Введение.
Маркетинг в туризме
Маркетинг туристических услуг и реализация концепции маркетинга на туристском предприятии.
Понятие среды маркетинга.
Анализ внутренней среды
Изучение внешней среды
Структура туристского продукта и его маркетинг
Позиционирование продукта.
Анализ микросреды фирмы ООО Висса
Характеристика предприятия ООО Висса.
Характеристика конкурентов и конкуренции.
Характеристика потребителей услуг ООО Висса.
Контактные аудитории и партнеры.
Сегментирование рынка и выбор целевого сегмента.
Заключение.
Литература.
Туризм является в настоящее время одним из наиболее прибыльных бизнесов в мировой экономике. Он использует 7% мирового капитала а годовой доход от международного туризма составляет более 425 млрд. долларов при 592.9 млн. человек Его вклад в мировую экономику составляет 3.5 трлн. долларов , что обеспечивает 10.9% мирового валового национального продукта. Туристские услуги составляет 8% от общего объема мирового экспорта (почти треть экспорта услуг) и занимают третье место после экспорта нефти и автомобилей.
Кроме того туристическая отрасль обеспечивает 11% мировых инвестиций (при темпах роста более 30% в год) и обеспечивает рабочими местами более 130 млн. человек. Доходы бюджетов государств от туризма превышают 300 млрд. долларов[1].
Естественно, что и в России туризм, то есть обеспечение «временные выезды (путешествия) граждан России иностранных граждан, лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных, и иных целях без занятия оплачиваемой в стране временного пребывания деятельности, стал одной из наиболее привлекательных сфер инвестирования как для отечественных, так и иностранных фирм. При этом туристская индустрия в РФ за прошедшие годы претерпела существенное изменение по сравнению с советскими времени: появилась свобода въезда и выезда российских граждан за границу и из-за границы, произошла приватизация средств размещения, транспортных компаний, вместо централизованной системы предоставления услуг возникла сеть туроператоров и турагентств, которые предоставляют туристические услуги и конкурируют между собой; существенно изменилась структура туристских потоков и т.п. В результате в самой это отрасли возникла конкурентная среда, которая характеризуется высокой степенью конкуренции при относительно насыщенном спросе, что требует от большинства фирм активизации собственной маркетинговой политики. Таким образом для любой туристической фирмы в России на сегодняшний день является актуальным является разработка собственной маркетинговой стратегии.
Целью настоящей работы является рассмотрение элементов маркетинга в туризме.
Маркетинг в туризме
Туризм по своим основным характеристикам не имеет каких-либо принципиальных отличий от других форм хозяйственной деятельности. Поэтому все существенные положения современного маркетинга могут быть в полной мере применены и в туризме.
В то же время в туризме есть специфика, отличающая его не только от торговли товарами, но и от других форм торговли услугами. Здесь имеет место торговля как услугами, так и товарами (по оценкам специалистов, доля услуг в туризме составляет 75 %, товаров — 25 %), а также особый характер потребления туристских услуг и товаров в месте их производства, более того, в определенной ситуации.
В традиционном производстве, имеющем конкретный результат труда (товар в материально-вещественной форме), понятие маркетинга имеет более конкретное содержание. В туризме результат деятельности сводится к туристскому продукту По сути, туристский продукт — это любая услуга, удовлетворяющая те или иные потребности туристов и подлежащая оплате с их стороны. К туристским услугам относятся гостиничные, транспортные, экскурсионные, переводческие, бытовые, коммунальные, посреднические и др. В то же время «туристский продукт» можно рассматривать в узком и широком смысле. Туристский продукт в узком смысле — это услуги каждого конкретного сектора туристской индустрии (например, гостиничный продукт, турпродукт туроператора, транспортного предприятия и т.д.). В широком смысле туристский продукт — это комплекс товаров и услуг, в совокупности образующий туристскую поездку (тур) или имеющий к ней непосредственное отношение. Основным туристским продуктом является комплексное обслуживание, т.е. стандартный набор услуг, продаваемый туристам в одном «пакете». За рубежом туристские поездки, реализуемые на основе стандартных наборов или пакетов услуг, часто называют пэкидж-турами. Они являются главным предметом деятельности большинства туристских фирм. Следует отметить, что уровень спроса на пэкидж-туры существенно различается по странам. Наибольшей популярностью они пользуются в Бельгии, Германии, Нидерландах, Великобритании и Дании, где их доля составляет до 38 % всех путешествий. В Греции, Испании, Италии уровень спроса на пэкидж-туры ниже и не превышает 30 %.
Туристскому продукту наряду с общими специфическими характеристиками услуг присущи свои отличительные особенности.
Во-первых, это комплекс услуг и товаров (материальных и нематериальных компонентов), характеризуемый сложной системой взаимоотношений между различными компонентами.
Во-вторых, спрос на туристские услуги чрезвычайно эластичен по отношению к уровню дохода и ценам, но во многом зависит от политических и социальных условий.
В-третьих, потребитель, как правило, не может увидеть турпродукт до его потребления, а само потребление в большинстве случаев осуществляется непосредственно на месте производства туристской услуги.
В-четвертых, потребитель преодолевает расстояние, отделяющее его от продукта и места потребления, а не наоборот.
В-пятых, турпродукт зависит от таких переменных, как пространство и время, для него характерны колебания спроса.
В-шестых, предложение туристских услуг отличается негибким производством. Они могут потребляться только непосредственно на месте. Гостиница, аэропорт, база отдыха не могут быть перенесены в конце сезона в другой регион. Они не могут приспособиться во времени и пространстве к изменению спроса.
В-седьмых, туристский продукт создается усилиями многих предприятий, каждое из которых имеет собственные методы работы, специфические потребности и различные коммерческие цели.
В-восьмых, не может быть достигнуто высокое качество туристских услуг при наличии даже незначительных недостатков, поскольку обслуживание туристов состоит из этих самых мелочей и мелких деталей.
В-девятых, оценка качества туристских услуг отличается значительной субъективностью: большое влияние на оценку потребителя оказывают лица, не имеющие прямого отношения к пакету приобретенных услуг (например, местные жители, члены туристской группы).
И, наконец, в-десятых, на качество туристских услуг оказывают воздействие внешние факторы, имеющие форс-мажорный характер (природные условия, погода, политика в области туризма, международные события и т. д.).
[1] Чудновский А.Д. Гостиничный и туристический бизнес. М., 2000, с. 3.