Введение.
Глава 1. Место туризма в системе международной торговли услугами.
1.1 Сущность и особенности международной торговли услугами (МТУ)
1.2 Место туризма на мировом рынке услуг.
1.3 Регулирование торговли услугами международного туризма на национальном и международном уровнях.
Глава 2. Проблемы участия России в международной торговле услугами туризма.
2.1 Туристический потенциал России, как фактор ее участия в международной торговле услугами туризма.
2.2 Динамика и перспективы торговли России международными услугами туризма.
Заключение.
Литература:
Туризм совместим практически со всеми отраслями хозяйства и видами человеческой деятельности, поскольку их дифференциация и дискретность и создают ту разность потенциалов рекреационной среды, которая вызывает потребности людей к перемене мест и познанию.
Мировая туристская отрасль с каждым годом занимает все более видное место в мировом хозяйстве.
Сейчас в мире в туризме занято 8% трудоспособного населения (203 млн чел.), вклад в мировой ВВП 3,3 трлн ам. дол. (свыше 11%), 630 млрд ам. дол. инвестиций, или 9 % всех инвестиций в основной капитал. Быстрыми темпами увеличиваются и прибытия туристов, и поступления от туризма.[1]
Туризм развивается как в экстенсивном, так и в интенсивном направлении. Наряду с углублением развития традиционных направлений туризма, быстрыми темпами развиваются его новые отрасли.
В целом индустрия туризма во многих странах мира развита в значительной степени, что позволяет говорить и о ее значимости в мировой экономике в целом.
В свою очередь, в России туризм так же развивается весьма быстрыми темпами. Однако уровень развития отрасли туризма и гостеприимства в России остается на достаточно низком уровне относительно многих стран мира.
Международный туризм занимает значимое место в системе мировой торговли услугами. Участие страны в подобной форме МЭО является важным фактором ее экономического развития.
В переходной экономике России развитие международного туризма сталкивается с целым рядом проблем и трудностей. Большая часть сложностей связана с участием страны в международной торговле услугами туризма. В подобной ситуации огромную важность и актуальность приобретает детальное исследование международной торговли услугами туризма и оценки туристического потенциала России, и возможностей его использования в международной торговле туризмом.
Именно подобное исследование и станет целью данной работы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд важных задач:
- Исследовать сущность и особенности международной торговли услугами (МТУ);
- Оценить место туризма на мировом рынке услуг;
- Оценить особенности регулирование торговли услугами международного туризма на национальном и международном уровнях ;
- Проанализировать туристический потенциал России, как фактор ее участия в международной торговле услугами туризма;
- Исследовать динамику и перспективы торговли России международными услугами туризма.
Глава 1. Место туризма в системе международной торговли услугами
1.1 Сущность и особенности международной торговли услугами (МТУ)
Тенденции развития мирохозяйственных связей на рубеже XX—XXI веков свидетельствуют об интенсивном развитии международной торговли услугами (МТУ). Так, в период с 1965 по 1990 гг. доля сектора услуг в ВВП возросла с 55% до 64% в индустриально развитых странах и с 42% до 47% в развивающихся странах. За последнее десятилетие объем МТУ вырос в 6—7 раз и составляет более 1 трлн долл. В мировом товарообороте доля услуг достигает 22—25%. Кроме того, рост МТУ на 25% опережает рост МТТ. В то же время МТУ оказывает все большее влияние на МТТ. Так, например, для поставки товаров за рубеж привлекается все больше услуг, начиная с анализа рынков и кончая транспортировкой товаров. В целом стоимостной объем мирового услугооборота за последние десятилетия характеризуют следующие статистические данные.
Таблица 1 Объем МТУ, млрд долл.[2]
Показатели
|
1970
|
1980
|
1990
|
2000
|
Объем экспорта
|
67
|
387,9
|
811,3
|
1 351,9
|
Объем импорта
|
62,9
|
362,8
|
858,2
|
1 871,7
|
На бурный рост МТУ существенное влияние оказали
такие факторы, как:
- длительный экономический подъем в большинстве стран мирового хозяйства, который привел к повышению темпов экономического роста, деловой активности, производительности труда, уровня доходности фирм и платежеспособности населения;
- научно-технический прогресс (НТП), который способствовал росту объемов производства, образованию новых видов услуг и расширению сфер их применения;
- развитие международных экономических связей стран и форм МЭО.
Долгое время услуги относились, согласно Международной стандартной промышленной классификации, принятой ООН, к «неторгуемым» товарам, т. е. товарам, которые потребляются в той же стране, где и производятся, и не перемещаются между странами. Однако развитие НТП, интернационализация хозяйственной жизни привели к превращению ряда услуг в «торгуемые» с точки зрения мировой экономики.
Таким образом, международная торговля услугами (МТУ) превратилась в специфическую форму мирохозяйственных связей по обмену услугами между продавцами и покупателями разных стран.
В современном мировом хозяйстве и МТТ, и МТУ являются формами МЭО. Однако существуют и качественные различия между ними (см. табл. 2).
Таблица 2 Различия МТТ и МТУ[3]
Товары
|
Услуги
|
|
Осязаемы и видимы
|
Неосязаемы и невидимы
|
|
Поддаются хранению
|
Не поддаются хранению
|
|
МТТ не связана непосредственно с производством
|
МТУ связана с их производством, причем производство и потребление услуг происходит единовременно
|
|
|
Развитие МТТ является основой для развития других форм МЭО
|
МТУ выступает как связующее (посредническое) звено в реализации и развитии других форм МЭО
|
|
На национальном уровне действует избирательная система государственной поддержки по отношению к отраслям материального производства, в отношении же остальных действуют принципы свободной конкуренции
|
Сфера услуг больше защищена государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства, и частично или полностью является государственной собственн остью
|
|
В международный оборот могут поступать все производимые товары
|
Не все виды услуг являются "торгуемыми" и могут быть вовлечены в международный оборот (например, коммунальные и бытовые услуги)
|
|
Экспорт товаров означает их вывоз за рубеж с таможенной территории без обязательства об обратном ввозе.
|
Экспорт услуг может быть осуществлен как поставка услуг за границу (имеются в виду воплощенные услуги транспорта, информационные услуги), так и путем:
• перемещения потребителя услуг (нерезидента) в страну их производителя; • временного перемещения за границу физического лица -поставщика услуг
|
|
Допустим институт посредников.
|
Посредники отсутствуют.
|
[1] Henryk F. Handszuh. Symposium on Tourism Services. Geneva. 2001, р. 67
[2] Колотов К. М., Международный туризм, М., 2004, с. 12
[3] Мировая экономика и международные экономические отношения, М., 2003, с. 119