Курсовая работа|Экономика предприятия

Курсовая Малое предпринимательство

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2017 | Страниц: 48

Введение

1 Теоретические аспекты исследования малого предпринимательства как вида экономической деятельности

1.1 Понятие и сущность малого предпринимательства

1.2 Проблемы развития малого предпринимательства

2 Анализ современных процессов развития малого предпринимательства в Российской Федерации

2.1 Тенденции развития малого предпринимательства в РФ и Свердловской области

2.2 Анализ системы поддержки малого предпринимательства Свердловской области

3 Перспективы развития малого предпринимательства в России

Заключение

Список использованных источников

Актуальность темы исследования определяется тем, что развитие малого предпринимательства становится важнейшим фактором роста эффективности региональной экономики, одним из наиболее емких ресурсов социально-экономических преобразований в стране. Малый бизнес обеспечивает стабильность экономического развития, повышение гибкости и адаптивности национальной экономики к динамично изменяющимся внешним и внутренним условиям. Развитие малого бизнеса ускоряет процесс диверсификации экономики, так как малые предприятия действуют в основном в несырьевых отраслях, разрабатывают и внедряют технологии инновационного характера.

Объектом исследования - малое предпринимательство.

Предмет курсовой работы – деятельность малого предпринимательства.

Цель курсовой работы - проанализировать деятельность малого предпринимательства в России и Свердловской области и перспективы его развития.

Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи курсовой работы:

- раскрыть понятие и охарактеризовать сущность и структуру малого предпринимательства;

- систематизировать проблемы развития малого предпринимательства;

- охарактеризовать динамику основных показателей деятельности малого предпринимательства в России и Свердловской области;

- раскрыть ситему поддержки малого предпринимательства в Свердловской области;

- рассмотреть перспрективы развития малого предпринимательства в России.

Информационная база курсовой работы включает нормативно-правовые акты, статистические материалы, труды ведущих отечественных и зарубежных авторов, посвященные проблемам малого предпринимательства таки как: Л.И. Абалкин, Л.А. Бургановой, Г.Е. Косых, статьи, опубликованные в периодических изданиях, а также Интернет-ресурсы.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав основного текста, заключения, списка использованных источников, приложений. Содержание работы изложено на 42 страницах машинописного текста, включает 6 таблиц, 2 рисунка, список использованных источников состоит из 39 наименований.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАК ВИДА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Понятие и сущность малого предпринимательства

Предпринимательством считается особый вид деятельности, связанный с финансовым риском, ограниченностью ресурсов и конкурентной борьбой и направленный на создание материальных благ и услуг с целью получения прибыли. Слова «предпринимательство» и «бизнес» часто используют как синонимы.

Экономика любого государства развивается на основе существования крупного, среднего и малого бизнеса. Рассмотрим более подробно значение малого предпринимательства, его роль в государстве, преимущества и недостатки.

Малое предпринимательство – это деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных критериях, установленных федеральным законом. В последнее время всё чаще создаются малые предприятия, так как они не требуют значительных вложений, большого объема оборудования и кооперации множества сотрудников. Малых и средних предприятий особенно много в отраслях, связанных с производством потребительских товаров и оказанием услуг [10, с. 40].

Доля ВВП, обеспечивающая малый бизнес, показывает его роль в экономике страны. Уровень развития малого предпринимательства показывает способность страны адаптироваться к меняющейся экономической обстановке, занятость населения, темпы экономического роста.

Согласно Федеральному закону «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 года №209-ФЗ и, исходя из дальнейших поправок, к субъектам малого предпринимательства относятся кооперативы и коммерческие организации, а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, фермерские хозяйства, соответствующие условиям:

1) для юридических лиц – суммарная доля участия РФ в уставном капитале не должна превышать 25%, а суммарная доля участия иностранных юридических лиц 49%;

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек включительно;

3) выручка от реализации товаров, работ или услуг без учета налога на добавленную стоимость не должна превышать 800 млн. рублей [3].

Характеризуя деятельность малого предпринимательства, можно выделить его функции: удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах; повышение качества и культуры обслуживания на пути к удовлетворению желаний потребителей; способствование структурной перестройке экономики; развитие производства благодаря внесению личных вкладов населения; предоставление на рынок труда новых рабочих мест; привлечение к трудовой деятельности социально-неустойчивых групп населения; стимулирование научно-технического прогресса; поддержка крупных предприятий благодаря изготовлению и поставке комплектующих изделий и оснастки; помощь государству в избавлении от убыточных и нерентабельных предприятий посредством их выкупа и аренды.

Как любая другая форма бизнеса, малое предпринимательство имеет ряд преимуществ и недостатков. Сначала рассмотрим его плюсы:

1. Малое предпринимательство отличается мобильностью предприятия и является важнейшим сектором экономики государства. Предприятия малого бизнеса характеризуются устойчивостью к экономическим изменениям. Руководитель обладает возможностью в зависимости от возникающих обстоятельств самостоятельно изменять план действий, принимать необходимые решения и адаптироваться к новым условиям. Иными словами, владелец может переориентировать своё предприятие, если оно перестанет приносить доход. А это значит, что малые предприятия помогают в стабилизации экономики страны.

2. Малый бизнес является одним из основных источников налоговых поступлений. Малые предприятия, по сравнению с представителями среднего и крупного бизнеса, обязаны своевременно платить налоги. Малое предпринимательство увеличивает налоговые поступления в бюджеты всех уровней. Владельцы различных компаний вносят в бюджет отчисления от доходов. Кроме того, малое предпринимательство создает дополнительные рабочие места, являясь источником доходов населения, и одновременно способствует сбору налогов с физических лиц.

3. Малое предпринимательство играет социально-экономическую роль. Малый бизнес значительно повышает уровень занятости населения, способствуя уменьшению безработицы. Стоит отметить, что малые предприятия также обеспечивают трудоустройство социально-незащищенным слоям населения, в том числе инвалидам, женщинам, молодежи, иммигрантам, лицам, вернувшимся из мест заключения и др. Несложная управленческая структура дает возможность непосредственного общения руководителя с сотрудниками и клиентами, во многом ускоряет темпы работы и улучшает её качество, повышает хорошую управляемость. Благодаря занятости на предприятиях небольшого количества человек образуется достаточно сплоченный трудовой коллектив и мотивированный персонал. Что касается руководителя, он обладает возможностью реализовывать свои собственные идеи и цели. Несомненно, это оказывает положительное влияние на эффективность деятельности компании.

Согласно ст. 4 закона «О развитии предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 № 209-ФЗ, к СМП (субъектам малого предпринимательства) причисляются различные хозяйственные субъекты, а именно:

- индивидуальные предприниматели;

- крестьянские (фермерские) хозяйства;

- хозяйственные общества;

- хозяйственные партнерства;

- потребительские кооперативы;

- производственные кооперативы [3].

Все они обязаны соответствовать главным и дополнительным критериям малого предпринимательства, обозначенным в законе 209-ФЗ. К ним имеют отношение основополагающие характеристики хозяйствования любой компании, а именно: численность работников, полученный доход и состав уставного капитала. На их основе определяется, можно ли считать организацию малой или ее необходимо причислить к иным категориям хозяйствующих субъектов. Рассмотрим, какими критериями характеризуется малое предприятие, более детально.

В 2016 году было опубликовано постановление Правительства РФ «О предельных значениях дохода…» от 04.04.2016 № 265. В нем говорится о том, что теперь одним из параметров, используемых для причисления субъекта к малому бизнесу, представляется не выручка от сбыта товаров, оказания работ или услуг, а более обширная характеристика — доход, полученный за минувший календарный год при осуществлении всех видов деятельности. Максимальное значение данного критерия не изменилось и осталось прежним по сравнению с 2015–2016 годами: у малых компаний предел доходности равен 800 млн. руб.

В связи со вступлением в действие нового постановления 265 можно говорить о том, что некоторые предприятия лишатся статуса малого и, соответственно, не смогут воспользоваться льготами по ведению упрощенного бухучета, кассовой дисциплины и кадрового документооборота. Что касается других критериев отнесения предприятий к малым, средним или крупным, то они остались неизменными.

Кроме параметра доходности к основным критериям относятся среднесписочная численность кадров за минувший календарный год. У малых предприятий эта характеристика колеблется в пределах 16–100 человек. Среднесписочная численность вычисляется на основе определенного правила, а именно:

1. Сначала исчисляется среднесписочная численность кадров, имевших полную занятость.

2. После этого определяется среднесписочная численность кадров, имевших частичную занятость.

Что касается дополнительных критериев, то к ним относится суммарный процент членства других хозяйственных субъектов в уставном фонде субъекта. Во-первых, для хозяйственных товариществ или обществ этот показатель должен иметь не более 25% суммарного участия РФ, субъектов РФ или муниципальных образований, общественных организаций или благотворительных фондов. Во-вторых, фонд должен иметь не более 49% суммарного процента участия иных юридических лиц (не считающихся малыми предприятиями) или иностранных компаний.

Критериям малого предприятия могут соответствовать также юридические лица, деятельность которых связана с интеллектуальными разработками в различных сферах, к примеру, созданием информационных баз данных, промышленных образцов и т. п.

Применительно к акционерным обществам они также могут иметь статус малой организации, только в этой ситуации их акции должны относиться к инновационному сектору экономики государства.

При соответствии малого предприятия критериям 2017 года оно вносится в особый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, созданного 1 августа 2016 года. При этом организация не обязана подавать какие-либо особые сведения в налоговые органы или совершать иные действия — она автоматически причисляется к малому бизнесу. Сотрудники ФНС причисляют компании к малым на основании предоставляемых ими в обычном порядке сведений, к которым относятся:

- среднесписочная численность работников;

- данные из ЕГРЮЛ или ЕГРИП;

- налоговые декларации [15, с. 58].

Необходимо отметить, что предприятия, имеющие статус малого, получают право пользования определенными льготами в сфере бухгалтерского учета. К ним можно отнести следующие пункты:

- Право не устанавливать лимит остатка наличности в кассе. В том случае, если он был установлен ранее, руководством можно издать приказ о его отмене.

- Возможность ведения упрощенного бухгалтерского учета.

- Льготные условия специального налогообложения, которые устанавливаются на региональном уровне.

- Сокращение срока проверки государственными контролирующими органами — для малых предприятий он составляет 50 часов в год.

- Некоторые категории индивидуальных предпринимателей получают двухлетние налоговые каникулы, которые должны быть обозначены в нормативно-правовых актах региона.

Существуют определенные обстоятельства, наступление которых приведет к тому, что организация потеряет статус малого предприятия. Естественно, это связано с тем, что оно не будет подпадать под критерии малых предприятий в 2017 году. К таким условиям относятся следующие моменты:

1. Если обстоятельства связаны с увеличением процента участия в уставном фонде выше предельного значения, то предприятие потеряет статус малого бизнеса. При этом моментом перехода в среднее или крупное предприятие считается дата внесения записи в ЕГРЮЛ об изменении уставного капитала организации.

2. Если обстоятельства связаны с увеличением среднесписочной численности персонала или дохода от осуществления всех видов предпринимательской деятельности выше установленного законом предельного значения, статус малого сохраняется за предприятием в течение трех лет. По истечении упомянутого срока малое предприятие лишится этого статуса и станет средним или крупным в зависимости от значения данных критериев, о чем указано в п. 4 ст. 4 закона 209-ФЗ [3].

Таким образом, чтобы иметь категорию малого предприятия, компании необходимо соответствовать критериям, указанным в законе 209-ФЗ. К ним относятся среднесписочная численность персонала, доход от осуществления всех типов деятельности и доля участия в уставном капитале. Если все условия соответствуют требуемым значениям, компания автоматически получает статус малого и вносится налоговыми органами в специальный реестр субъектов малого и среднего предпринимательства России.

Для малого предпринимательства свойственны и минусы. Наиболее важными считаются следующие:

1. Постоянный поиск капитала для организации собственного дела и зависимость от крупных компаний. Малый бизнес не может существовать в отраслях, которые требуют больших финансовых затрат. Открывающие свой бизнес предприниматели в основном не имеют достаточных средств, чтобы обеспечить кредиты, а банки не заинтересованы в кредитовании малых предприятий, несмотря на государственную поддержку малого бизнеса. Малые предприятия имеют низкую возможность накопления капитала и имеют трудности в получении дополнительных финансов и кредитов. Относительно скромные масштабы производства и ограниченные ресурсы ставят в невыгодное положение малый бизнес, делают его неспособным на равных конкурировать с крупным производством.

2. Деятельность малого предпринимательства связана с высоким уровнем риска и неустойчивым положением на рынке. Во время экономического кризиса малые предприятия часто находятся на грани разорения и становятся банкротами. На это влияет профессиональность сотрудников и уровень качества управления предприятием, которые чаще всего оказываются невысокими, ввиду небольшого количества работников и совершенных из-за неопытности или некомпетентности ошибок в управлении и разрешении серьёзных задач [12, с. 66].

Несмотря на некоторые недостатки, в целом малое предпринимательство решает многие проблемы в экономике, науке и обществе, способствует увеличению темпов роста экономики и во многом оказывает помощь государству. Государство в свою очередь способствует развитию малого бизнеса с помощью различных программ поддержки.

В нашей стране действует Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Он содержит положения в области развития малого предпринимательства, устанавливает формы и методы государственного финансирования и материального стимулирования малого бизнеса.

Государственными и муниципальными программами поддержки малого бизнеса разработаны меры, направленные на перспективные способы развития и ведущие виды деятельности субъектов малого предпринимательства; установлены налоговые льготы и ежегодные выплаты на поддержку малого предпринимательства.

Кредитование и страхование субъектов малого бизнеса осуществляется на льготных условиях с компенсацией средств кредитным и страховым организациям за счет фондов поддержки малого предпринимательства. Государством разрабатываются и осуществляются комплексы мероприятий по обеспечению субъектов малого предпринимательства современным оборудованием и технологиями, различными объектами инфраструктуры. Кроме того, обеспечивается подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для малого предпринимательства [20, с. 74].

Малый бизнес играет важную роль в развитии экономики страны. И остается несомненным, что малый бизнес будет существовать все время, пока человечество нуждается в новых товарах, услугах, питании и развлечении.

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2016 N 2-ФКЗ, от 21.07.2016 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1993. - №96.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 08.07. 2017) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. - №32.

3. Федеральный закон от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (ред. 29.06.2017г.) //Собрание законодательства РФ. - № 32. – 2007. - ст. 1244.

4. Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридическихлиц и индивидуальных предпринимателей» (ред. от 31.01.2017)//Собрание законодательства РФ. - № 49. – 2001. - ст. 1347.

5. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 05.10.2017) «О защите конкуренции» (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2017)//Собрание законодательства РФ. - № 56. – 2006. - ст. 1457.

6. Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об обществах с ограниченной ответственностью» (ред. от 29.12.2017)//Собрание законодательства РФ. - № 78. – 1998. - ст. 1178.

7. Федеральный закон от 08.05.1996 N 41-ФЗ «О производственных кооперативах» (ред. от 30.11.2011)//Собрание законодательства РФ. - № 44. – 1996. - ст. 987.

8. Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 08.03.2017) «О рекламе» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2017)//Собрание законодательства РФ. - № 15. – 2006. - ст. 321.

9. Абалкин Л.И. Развитие малого предпринимательства в России. М.: Дело, Академия народного хозяйства, 2016. - 320 с.

10. Абчук В. А. Коммерция: учебник / В. А. Абчук. – СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2012. – 475 с.

11. Арустамов, Э. А. Основы бизнеса: учебник / Э. А. Арустамов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. – 232 с.

12. Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности: учебник / А.Н. Асаул. СПб.: АНО ИПЭВ, 2013. - 336 с.

13. Барышева А.В. Предпринимательство: Учебник. М.: Дашков и К, 2007. - 382 с.

14. Бурганова Л.А. Малое предпринимательство: Учебник. М.: Инфра-М, 2012. - 153 с.

15. Вачугов Д.Д., Беризкина Т.Е., Кислякова Н.А. Основы менеджмента: Учебник для вузов. М.: Высшая школа, 2013. - 376 с.

16. Верховская О.Р., Дорохина М.В. Основы менеджмента. М.: Т.Д. «Элит-2000», 2012. - 440 с.

17. Виссема Х. Менеджмент и предпринимательство: учебник. М.: Экономистъ, 2013. - 670 с.

18. Волкова О.И., Девяткина О.В. Экономика предприятия (фирмы): Учебник. М.: ИНФРАМ, 2013. - 601 с.

19. Воронина Э.М. Менеджмент предприятия и организации: учебное пособие. М: ММИЭ, 2012. - 181 с.

20. Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П. Предпринимательство: Учебник. М.: Издво РАГС, 2012. - 568с.

21. Герасимова О.В. Экономика организации (предприятия): учебное пособие. М.: Магистр, 2011. - 303 с.

22. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2011. - 501 с.

23. Грибов В. Д., Грузинов В. П., Кузьменко В. А. Экономика организации (предприятия): учебник для вузов. М.: КноРус, 2011. - 416 с.

24. Данченок Л.А. Маркетинг: Учебное пособие. М.: МГУЭСИ, 2011. - 300 с.

25. Елизаров Е.Д. Предпринимательство: Учебное пособие. М.: ООО «Флинта», 2011. - 224 с.

26. Зайцев Н. Л. Экономика, организация и управление предприятием: учебник для вузов. М.: ИНФРАМ, 2012. - 454 с.

27. Ильенкова С.Д. Инновационный менеджмент: Учебник. М.: Юнити-Дана, 2012. - 335 с.

28. Короткова А.В., Синяевой И.М.. Управление маркетингом: учебное пособие. М.: Юнити-Дана, 2012. - 463 с.

29. Лапыгин Ю.Н. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. М.: Инфра-М, 2013. - 235 с.

30. Лисичкин В.А., Лисичкина М.В. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. М.: ЕАОИ, 2013. - 329 с.

31. Лопарева А. М. Экономика организации (предприятия): Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2013. - 240 с.

32. Малхорта Н.К., Нэреш К., Маркетинговые исследования. Практическое руководство. М.: Вильяме, 2013. - 960 с.

33. Мельник М.Г. Экономика предприятия: Учебное пособие. М.: Издательство «Дело» 2012. - 493 с.

34. Косых Г.Е. Развитие малого бизнеса: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 527с.

35. Кузьменко М.Д. Экономика организации (предприятия) и предпринимательство: Учебное пособие для вузов. М.: Экзамен, 2013. - 254 с.

36. Новикова Н.А. Предпринимательство: Учебное пособие М.: Вузовский учебник, 2013. - 272 с.

37. Хотяшева О.М. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2013. - 384 с.

38. Чечевицына Л. Н. , Чуев И. Н.. Экономика фирмы: Учебное пособие для студентов вузов. Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 400 с.

39. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.gks.ru

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Экономика предприятия
2016 год 33 стр.
Курсовая по анализу себестоимости промышленной продукции
Telesammit
Курсовая работа Экономика предприятия
2015 год 43 стр.
Курсовая Формирование трудовых ресурсов предприятия
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское