В современном мире международные экономические отношения являются одной из наиболее динамично развивающихся сфер экономической жизни. Происходит расширение и углубление экономических отношений между странами, группами стран, экономическими группировками, отдельными фирмами и организациями. Страны, занимая различное положение в мировой экономике в целом и на различных товарных рынках в частности, для защиты своих интересов проводят определенную внешнеторговую политику.
В обеспечении экономической безопасности страны роль внешнеторговой политики является определяющей, поскольку внешняя торговля представляет собой наиболее многосторонний, разнообразный компонент внешнеэкономических отношений государств. В то же время в результате беспрецедентного санкционного давления стран «коллективного Запада» на Российскую Федерацию произошла деформация существовавшей последние тридцать лет системы мирохозяйственных связей. В такой ситуации значительно возрастает актуальность анализа происходящих изменений во внешнеторговой политике РФ и, что более важно, их прогнозов на перспективу. В результате произошедших изменений руководством нашей страны был взят курс на формирование модели отечественной экономики, сочетающей в себе черты открытости и обеспечение реальной защищенности, с опорой на технологический суверенитет.
Целью курсовой работы является исследование внешнеторговой политики страны и ее основных инструментов.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность, цели и структуру внешнеторговой политики;
- охарактеризовать особенности государственного регулирования внешнеторговой политики;
- изучить и обобщить инструменты внешнеторговой политики страны;
- проанализировать состояние внешнеторговой политики России;
- провести анализ угроз и приоритетов развития внешнеторговой политики России;
- рассмотреть основные направления совершенствования внешнеторговой политики России.
Объектом исследования является внешнеторговая политика страны.
Предметом исследования – инструменты и тенденции развития внешнеторговой политики страны (на примере России).
Теоретической и методологической основой исследования послужили нормативно-правовые акты, регулирующие внешнеэкономическую деятельность, научная и учебная литература, посвященная вопросам внешней торговли, авторов Е.Л. Давыденко, В.К. Поспелов, Е.Д. Фролова, В.Н. Новиков, Е.Ф. Прокушев, П.Д. Шимко и других, актуальные статьи по рассматриваемой проблеме и ресурсы сети Интернет.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Во введении обоснована актуальность работы, определены цель и задачи, объект и предмет исследования. В первой главе рассмотрены теоретические основы внешнеторговой политики страны. Во второй главе выполнен анализ внешнеторговой политики России, проанализированы угрозы и приоритеты развития российской внешнеторговой политики, а также направления ее совершенствования. В заключении сделаны выводы, отражающие результаты, полученные в ходе решения каждой поставленной задачи и достижения цели работы.
1 Теоретические основы внешнеторговой политики страны
1.1 Внешнеторговая политика: сущность, цели, структура
Наиболее оптимальным внешнеэкономическим курсом страны является курс, направленный на обеспечение комфортных условий для ведения бизнеса в сфере внешней торговли, что способствует устойчивости развития национальной экономики. Внешняя торговля, состоящая из экспорта и импорта товаров и услуг, представляет собой важнейшую форму международных экономических отношений и заключается в обмене экономическими благами между национальными экономиками. Внешнеторговая политика, наряду с внешнеинвестиционной, валютной и таможенной политикой, является составной частью внешнеэкономической политики страны.
Внешнеторговая политика – составной элемент экономической политики каждой страны, совокупность государственных средств и методов регулирования внешней торговли, основой которой является регулирование экспорта и импорта, для успешного развития национальной экономики и реализации страной максимальной выгоды [12, с. 101].
Политика государства в международной торговле основывается на комплексном подходе. Она включается в себя различные мероприятия, позволяющие постепенно улучшать позиции страны в мире, обеспечивать стабильность и независимость экономического развития. Главная цель внешнеторговой политики заключается в создании благоприятных внешних и внутренних условий для развития и реализации интересов национальной экономики страны. Также в качестве целей (подцелей) внешнеторговой политики страны можно выделить следующие [13, с. 97]:
- обеспечить экономическую и политическую независимость страны;
- нарастить превосходство перед другими государствами, участниками международных торговых отношений.
- получить равновесный платежный баланс;
- обеспечить необходимую ресурсную базу для страны;
- укрепить национальную валюту;
- повысить государственный рейтинг;
- стимулировать экономическое развитие страны.
Для достижения перечисленных целей внешнеторговая политика решает следующие задачи: защита торгово-политическими методами национальной экономики, обеспечение благоприятных условий для вывоза товаров и услуг из страны на мировой рынок, создание благоприятных условий для выхода на мировой рынок национальных поставщиков, развитие общей правовой базы взаимоотношений внешнеторговых операторов страны с их иностранными контрагентами [16, с. 64].
С точки зрения методологии формирования внешнеторговой политики страны можно выделить следующие структурные элементы [11, с. 14]:
- теоретическую основу формирования торговой политики;
- методы и инструменты торговой политики;
- реализацию торговой политики – торговые режимы;
- правовую основу (международно-правовые нормы, национальное законодательство, а также характер взаимодействия международно-правовых норм и национального законодательства);
- институциональную основу (международные организации и международные институты, национальные государственные органы).
Большинство из перечисленных элементов торговой политики имеет исторический характер, что проявляется в различных аспектах. Во-первых, в постепенной трансформации сферы применения и включения в нее новых областей и направлений международных экономических отношений. Параллельно происходит изменение инструментов торговой политики. Наблюдается тенденция расширения их числа и разнообразия, однако одновременно часть из ранее применявшихся инструментов утрачивает свое значение и вытесняется более новыми средствами воздействия на торговлю. Трансформация инструментов торговой политики и области их применения происходит по мере усиления интернационализации процессов производства и обращения, глобализации мировой экономики. Во-вторых, на внешнеторговую политику государства влияет система международно-правовых актов и международных институтов. Таким образом, соответствующие изменения в области инструментария и сферы применения находят отражение в рамках правовой и институциональной базы. В-третьих, конкретно-исторический характер торговой политики часто проявляется в многочисленных отступлениях от общих принципов и теоретических представлений. Практически любые теоретические обоснования целесообразности проведения либеральной торговой политики в рамках наиболее известных теорий международной торговли сопровождаются перечнем аргументов в пользу применения ограничительных мер.