Введение
|
1. Распятие и крестная смерть Иисуса Христа. Духовный смысл события
|
2. Тема Распятия в итальянском искусстве эпохи Возрождения
|
2. Тема Распятия в немецком, нидерландском и фламандском искусстве
|
3. Образы Распятия в русском искусстве
|
Заключение
|
Список использованной литературы
|
Приложения
|
Искусство часто определяют как творческое воспроизведение мира в художественных образах. Оно органически связано с духовными ценностями, созданными человечеством, и составляет одну из основополагающих сфер его культурных достояний. Как искусство, так и религия способствуют духовному раскрытию человека и развитию его творческого потенциала. И религия, и искусство обладают уникальной способностью впитывать все лучшее, что когда бы то ни было создано человеческим творчеством.
На протяжении большей части истории человечества религия и искусство шли рядом, существовали в одних и тех же формах и дополняли друг друга. Сюжеты и образы искусства в значительной степени заимствовались из религиозной мифологии, его произведения (скульптуры, фрески, иконы) включались в систему религиозного культа.
В I веке н.э. с распространением христианства на почву античной культуры упало зерно, которое дало росток новому искусству, особенному по своей природе и внешней форме. В христианстве, как известно, очень рано появились изображения, имеющие целью символически выразить любовь Христову (изображения доброго пастыря), Воспроизведение Креста как символического знака или позднее – как изображение страдающего на кресте Спасителя, а потом и картины библейских событий помогали христианину представить себе Христа, его распятие и смерть на Голгофе. Наверное поэтому тема искупительной жертвы Иисуса Христа, последних событий его земной жизни и его распятия занимает одно из ведущих мест в мировом искусстве.
В данной работе мы рассмотрим образы Распятия и Крестной Смерти Иисуса Христа в творчестве некоторых известных мастеров Западной Европы и России.
- Арган Дж. К. История итальянского искусства. – В 2-х т. Т. 1. – М.: Радуга, 1990. – 319 с.
- Арган Дж. К. История итальянского искусства. – В 2-х т. Т. 2. – М.: Радуга, 1990. – 239 с.
- Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. – М.: Просвещение, 1993. – 223 с.
- Вагнер Г.К. В поисках истины. Религиозно-философские искания русских художников. – М.: Искусство, 1993. – 176 с.
- Европейская живопись. Энциклопедический словарь. – М.: Искусство, 1999. 528 с.
- Мировая живопись: От Джотто до Пикассо / Сост. И.Г. Мосин, И.И. Мосин. – СПб: ООО СЗКЭО «Кристалл», М.: Оникс, 2007. – 320 с.
- Мутер Р. Всеобщая история живописи. – М.: Эксмо, 2007. – 960 с.
- Народничество и «Народная Воля» в произведениях живописи // Режим доступа: http://narovol.narod.ru/art/paint/art.htm
- «Распятие с Донатором» (картина И. Босха) // Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/
- Ротенберг Е.И. Искусство Италии. – М.: Искусство, 1974. – 216 с.
- Се человек. Образ Иисуса Христа в творчестве Николая Ге. // Режим доступа: http://www.vcc.ru/magazines/decision/2004-8/121
- Соловьев И. Православно-христианская философия в русском искусстве (С выставки религиозных картин В.М. Васнецова). // Режим доступа: http://www.vasnecov.ru/
- Фромантен Э. Рубенс в Антверпене // Искусство. Живопись. Скульптура. Графика. Архитектура. / Под ред. М.В. Алпатова. – М.: Просвещение, 1969. – C. 159 – 165.
- Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. – М.: Крон-Пресс, 1997. – 656 с.