Введение
Глава I. Конституционно-правовой статус Президента РФ как главы государства
- 1. Место и роль Президента РФ в системе разделения властей
- 2. Элементы конституционно-правовых отношений Президента Российской Федерации
Глава II. Особенности полномочий Президента РФ
- 1. Полномочия в сфере законодательной власти
- 2. Полномочия в сфере исполнительной власти
- 3. Полномочия в сфере судебной власти
Заключение
Список использованной литературы
Институт президентской власти имеет сравнительно короткую историю в развитии российской государственности. Советской республике, какой Россия была в течение трех четвертей XX века, такого рода институт был органически чужд. С господствовавшей концепцией полновластия Советов, соединения в них законодательной и исполнительной власти был несовместим принцип разделения властей, одним из выражений которого является наличие в системе органов власти Президента.
Учреждение поста президента в России определялось рядом объективных и субъективных факторов: задачей усиления исполнительной власти, повышения ее мобильности, оперативности в принятии управленческих решений, совершенствования механизма реализации законов, укрепления государственной дисциплины, законности и правопорядка. Введение этого поста дало возможность покончить с искусственным соединением в рамках статуса бывшего Председателя Верховного Совета РСФСР фактически полномочий главы государства с правами спикера парламента, что находилось в явном противоречии с принципом разделения властей.
Конституция 1993 г. внесла существенные изменения в статус Президента, его полномочия.
Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом.
Вступление в должность нового Президента влечет определенные правовые последствия в отношении органов, назначаемых Президентом: слагает свои полномочия Правительство; подают заявления об освобождении от занимаемых должностей лица, входящие в Администрацию Президента, полномочные представители Президента в палатах Федерального Собрания, Конституционном Суде, в федеральных округах. До назначения нового состава этих органов последние продолжают исполнение своих полномочий.
Цель работы – изучить полномочия Президента РФ.
Задачи работы:
- рассмотреть место и роль Президента РФ в системе разделения властей;
- проанализировать элементы конституционно-правовых отношений Президента РФ;
- рассмотреть полномочия Президента в сфере законодательной власти;
- изучить полномочия Президента в сфере исполнительной власти;
- проанализировать полномочия Президента в сфере судебной власти.
Глава I. Конституционно-правовой статус Президента РФ как главы государства
1.1. Место и роль Президента РФ в системе разделения властей
Современное российское государство представляет собой сложную социальную систему, и среди ее элементов важнейшее место занимает публичная власть со своими институтами. Государственные органы призваны обеспечивать эволюционное развитие общества в условиях политических, экономических и социальных преобразований.
Принятие Конституции РФ дало мощный импульс для становления российской государственности. Конституция стала своеобразным очередным этапом реформирования государственных органов, провозгласив действие фундаментального принципа осуществления публичной власти - принципа разделения властей (ст. 10).
Разделение властей, в теории государства и права – принцип, согласно которому власть в государстве осуществляют три независимые ветви власти (исполнительная, законодательная и судебная), уравновешивающие друг друга (т. н. система сдержек и противовесов)[1].
Для демократического общества принцип разделения властей особо важен и значим. Он выражает не только разделение труда между государственными органами, но и умеренность, «рассредоточенность» государственной власти, предупреждающую ее концентрацию, превращение в авторитарную и тоталитарную власть. Этот принцип в демократическом обществе предполагает, что все три власти одинаковы, равновелики по силе, служат противовесами по отношению друг к другу и могут «сдерживать» одна другую, не допускать доминирования одной из них. Например, превращения управленческой власти в авторитарную, а законодательной – во всевластие, в тоталитарную власть, подчиняющую себе и управление, и правосудие.
Принцип разделения властей проведен во всех демократических странах. В то же время в ходе исторического развития этого принципа потребовалось внесения в него коррективов, уточнений. Они касаются двух вопросов.
Во-первых, власть в государстве должна быть одновременно и «разделена» и оставаться целостной, единой. Вот почему наряду с названными «тремя властями» необходим в качестве особого института глава государства (президент в республике, монарх в конституционной монархии).
Во-вторых, оказалось, что в жизни, особенно с переходом общества в индустриальную и постиндустриальную эпохи, деятельность исполнительных органов не исчерпывается одним лишь исполнением законов. Это более основательная и многообразная управленческая деятельность, связанная с реализацией самого общественного предназначения государства, осуществлением его функций. Поэтому довольно острый характер имеет проблема подчиненности и порядка формирования правительства. Отсюда возникает проблема выбора между президентской и парламентской формами правления[2].
[1] Николаев Е.А. Принцип разделения власти и проблемы государственного строительства // Право и политика. 2003. №12.
[2] Лазарев В.В Теория права и государства: Учебник. М.: Новый Юрист, 1997. С. 90.