- Оценить сильные и слабые стороны малого предпринимательства;
- Охарактеризовать историю развития малого предпринимательства в России;
- Выявить отдельные причины, тормозящие развитие малого предпринимательства;
- Оценить перспективы развития малого предпринимательства в России.
Глава 1. Общетеоретическая характеристика малого предпринимательства
1.1. Сущность малого предпринимательства
Малым предпринимательством (малым бизнесом) признается деятельность, осуществляемая определенными субъектами рыночной экономики, имеющими установленные законом признаки, конституирующие сущность этого понятия. Как показывает мировая и отечественная практика, основным критерием, на основе которого предприятия (организации) различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии (в организации). В ряде научных работ под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятия, управляемые одним собственником.[1]
Наряду со средней численностью персонала критериями отнесения к малому предпринимательству выступают объем оборота (прибыли, дохода), величина активов, размер уставного капитала и др. По данным Всемирного банка, общее число показателей, по которым предприятия признаются субъектами малого предпринимательства, превышает 50. Однако наиболее часто применяются вышеназванные.
Международная организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входят развитые страны, определяет предприятия с числом до 19 человек как «весьма малые», до 99 человек как «малые», от 100 до 499 человек как «средние» и свыше 500 как «крупные».[2]
В российской практике существование малого предпринимательства было разрешено в 1988 г., в этот период к числу малых относили государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 человек. В соответствии с постановлением Совета Министров СССР, принятым в августе 1990 г., к числу малых стали относить предприятия с числом ежегодно занятых, не превышающим: в промышленности — 200 человек, в науке и научном обслуживании — 100 человек, в других отраслях производственной сферы — 50 человек, в отраслях непроизводственной сферы — 25 человек, в розничной торговле — 15 человек. Наряду с этим учитывался и объем хозяйственного оборота, право на определение количественного значения которого предоставлялось союзным республикам. Однако величина хозяйственного оборота практически так и не была установлена. Принцип отнесения предприятий к малым по численности работников сохранился и в современном российском законодательстве.
В соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ»[3] под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:
- в промышленности, в строительстве, на транспорте — 100 человек;
- в сельском хозяйстве и научно-технической сфере — 60 человек;
- в оптовой торговле — 50 человек;
- в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек;
- в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек.
Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.
В случае превышения малым предприятием вышеназванной численности работников оно лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца.
[1] Рыночная экономика, Словарь, М., 2004
[2] Паттен Д. Успешный маркетинг для малого бизнеса. — М.: Гранд, 2003, с. 23
[3] Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».