Введение
Глава 1 История возникновения в США опросов общественного мнения и их роль в обществе
1.1 История возникновения
1.2. Теоретическая сущность и основные виды опросов
1.3. Влияние опросов на общественное мнение
Глава 2 Современное общественное мнение и его взаимосвязь с журналистикой
2.1 Связь журналистики и общественного мнения
2.2 Институт Гэллапа в США
2.3. Журналистика – как инструмент воздействия на общество
2.4. Политические опросы и журналистика
Глава 3 Анализ опросов общественного мнения, проводимых в США
3.1. Политика и информация
3.2. Личная ситуация: материальное положение, работа, рост цен
Заключение
Приложения
Список использованной литературы.
С понятием “общественное мнение” - мы сталкиваемся ежедневно. В социологических, политологических институтах его исследуют, в средствах массовой информации на него ссылаются, его именем называют телевизионные передачи, публичные политики от его имени говорят. Понятие вошло в политический дискурс как нечто объективное, легитимное, как часть нашего “политического бессознательного”. Общественное мнение приобретает институциональные формы и становится социальной организацией. Поэтому сегодня уже не столь популярны дискуссии о существовании общественного мнения, о средствах его измерения, о его влиянии. Само понятие используется настолько широко, что во многом утратило свое социологическое значение, превратившись в объект манипуляции политиков, журналистов, политологов.
Общественное мнение определяется, как форма общественного сознания. Это сложное духовное образование, выражающиеся в оценках, которые характеризуют отношение социальных групп к актуальным проблемам. Считается, что оно обеспечивает на практике обратную связь в системе управления, тем самым, являясь каналом непосредственной демократии. Прослеживается идеалистический подход к определению общественного мнения (благодаря технике опросов можно узнать мнение граждан
Американские социологи уделяли этому вопросу большое внимание.
Общественное мнение представляет собой состояние массового сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) людей к событиям и явлениям социальной действительности, к деятельности различных социальных институтов, групп и отдельных личностей.[1]
Одновременно с изменением социального пространства модифицировались приемы изучения общественного мнения, на смену одним доминирующим методам сбора информации приходили другие, менялись представления о качестве данных и т. д.
Общественное мнение - явление историческое. По мере развития человеческой цивилизации меняются экономические, социальные, политические, технические и другие условия его функционирования и вместе с ними сам его статус в жизни общества, повышается его роль, усложняются функции, расширяются сферы деятельности и т. д. В качестве объекта нашего исследования выбрано состояние общественного мнения граждан США
Актуальность исследования определяется тем, что, в российской исторической науке американское общественное мнение по внешнеполитическим вопросам остается слабо изученным.
В ходе написания работы были изучены труды таких учёных. Социологов как: супругов Роберта и Хелен Меррел Линд, историка Джин Конверс, Джордж Гэллапа, Элмо Роупера и др.
Цель работы заключается в выявлении взаимосвязи между современной журналистикой США и институтом Общественного мнения.
Задачи, исследования:
- Рассмотреть теоретическую сущность и виды опросов.
- Диагностировать влияние опросов на общественное мнение.
- Выявить связь журналистики и опросов общественного мнения.
- Дать анализ опросам, проводимым в последние годы в США.
Предмет данной работы становление и изучение
В работе три главы. В первой главе рассмотрена история возникновения опросов, их теоретическая сущность, а также их влияние на общественное мнение.
Во второй главе – выявлена связь журналистки и общественного мнения, рассмотрен процесс становления института Гэллапа, рассмотрен механизм воздействия журналистики на общество и рассмотрена взаимосвязь такого одного из актуальных видов опросов общественного мнения с журналистикой. Эта взаимосвязь прослеживается в этой главе на примере политических опросов.
В третьей главе дан обширный анализ опросов общественного мнения, проводимых в США в последние годы.
Глава 1 История возникновения в США опросов общественного мнения
1.1. История возникновения опросов.
Опросы общественного мнения — относительно недавнее изобретение. По иронии судьбы, они приобрели популярность и влияние после серии крупных ошибок социологов.
История проведения опросов в США уходит к 1820-м годам, когда несколько газет начали интересоваться у граждан и местных политиков, кого из кандидатов они хотели бы видеть на посту президента. Эти опросы мало походили на современные, не были тщательно спланированы и научно подготовлены. Поэтому их назвали «соломенными» (Straw-Polls). Автором термина «соломенные опросы» является известный английский политик и ученый Джон Селден (John Selden, 1584–1654). Он писал: «…возьмите солому и подбросьте ее в воздух — вы сможете увидеть, куда дует ветер». Трудно сказать, когда этот термин стал распространяться на предвыборные опросы, то есть на определение направления политических «ветров», но уже к середине XIX века «соломенные опросы» стали очень популярными. В основном такие опросы проводились редакциями газет. Разработкой опросников и организацией сбора данных занимались журналисты, не знакомые с техникой выборки. Акцент делался на получении большого количества заполненных документов, вопросы репрезентации электората даже не ставились. Часто опросные документы печатались непосредственно на страницах газет или раскладывались в активно посещаемых магазинах. Обычно возврат заполненных опросных документов растягивался на несколько недель, причем никто особо не стремился контролировать сбор информации. Сейчас, говоря о «соломенных опросах», обычно имеют в виду опросы, проводимые по упрощенным схемам, нерепрезентативным выборкам, при которых не учитывается воздействие многих факторов. Тем не менее, в XIX веке такие опросы выполняли важные социальные и культурные функции, и стали отправными для развития «научных» приемов изучения общественного мнения.
Считается, что впервые в истории попытку замерить градус общественного мнения предприняла газета Harrisburg Pennsylvanian в 1824 году — в канун президентских выборов в США. Использовались четыре метода сбора информации: опрос участников собраний, не связанных с выборами президента; опрос участников дискуссий, организованных для изучения электоральных установок (что-то типа современных фокус-групп); распространение в публичных местах бланков с вопросами; опрос избирателей, участвовавших в выборах в местные органы власти. Опрос газеты Harrisburg Pennsylvanian показал, что Эндрю Джексон (Andrew Jackson) должен разгромить Джона Квинси Адамса (John Quincy Adams) и набрать вдвое больше голосов в Коллегии Выборщиков (Electoral Colledge). Первый в истории опрос такого рода оказался неточным: Адамс победил на выборах.
Эта история задала определенный путь развития опросов: долгое время они оставались на обочине большой американской политики — их организовывали, в основном, небольшие локальные издания, а их результаты воспринимались, скорее, как забавный казус. Тогда же появились претензии к организаторам опросов, которые в большей или меньшей степени возникают и по сей день. Сара Иго (Sarah Igo), профессор истории, работающая в Университете Пенсильвании (University of Pennsylvania), отмечает: «Споры о степени влияния опросов, об их точности, об их подверженности политическому влиянию возникали изначально».
В анналы социологии вошло исследование, проведенное в 1929 году супругами Робертом и Хелен Меррел Линд (Robert and Helen Merrell Lynd). Они просканировали жизнь в городке Миддлтаун (Middletown), создав обобщенный портрет населения среднестатистического населенного пункта американской глубинки — уровня образования, религиозной и социальной жизни его жителей (название Middletown переводится как «средний город» или «город посередине»). При всех достоинствах это исследование было априори неточным. Дело в том, что организаторы исследования принципиально не опрашивали афроамериканцев, иудеев и католиков, живших в Миддлтауне. Таким образом, в отчетах социологов США представляли намного более однородной страной, чем были в действительности. Эта традиция прекратила свое существование лишь в 1960-е годы, под воздействием движения борьбы за гражданские права чернокожих американцев.
Параллельно с этим изменялось и отношение американцев к принципу Privacy (термин, обозначающий неприкосновенность личной жизни человека или его неоспоримое право на определенное личное пространство). Осознанно или неосознанно социологи разработали перечень вопросов, которые легитимно задавать частным лицам относительно их личных пристрастий, образа жизни и взглядов.
Историк Джин Конверс (Jean Converse), автор книги «Опросы в США: Корни и возникновение» (Survey Research in the United States: Roots and Emergence), указывает, что первый общенациональный опрос в США провел крупный журнал «Литературный дайджест» (Literary Digest) в 1916 году. С позиций сегодняшнего дня, технология опроса была донельзя примитивной и абсолютно ненаучной. Журнал стремился увеличить количество своих подписчиков. Для этого он рассылал открытки, содержащие следующую информацию: на одной стороне печатался бланк подписки на журнал, а на другой — вопрос. В историческом 1916 году вопрос звучал так: «Кто станет следующим президентом США — Вудро Вилсон (Woodrow Wilson), Чарльз Хьюз (Charles Hughes) или Аллен Бенсон (Allen Benson)?» Были перечислены имена трех главных претендентов на Белый Дом, напротив фамилии предполагаемого победителя следовало поставить крестик или галочку. Получатель открытки мог бесплатно отослать ее обратно в журнал. Результаты этого эксперимента были поразительными: журнал получил несколько тысяч новых подписчиков и десятки тысяч ответов на заданный вопрос. Журналисты предположили, что человек выскажется в пользу политика, за которого проголосует сам. На основании этого заключения, Literary Digest заключил, что следующим президентом США станет Вудро Вилсон, что и произошло в действительности.
[1] Философский энциклопедический словарь. М., 1983,