Актуальность темы исследования определяется тем, что развитие малого предпринимательства становится важнейшим фактором роста эффективности региональной экономики, одним из наиболее емких ресурсов социально-экономических преобразований в стране. Малый бизнес обеспечивает стабильность экономического развития, повышение гибкости и адаптивности национальной экономики к динамично изменяющимся внешним и внутренним условиям. Развитие малого бизнеса ускоряет процесс диверсификации экономики, так как малые предприятия действуют в основном в несырьевых отраслях, разрабатывают и внедряют технологии инновационного характера.
Объектом исследования - малое предпринимательство.
Предмет курсовой работы – деятельность малого предпринимательства.
Цель курсовой работы - проанализировать деятельность малого предпринимательства в России и Свердловской области и перспективы его развития.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи курсовой работы:
- раскрыть понятие и охарактеризовать сущность и структуру малого предпринимательства;
- систематизировать проблемы развития малого предпринимательства;
- охарактеризовать динамику основных показателей деятельности малого предпринимательства в России и Свердловской области;
- раскрыть ситему поддержки малого предпринимательства в Свердловской области;
- рассмотреть перспрективы развития малого предпринимательства в России.
Информационная база курсовой работы включает нормативно-правовые акты, статистические материалы, труды ведущих отечественных и зарубежных авторов, посвященные проблемам малого предпринимательства таки как: Л.И. Абалкин, Л.А. Бургановой, Г.Е. Косых, статьи, опубликованные в периодических изданиях, а также Интернет-ресурсы.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав основного текста, заключения, списка использованных источников, приложений. Содержание работы изложено на 42 страницах машинописного текста, включает 6 таблиц, 2 рисунка, список использованных источников состоит из 39 наименований.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАК ВИДА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Понятие и сущность малого предпринимательства
Предпринимательством считается особый вид деятельности, связанный с финансовым риском, ограниченностью ресурсов и конкурентной борьбой и направленный на создание материальных благ и услуг с целью получения прибыли. Слова «предпринимательство» и «бизнес» часто используют как синонимы.
Экономика любого государства развивается на основе существования крупного, среднего и малого бизнеса. Рассмотрим более подробно значение малого предпринимательства, его роль в государстве, преимущества и недостатки.
Малое предпринимательство – это деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных критериях, установленных федеральным законом. В последнее время всё чаще создаются малые предприятия, так как они не требуют значительных вложений, большого объема оборудования и кооперации множества сотрудников. Малых и средних предприятий особенно много в отраслях, связанных с производством потребительских товаров и оказанием услуг [10, с. 40].
Доля ВВП, обеспечивающая малый бизнес, показывает его роль в экономике страны. Уровень развития малого предпринимательства показывает способность страны адаптироваться к меняющейся экономической обстановке, занятость населения, темпы экономического роста.
Согласно Федеральному закону «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 года №209-ФЗ и, исходя из дальнейших поправок, к субъектам малого предпринимательства относятся кооперативы и коммерческие организации, а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, фермерские хозяйства, соответствующие условиям:
1) для юридических лиц – суммарная доля участия РФ в уставном капитале не должна превышать 25%, а суммарная доля участия иностранных юридических лиц 49%;
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек включительно;
3) выручка от реализации товаров, работ или услуг без учета налога на добавленную стоимость не должна превышать 800 млн. рублей [3].
Характеризуя деятельность малого предпринимательства, можно выделить его функции: удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах; повышение качества и культуры обслуживания на пути к удовлетворению желаний потребителей; способствование структурной перестройке экономики; развитие производства благодаря внесению личных вкладов населения; предоставление на рынок труда новых рабочих мест; привлечение к трудовой деятельности социально-неустойчивых групп населения; стимулирование научно-технического прогресса; поддержка крупных предприятий благодаря изготовлению и поставке комплектующих изделий и оснастки; помощь государству в избавлении от убыточных и нерентабельных предприятий посредством их выкупа и аренды.
Как любая другая форма бизнеса, малое предпринимательство имеет ряд преимуществ и недостатков. Сначала рассмотрим его плюсы:
1. Малое предпринимательство отличается мобильностью предприятия и является важнейшим сектором экономики государства. Предприятия малого бизнеса характеризуются устойчивостью к экономическим изменениям. Руководитель обладает возможностью в зависимости от возникающих обстоятельств самостоятельно изменять план действий, принимать необходимые решения и адаптироваться к новым условиям. Иными словами, владелец может переориентировать своё предприятие, если оно перестанет приносить доход. А это значит, что малые предприятия помогают в стабилизации экономики страны.
2. Малый бизнес является одним из основных источников налоговых поступлений. Малые предприятия, по сравнению с представителями среднего и крупного бизнеса, обязаны своевременно платить налоги. Малое предпринимательство увеличивает налоговые поступления в бюджеты всех уровней. Владельцы различных компаний вносят в бюджет отчисления от доходов. Кроме того, малое предпринимательство создает дополнительные рабочие места, являясь источником доходов населения, и одновременно способствует сбору налогов с физических лиц.
3. Малое предпринимательство играет социально-экономическую роль. Малый бизнес значительно повышает уровень занятости населения, способствуя уменьшению безработицы. Стоит отметить, что малые предприятия также обеспечивают трудоустройство социально-незащищенным слоям населения, в том числе инвалидам, женщинам, молодежи, иммигрантам, лицам, вернувшимся из мест заключения и др. Несложная управленческая структура дает возможность непосредственного общения руководителя с сотрудниками и клиентами, во многом ускоряет темпы работы и улучшает её качество, повышает хорошую управляемость. Благодаря занятости на предприятиях небольшого количества человек образуется достаточно сплоченный трудовой коллектив и мотивированный персонал. Что касается руководителя, он обладает возможностью реализовывать свои собственные идеи и цели. Несомненно, это оказывает положительное влияние на эффективность деятельности компании.
Согласно ст. 4 закона «О развитии предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 № 209-ФЗ, к СМП (субъектам малого предпринимательства) причисляются различные хозяйственные субъекты, а именно:
- индивидуальные предприниматели;
- крестьянские (фермерские) хозяйства;
- хозяйственные общества;
- хозяйственные партнерства;
- потребительские кооперативы;
- производственные кооперативы [3].
Все они обязаны соответствовать главным и дополнительным критериям малого предпринимательства, обозначенным в законе 209-ФЗ. К ним имеют отношение основополагающие характеристики хозяйствования любой компании, а именно: численность работников, полученный доход и состав уставного капитала. На их основе определяется, можно ли считать организацию малой или ее необходимо причислить к иным категориям хозяйствующих субъектов. Рассмотрим, какими критериями характеризуется малое предприятие, более детально.
В 2016 году было опубликовано постановление Правительства РФ «О предельных значениях дохода…» от 04.04.2016 № 265. В нем говорится о том, что теперь одним из параметров, используемых для причисления субъекта к малому бизнесу, представляется не выручка от сбыта товаров, оказания работ или услуг, а более обширная характеристика — доход, полученный за минувший календарный год при осуществлении всех видов деятельности. Максимальное значение данного критерия не изменилось и осталось прежним по сравнению с 2015–2016 годами: у малых компаний предел доходности равен 800 млн. руб.
В связи со вступлением в действие нового постановления 265 можно говорить о том, что некоторые предприятия лишатся статуса малого и, соответственно, не смогут воспользоваться льготами по ведению упрощенного бухучета, кассовой дисциплины и кадрового документооборота. Что касается других критериев отнесения предприятий к малым, средним или крупным, то они остались неизменными.
Кроме параметра доходности к основным критериям относятся среднесписочная численность кадров за минувший календарный год. У малых предприятий эта характеристика колеблется в пределах 16–100 человек. Среднесписочная численность вычисляется на основе определенного правила, а именно:
1. Сначала исчисляется среднесписочная численность кадров, имевших полную занятость.
2. После этого определяется среднесписочная численность кадров, имевших частичную занятость.
Что касается дополнительных критериев, то к ним относится суммарный процент членства других хозяйственных субъектов в уставном фонде субъекта. Во-первых, для хозяйственных товариществ или обществ этот показатель должен иметь не более 25% суммарного участия РФ, субъектов РФ или муниципальных образований, общественных организаций или благотворительных фондов. Во-вторых, фонд должен иметь не более 49% суммарного процента участия иных юридических лиц (не считающихся малыми предприятиями) или иностранных компаний.
Критериям малого предприятия могут соответствовать также юридические лица, деятельность которых связана с интеллектуальными разработками в различных сферах, к примеру, созданием информационных баз данных, промышленных образцов и т. п.
Применительно к акционерным обществам они также могут иметь статус малой организации, только в этой ситуации их акции должны относиться к инновационному сектору экономики государства.
При соответствии малого предприятия критериям 2017 года оно вносится в особый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, созданного 1 августа 2016 года. При этом организация не обязана подавать какие-либо особые сведения в налоговые органы или совершать иные действия — она автоматически причисляется к малому бизнесу. Сотрудники ФНС причисляют компании к малым на основании предоставляемых ими в обычном порядке сведений, к которым относятся:
- среднесписочная численность работников;
- данные из ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
- налоговые декларации [15, с. 58].
Необходимо отметить, что предприятия, имеющие статус малого, получают право пользования определенными льготами в сфере бухгалтерского учета. К ним можно отнести следующие пункты:
- Право не устанавливать лимит остатка наличности в кассе. В том случае, если он был установлен ранее, руководством можно издать приказ о его отмене.
- Возможность ведения упрощенного бухгалтерского учета.
- Льготные условия специального налогообложения, которые устанавливаются на региональном уровне.
- Сокращение срока проверки государственными контролирующими органами — для малых предприятий он составляет 50 часов в год.
- Некоторые категории индивидуальных предпринимателей получают двухлетние налоговые каникулы, которые должны быть обозначены в нормативно-правовых актах региона.
Существуют определенные обстоятельства, наступление которых приведет к тому, что организация потеряет статус малого предприятия. Естественно, это связано с тем, что оно не будет подпадать под критерии малых предприятий в 2017 году. К таким условиям относятся следующие моменты:
1. Если обстоятельства связаны с увеличением процента участия в уставном фонде выше предельного значения, то предприятие потеряет статус малого бизнеса. При этом моментом перехода в среднее или крупное предприятие считается дата внесения записи в ЕГРЮЛ об изменении уставного капитала организации.
2. Если обстоятельства связаны с увеличением среднесписочной численности персонала или дохода от осуществления всех видов предпринимательской деятельности выше установленного законом предельного значения, статус малого сохраняется за предприятием в течение трех лет. По истечении упомянутого срока малое предприятие лишится этого статуса и станет средним или крупным в зависимости от значения данных критериев, о чем указано в п. 4 ст. 4 закона 209-ФЗ [3].
Таким образом, чтобы иметь категорию малого предприятия, компании необходимо соответствовать критериям, указанным в законе 209-ФЗ. К ним относятся среднесписочная численность персонала, доход от осуществления всех типов деятельности и доля участия в уставном капитале. Если все условия соответствуют требуемым значениям, компания автоматически получает статус малого и вносится налоговыми органами в специальный реестр субъектов малого и среднего предпринимательства России.
Для малого предпринимательства свойственны и минусы. Наиболее важными считаются следующие:
1. Постоянный поиск капитала для организации собственного дела и зависимость от крупных компаний. Малый бизнес не может существовать в отраслях, которые требуют больших финансовых затрат. Открывающие свой бизнес предприниматели в основном не имеют достаточных средств, чтобы обеспечить кредиты, а банки не заинтересованы в кредитовании малых предприятий, несмотря на государственную поддержку малого бизнеса. Малые предприятия имеют низкую возможность накопления капитала и имеют трудности в получении дополнительных финансов и кредитов. Относительно скромные масштабы производства и ограниченные ресурсы ставят в невыгодное положение малый бизнес, делают его неспособным на равных конкурировать с крупным производством.
2. Деятельность малого предпринимательства связана с высоким уровнем риска и неустойчивым положением на рынке. Во время экономического кризиса малые предприятия часто находятся на грани разорения и становятся банкротами. На это влияет профессиональность сотрудников и уровень качества управления предприятием, которые чаще всего оказываются невысокими, ввиду небольшого количества работников и совершенных из-за неопытности или некомпетентности ошибок в управлении и разрешении серьёзных задач [12, с. 66].
Несмотря на некоторые недостатки, в целом малое предпринимательство решает многие проблемы в экономике, науке и обществе, способствует увеличению темпов роста экономики и во многом оказывает помощь государству. Государство в свою очередь способствует развитию малого бизнеса с помощью различных программ поддержки.
В нашей стране действует Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Он содержит положения в области развития малого предпринимательства, устанавливает формы и методы государственного финансирования и материального стимулирования малого бизнеса.
Государственными и муниципальными программами поддержки малого бизнеса разработаны меры, направленные на перспективные способы развития и ведущие виды деятельности субъектов малого предпринимательства; установлены налоговые льготы и ежегодные выплаты на поддержку малого предпринимательства.
Кредитование и страхование субъектов малого бизнеса осуществляется на льготных условиях с компенсацией средств кредитным и страховым организациям за счет фондов поддержки малого предпринимательства. Государством разрабатываются и осуществляются комплексы мероприятий по обеспечению субъектов малого предпринимательства современным оборудованием и технологиями, различными объектами инфраструктуры. Кроме того, обеспечивается подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для малого предпринимательства [20, с. 74].
Малый бизнес играет важную роль в развитии экономики страны. И остается несомненным, что малый бизнес будет существовать все время, пока человечество нуждается в новых товарах, услугах, питании и развлечении.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2016 N 2-ФКЗ, от 21.07.2016 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1993. - №96.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 08.07. 2017) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. - №32.
3. Федеральный закон от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (ред. 29.06.2017г.) //Собрание законодательства РФ. - № 32. – 2007. - ст. 1244.
4. Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридическихлиц и индивидуальных предпринимателей» (ред. от 31.01.2017)//Собрание законодательства РФ. - № 49. – 2001. - ст. 1347.
5. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 05.10.2017) «О защите конкуренции» (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2017)//Собрание законодательства РФ. - № 56. – 2006. - ст. 1457.
6. Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об обществах с ограниченной ответственностью» (ред. от 29.12.2017)//Собрание законодательства РФ. - № 78. – 1998. - ст. 1178.
7. Федеральный закон от 08.05.1996 N 41-ФЗ «О производственных кооперативах» (ред. от 30.11.2011)//Собрание законодательства РФ. - № 44. – 1996. - ст. 987.
8. Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 08.03.2017) «О рекламе» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2017)//Собрание законодательства РФ. - № 15. – 2006. - ст. 321.
9. Абалкин Л.И. Развитие малого предпринимательства в России. М.: Дело, Академия народного хозяйства, 2016. - 320 с.
10. Абчук В. А. Коммерция: учебник / В. А. Абчук. – СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2012. – 475 с.
11. Арустамов, Э. А. Основы бизнеса: учебник / Э. А. Арустамов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. – 232 с.
12. Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности: учебник / А.Н. Асаул. СПб.: АНО ИПЭВ, 2013. - 336 с.
13. Барышева А.В. Предпринимательство: Учебник. М.: Дашков и К, 2007. - 382 с.
14. Бурганова Л.А. Малое предпринимательство: Учебник. М.: Инфра-М, 2012. - 153 с.
15. Вачугов Д.Д., Беризкина Т.Е., Кислякова Н.А. Основы менеджмента: Учебник для вузов. М.: Высшая школа, 2013. - 376 с.
16. Верховская О.Р., Дорохина М.В. Основы менеджмента. М.: Т.Д. «Элит-2000», 2012. - 440 с.
17. Виссема Х. Менеджмент и предпринимательство: учебник. М.: Экономистъ, 2013. - 670 с.
18. Волкова О.И., Девяткина О.В. Экономика предприятия (фирмы): Учебник. М.: ИНФРАМ, 2013. - 601 с.
19. Воронина Э.М. Менеджмент предприятия и организации: учебное пособие. М: ММИЭ, 2012. - 181 с.
20. Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П. Предпринимательство: Учебник. М.: Издво РАГС, 2012. - 568с.
21. Герасимова О.В. Экономика организации (предприятия): учебное пособие. М.: Магистр, 2011. - 303 с.
22. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2011. - 501 с.
23. Грибов В. Д., Грузинов В. П., Кузьменко В. А. Экономика организации (предприятия): учебник для вузов. М.: КноРус, 2011. - 416 с.
24. Данченок Л.А. Маркетинг: Учебное пособие. М.: МГУЭСИ, 2011. - 300 с.
25. Елизаров Е.Д. Предпринимательство: Учебное пособие. М.: ООО «Флинта», 2011. - 224 с.
26. Зайцев Н. Л. Экономика, организация и управление предприятием: учебник для вузов. М.: ИНФРАМ, 2012. - 454 с.
27. Ильенкова С.Д. Инновационный менеджмент: Учебник. М.: Юнити-Дана, 2012. - 335 с.
28. Короткова А.В., Синяевой И.М.. Управление маркетингом: учебное пособие. М.: Юнити-Дана, 2012. - 463 с.
29. Лапыгин Ю.Н. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. М.: Инфра-М, 2013. - 235 с.
30. Лисичкин В.А., Лисичкина М.В. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. М.: ЕАОИ, 2013. - 329 с.
31. Лопарева А. М. Экономика организации (предприятия): Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2013. - 240 с.
32. Малхорта Н.К., Нэреш К., Маркетинговые исследования. Практическое руководство. М.: Вильяме, 2013. - 960 с.
33. Мельник М.Г. Экономика предприятия: Учебное пособие. М.: Издательство «Дело» 2012. - 493 с.
34. Косых Г.Е. Развитие малого бизнеса: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 527с.
35. Кузьменко М.Д. Экономика организации (предприятия) и предпринимательство: Учебное пособие для вузов. М.: Экзамен, 2013. - 254 с.
36. Новикова Н.А. Предпринимательство: Учебное пособие М.: Вузовский учебник, 2013. - 272 с.
37. Хотяшева О.М. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2013. - 384 с.
38. Чечевицына Л. Н. , Чуев И. Н.. Экономика фирмы: Учебное пособие для студентов вузов. Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 400 с.
39. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.gks.ru