Введение.
Глава 1. Анализ туристических ресурсов России и услуг туризма на внутреннем рынке
1.1 Анализ туристских ресурсов России и их состояния.
1.2 Распределение туристских ресурсов по регионам России.
1.3 Анализ особенностей и проблем развития современного туристического рынка России и услуг внутреннего туризма.
Глава 2. Сравнительный анализ маркетинговой стратеги туристических компаний по внедрению новой услуги образовательного туризма на внутреннем рынке.
2.1 Описание конкурирующих организаций.
2.2 Описание стратегии внедрения новой услуги.
2.3 Оценка выгоды новой услуги для клиентов и туристической фирмы услуги.
Заключение.
Литература:
В силу своей специфики туризм занимает важнейшее место группе отраслей народного хозяйства, имеющих выраженную ориентацию на использование природных ресурсов.
Если продукция других отраслей национальной экономики транспортируется к потребителю, то результатом деятельности туристской отрасли являются целевые перемещения потребителей (туристов) к местам сосредоточения рекреационных ресурсов, т.е. потребление туристских ресурсов происходит в месте их размещения. При этом, в отличие от других отраслей, в туристской отрасли не происходит изъятие, «переработка» и глобальные изменения качественных и количественных характеристик туристских ресурсов.
В ряде случаев туризм служит катализатором при использовании природных ресурсов, он первый вовлекает в оборот ранее не используемые природные комплексы и объекты культурного наследия. Однако для предоставления многоцелевых туристских услуг различным социальным категориям населения необходимы самые разнообразные туристские ресурсы: уникальные природные ресурсы; природные и искусственно созданные человеком ресурсы; наличие объектов культурного .наследия и т.д.
Туристская деятельность сопровождается значительным потреблением туристских ресурсов, поэтому туризм наиболее заинтересован в их сохранности, регулировании потребления и их воспрризводстве. Отсюда возникает проблема разумного природопользования, связанная с борьбой с загрязнением, восстановлением и охраной окружающей среды от негативного воздействия объектов индустрии туризма и инфраструктуры туризма.
В исследованиях динамики территориальных рекреационных систем (предназначенных для отдыха, восстановления сил) российские и зарубежные ученые — В, С. Преображенский, Ю. А. Веденин, А. Ю. Александрова, И. В. Зорин, Ю. С. Путрик, В. Б. Сапунова, X. В. Опашовски, Ю.А. Штюрмер и др. — акцентировали внимание на характере эволюции туристских ресурсов под действием рекреационных нагрузок и влиянии этого процесса на деятельность туристов.
Следует признать актуальной проблему рационального и эффективного использования внутренних туристических ресурсов России и их всестороннего использования. Важно не только привлекать иностранных туристов в Россию, но и мотивировать самих россиян активно учувствовать в процессах развития внутреннего туризма.
Таким образом, анализ туристического рынка России, его инфраструктуры, ресурсов, основных участников и особенностей внутрестранового развития представляется крайне актуальным. Важнейшей целью работы станет маркетинговое исследование внутреннего туризма в России и отдельных его составляющих.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд важных задач:
- Провести анализ туристских ресурсов России и их состояния;
- Оценить распределение туристских ресурсов по регионам России;
- Проанализировать особенности и проблемы развития современного туристического рынка России и услуг внутреннего туризма;
- Осуществить сравнительный анализ маркетинговой стратеги туристических компаний по внедрению новой услуги образовательного туризма на внутреннем рынке.
Глава 1. Анализ туристических ресурсов России и услуг туризма на внутреннем рынке
1.1 Анализ туристских ресурсов России и их состояния
Развитие индустрии туризма возможно только при наличии в конкретном регионе привлекательных природных или иных туристских ресурсов, представляющих собой основу планирования.
До сих пор так и нет однозначного ответа на вопрос: Какими же туристскими ресурсами обладает Россия и ее регионы на сегодняшний день?
Утверждения о том, что Россия обладает «колоссальными» (дословно) туристскими ресурсами, имеющиеся в Концепции реорганизации и развития туризма в Российской Федерации,[1] одобренной Указом Президента РФ от 22 декабря 1995 г. № 1284, несостоятельны.
Во-первых, такие «колоссальные» ресурсы не подтверждаются никакими количественными и качественными параметрами, ибо не существует к настоящему времени концепции их учета, паспортизации, сохранения и воспроизводства.
Во-вторых, не принята в России единая терминология, соответствующая международной, и не унифицированы количественные и качественные показатели туристских ресурсов.
В-третьих, после распада СССР Россия потеряла как минимум '/з высокоаттрактивных и ранее доступных туристских ресурсов: часть Балтийского побережья с наиболее развитой туристской инфраструктурой и туристской индустрией (Рига, Юрмала, Паланга и т.д.), Черноморское побережье Грузии, всю туристскую и санаторно-курортную инфраструктуру Крыма и часть Азовс ко-Черноморского побережья Украины, уникальные при-родно-ландшафтные туристские центры Карпат, часть Каспийского побережья, центры альпинизма и горно-лыжного туризма в зоне Памира, Тянь-Шаня, Кавказского хребта, уникальные туристские зоны озер Севана, Иссык-Куля, а также центры туризма и отдыха в республиках Молдова, Казахстан, Азербайджан и др. В перечисленные регионы вкладывалось ежегодно от 50 до 65% всех инвестиционных ресурсов, направляемых на развитие туризма.
В-четвертых, часть привлекательных туристских ресурсов, находящихся в зоне межнациональных конфликтов Кавказского региона, выключена из единого туристского пространства России, а инфраструктура туризма и предприятия туристской индустрии данного региона пришли в полный упадок.
Если продолжить объективную оценку туристских ресурсов России, то следует отметить, что многие из них, обладая выигрышными атрибутами экзотики или уникальности, проигрывают зарубежным аналогам по доступности, уровню сервиса, безопасности, экологическим параметрам и цене. Это означает, что данные ресурсы не отвечают требованиям Глобального этического кодекса туризма и Эстерсундской (1995 г.) декларации по безопасности туризма и уменьшении риска путешествий.
С учетом экономической теории подобия стран, теории жизненного цикла товаров и услуг и мотивации туристских путешествий, можно было бы предположить, что страны с подобными природными и климатическими условиями могли бы частично стать нашими туристскими «донорами». Однако этому препятствует наша не гибкая ценовая политика (или ее отсутствие).
Стоимость аналогичных туристских услуг в России не ниже, а в ряде случаев значительно выше по сравнению со стоимостью услуг в странах с подобными характеристиками услуг, при более низком уровне сервиса. Туристе ко-гостиничный сервис Черноморского побережья Краснодарского края и побережья Азовского моря неконкурентоспособен с сервисом аналогичных предприятий индустрии туризма зарубежных стран в данном бассейне. Поэтому граждане России с невысокими и средними доходами и стран, наших потенциальных туристских доноров (в том числе восточноевропейских), выбирают для своего путешествия Кипр, Турцию, Грецию, Китай и т.д., усугубляя платежный баланс своих стран.
Россия, обладая громадной территорией (первое место в мире), имеет большие возможности по количеству и разнообразию туристских ресурсов, по срав'нению с другими странами. Однако основная составляющая туристских ресурсов — природно-климатические ресурсы — проигрывает странам Западной Европы, США, а также странам, расположенным в зоне тихоокеанского и атлантического побережий.
Значительная часть нашей территории находится в зоне мало комфортного климата. Средняя температура января по России —25° по Цельсию, июля — +12,5°.
Из 13 омывающих Россию морей 6 морей (Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское) находятся в зоне Северного Ледовитого океана, 3 моря (Берингово, Охотское и Японское) — в северо-восточной и восточной части Тихого океана и только 4 моря (с частичной акваторией) — Балтийское, Черное, Азовское и Каспийское — могут быть включены в прогноз устойчивого туристского потока.
[1] В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 954-р принята новая редакция Концепции.