Курсовая работа|Экономическая теория

Рыночная экономика преимущества и недостатки

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2011 | Страниц: 44

Введение. 

Глава 1. Сущность рынка и развитие форм рыночной экономики и их преимущества и недостатки. 

1.1 Подходы некоторых экономистов к понятию рынка и сущность рыночной экономики  

1.2 Типы и структура рынка. 

1.3 Классический капитализм, как историческая составляющая рыночной экономики. 

1.4 Отличительные признаки постиндустриальной (новой) экономики. 

1.5 Общая характеристика и модели социально ориентированной смешанной экономики  

1.6 Основные противоречия, преимущества и недостатки рыночной экономики. 

Глава 2. Анализ преимуществ и недостатков переходной экономики России. 

2.1 Общая характеристика переходной экономики России. 

2.2 Анализ отдельных недостатков российской экономики и пути их преодоления. 

Заключение. 

Литература:

Рыночная экономика — это экономика, основанная на товарно-де­нежных отношениях, господстве частной собственности и сво­бодной конкуренции производителей и потребителей.

Известно, что совокупность всех экономических процессов, совершаю­щихся в обществе на основе действующих в нем отношений собственности и организационно-правовых форм, представляет собой экономическую систему этого общества. Поняв суть си­стемы, можно понять и многие закономерности хозяйственной жизни общества. В любой экономической системе первичную роль играет производство вкупе с распределением, обменом, потреблением. В процессе взаимодействия этих сфер про­исходит преобразование ресурсов, имеют место их потоки на­ряду с потоками товаров и услуг.

Важными элементами любой экономической системы явля­ются социально-экономические отношения, базирующиеся на сложившихся в каждой экономической системе формах собст­венности на экономические ресурсы и результаты хозяйствен­ной деятельности; организационные формы хозяйственной деятельности; хозяйственный механизм, т.е. способ регули­рования экономической деятельности на макроэкономиче­ском уровне, а также система стимулов и мотиваций, кото­рыми руководствуются участники хозяйственной жизни; кон­кретные экономические связи между предприятиями и организациями.

В настоящее время рыночная экономика является одним из основ­ных типов экономических систем. Основные экономические решения принимаются самостоятельно производителями и потребителями. Первые на свой страх и риск решают, какие продукты производить, в каком количестве, посредством какой техники и для кого.

Вторые самостоятельно делают выбор, какую продукцию приобре­тать и у каких производителей. Выбор осуществляется под воздей­ствием таких факторов, как цена, качество и т. п.

Сбалансированность экономики достигается посредством рыноч­ного механизма. Его основными элементами являются спрос и пред­ложение. С учетом их соответствия формируется цена на продукты. Уровень цены является сигналом для увеличения или сокращения их .производительности.

Рыночная экономика сформировалась в XVIII в. и является наибо­лее гибкой экономической системой, которая под влиянием внутрен­них и внешних факторов имеет свойство трансформироваться и видо­изменяться. В своем историческом развитии она проходит следующие этапы: классический капитализм и постиндустриальная хозяйствен­ная система, наиболее типичной формой которой является смешан­ная экономика.

Рыночная экономика — это непрерывный процесс движения огромного многообразия товаров. Они производятся на десятках и десятках тысяч предприятий и фирм. При этом в товарных по­токах навстречу друг другу перемещается бесчисленное множество предметов потребления личного назначения и средств, удовле­творяющих производственные потребности. Не последняя роль в этом перемещении отводится благам общественной значимости. Цель этого перемещения — довести до каждого потребителя имен­но тот продукт, в котором он нуждается. Это отнюдь не простая проблема. Ведь потребители товаров находятся в самых разнооб­разных и отдаленных местах.

Многоликость нарисованной картины не исключает стихию и хаос, а также неуверенность людей в неизбежности возможных срывов.

Ситуация усугубляется тем, что в производстве и товарном обращении неотъемлемую опосредующую роль играют деньги и ценные бумаги. Обусловлено это не только их значимостью в дан­ном случае, но и определенной самостоятельностью и закономер­ностями обращения денег и ценных бумаг как таковых. В рыноч­ном движении особое место занимают труд и услуги, оказыва­емые работниками различных специальностей и профессий. Не обходится рыночная экономика без новейших технологий, инфор­мации и знаний.

В столь сложной, взаимосвязанной системе тем не менее уста­навливается определенный порядок. Его характеризуют вполне конкретные, присущие только этой экономической системе зако­номерности развития. Экономика как бы включена в своеобраз­ный механизм, подчиняющий себе действия миллионов людей, производящих и потребляющих товары.

Из этого следует, что всем процессам, происходящим в эконо­мике, присуща определенная организация. Она, как свидетель­ствует хозяйственная практика, довольно сложна и многообраз­на. Одна из причин тому — решение многогранных проблем, сто­ящих перед рыночной системой хозяйствования.

Эти проблемы группируются в основном вокруг трех главных вопросов: «Что производить?», «Как производить?» и «Для кого производить?». Конкретизация первого из них заключается в сле­дующем: «Какие товары производить и в каком количестве?» То­вары нужны для удовлетворения текущих и будущих потребнос­тей. Поэтому важно знать, когда их производить. Последнее тре­бует учета выпуска товаров в нужном ассортименте для личного, производственного и общественного потребления.

Вопрос: «Как производить?» — тоже предполагает многое, но первоочередной проблемой для производства необходимых това­ров является подбор ресурсов: трудовых, материальных, природ­ных и финансовых. В условиях ограниченности и редкости ресур­сов их нужно использовать исключительно рационально. В связи с этим производители вынуждены варьировать — применять боль­ше живого или овеществленного труда, использовать дорогостоя­щие природные или искусственные материалы, укрупнять произ­водство или производить товары на относительно мелких и сред­них экономически обособленных предприятиях и т.д.

Наконец, заключительный вопрос: «Для кого производить?» Здесь тоже немало проблем. Произведенная продукция с помощью товарно-денежных отношений должна быть оптимально распре­делена между различными социальными слоями в обществе, до-мохозяйствами и отдельными индивидами.

Чему отдать приоритет? Социально ориентированным принци­пам распределения или товары должны быть проданы тем, кто их может купить? Как обеспечить жизнь нетрудоспособных и мало­имущих? Как быть с нерадивыми, не желающими работать?..

Решение перечисленных проблем, как и множества других, осуществляется экономикой по-разному. Во многом это зависит от определяющих основ и принципов организации хозяйствования. Как показывает мировой опыт, рыночная организация про­изводства оказалась наиболее эффективной. Ее нельзя считать иде­альной, ибо она имеет как достоинства, так и недостатки. Пере­вешивают, однако, преимущества, несмотря на очевидные проти­воречия и сложности в рыночной экономике.

Основу рыночной организации производства составляет рыноч­ный механизм. Поскольку ему приходится решать многогранные проблемы, отсюда и многочисленность его составных элементов. Тем не менее основными являются следующие: спрос, предложе­ние, цена и конкуренция. Каждый из этих элементов имеет са­мостоятельный смысл и вместе с тем взаимосвязан с другими эле­ментами.

Среди названных элементов первенствующая роль принадле­жит цене. Она, в частности, непосредственно воздействует на спрос и предложение. Цена находится в обратно пропорциональ­ной зависимости от спроса и в прямо пропорциональной зави­симости от предложения. Иными словами, повышение цены на товар понижает спрос, но увеличивает предложение. Напротив, при понижении цены возрастает спрос, тогда как предложение падает.

Спрос и предложение взаимодействуют между собой не толь­ко через цену, но и непосредственно. Например, предложение на рынке новых качественных товаров будирует спрос. Последний активизирует предложение в сторону его увеличения.

Экономическое положение участников рыночного хозяйства во многом зависит от состояния конкуренции. Она тоже проявляет себя по-разному, взаимодействуя с вышеназванными элементами. Чтобы проанализировать происходящее в рыночном механизме, необходимо рассмотреть модели рыночного хозяйства. Поэтому остановимся на них более подробно.

Проблемы изучения рыночной экономики занимают значимое место в трудах целого ряда экономистов. Среди них: А. Смит, В. Ойкен, Ф. Бем, В. Репке, А. Рюстов, Л. Микш, А. Мюллер-Армак. А. маршал, Ф. Котлер, Д. Беллу.  С. Фишер, Р. Дорбуш, Р. Шмалензи, О.Ю. Мамедов, А. Булатов и многие другие. Эти фамилии, несмотря на возможность приведения значительно более широкого списка, упомянуты не случайно. Именно взгляды этих ученых были использованы при написании данной работы.

В целом, каждая из форм рыночной экономики имеет свои преимущества и недостатки. Так, слабые стороны исторических типов рыночной экономики привели к их постепенной замене новыми, более совершенными формами. В то же время, и современная модель рыночной экономики так же не является идеальной. Одновременно, для России вообще характерна особая форма – переходной экономики, которая уже имеет явные признаки рыночной, но так же характеризуется множеством недостатков. Все эти факты обуславливают актуальность исследования достоинств и недостатков  рыночной экономики. Именно подобное исследование станет целью данной работы.

Для достижения поставленных целей необходимо решить ряд важных задач:

- Изучить подходы некоторых экономистов к понятию рынка и сущность рыночной экономики;

- Выделить типы и структура рынка;

- Определить особенности классического капитализма, как исторической составляющей рыночной экономики;

- Выявить отличительные признаки постиндустриальной (новой) экономики;

- Дать общую характеристику и модели социально ориентированной смешанной экономики;

- Охарактеризовать основные противоречия, преимущества и недостатки рыночной экономики;

- Исследовать особенности переходной экономики России;

- Проанализировать отдельные недостатки российской экономики и пути их преодоления.

 

Глава 1. Сущность рынка и развитие форм рыночной экономики и их преимущества и недостатки

1.1 Подходы некоторых экономистов к понятию рынка и сущность рыночной экономики

Рассматривая характеристики рынка, необходимо иметь в виду следующие обстоятельства. Он имеет на практике различные виды и проявления. Вместе с тем рынок обстоятельно раскрыт в соот­ветствующих теоретических концепциях и положениях. Понима­ние сущности рынка должно основываться и на теории, и на прак­тике. При этом следует иметь в виду, что, развиваясь, экономика эволюционирует в своей многогранности.

Обычно реальное возникновение рынка увязывается с пери­одом разложения первобытного общества. Смысл его сводился к более или менее регулярному обмену продуктами между об­щинами. Причем товарный обмен осуществлялся, как правило, в конкретном месте и в определенное время. С развитием ре­месла и городов обмен укрепляет свои позиции, в том числе и места, где он происходит, формируя таким образом рыночные площади. Следует отметить, так часто называется рынок и в наше время.

Углубление общественного разделения труда и развитие товар­ного производства усложняют понимание рынка как экономиче­ской сущности, что находит отражение в зарубежной и отечествен­ной литературе. Например, французский экономист и математик О. Курно считал, что рынок — это не какая-то базарная площадь, а всякий район в целом, где отношения покупателей и продавцов свободны, цены легко и быстро уравниваются. В этом определе­нии просматриваются три составные элемента рынка: регион, цены, продавцы и покупатели. Они вполне реальны и на совре­менном рынке, но ввиду усложнения экономических связей и отношений приведенного определения недостаточно.

А. Смит свое представление о рынке сводил к двум позициям. Во-первых, рынок рассматривался им в связи с общественным разделением труда — чем оно шире, тем масштабнее рынок. Во-вторых, рынок обусловлен естественной редкостью экономиче­ских ресурсов, ограниченной производительной возможностью людей, с одной стороны, и безграничными их потребностями — с другой. Ф. Котлер в книге «Основы маркетинга» рынок отожде­ствляет с совокупностью покупателей, т.е. с одним из субъектов рыночных отношений. А. Маршалл в книге «Принципы полити­ческой экономии» определяет рынок как всякую группу людей, вступающих в тесные деловые отношения и заключающих круп­ные сделки по поводу любого товара.[1]

Названные трактовки рынка нашли отражение в соответствующих теоретических и практических исследованиях отечественных эконо­мистов. Вместе с тем рынок рассматривается во взаимосвязи с то­варным производством и товарно-денежными отношениями. Изу­чается он и с точки зрения обмена, организованного по законам рыночного хозяйства и денежного обращения. По известным сло­варям В. Даля и С. Ожегова,[2] рынок — это место розничной торгов­ли и сфера товарного обмена. Здесь уместно подчеркнуть, что для рынка характерна не только сфера товарного обмена, но и обраще­ния, в том числе денежного, формирующего, например, рынок цен­ных бумаг. Рынок рабочей силы тоже накладывает специфический отпечаток на содержательную характеристику рынка вообще.

Рынок, формируя экономику, предполагает бесчисленное мно­жество участников. В теории и практике их называют по-разно­му. Наиболее обобщенно всех участников таких отношений мож­но определить как продавцов, посредников и покупателей. Их называют производителями и потребителями, товаровладельцами и предпринимателями. Все они так или иначе выступают в каче­стве хозяйствующих субъектов или экономических агентов. Рас­пространенной является и такая группировка: домохозяйство, фирмы и государство.

Первое — это прежде всего покупатели, потребители благ и услуг личного характера. Речь идет о приобретении домохозяйствами мно­гочисленных предметов потребления. Представителями домохозяйств являются, как правило, отдельные индивидуумы или семьи. В меньшей мере домохозяйства могут быть производителями, по­средниками или товаровладельцами. В данном случае имеется в виду индивидуальная или семейная трудовая деятельность, например фер­мерские хозяйства. Осуществление таких функции требует приобре­тения хозяйствующими агентами средств производства.

[1] История экономических учений. Хрестоматия. М., 2005

[2] См.:  Даль  В.И., Толковый  словарь  русского языка. Современно написание. М., 2007; Толковый  словарь  под ред. C.И. Ожегова, М., 1992

  1. Большой экономический словарь. М.: Финансы и статистика, 2006
  2. Булатов А. С., Экономика, М.: БЕК, 2005
  3. Баумоль У. Экономическая теория и исследование операций. – М.: Прогресс, 1965.
  4. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. – М.: Дело, 1994.
  5. Введение в рыночную экономику/ Под. ред. А.Я. Лившица и И.Н. Никулиной. – М.: Высшая школа,1994.
  6. Курс экономической теории: Учебное пособие/ Под ред. А.В. Сидоровича. -.: ДиС, 1997.
  7. Курс экономической теории/Под ред. М.Н. Чепурина. – Киров: АСА, 1997.
  8. Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. – М.: Дело, Вита – Пресс, 1996.
  9. Негеши Т. История экономической теории. – М.: АО «Аспект Пресс», 1995.
  10. Титова Н.Е. История экономических учений: Курс лекций. – М.: Владос, 1997.
  11. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. – М.: Дело, 1993.
  12. Худокормов А.Г. История экономических учений. – М.: ИНФРА –М, 1998.
  13. Экономика: Учебник/Под. ред. А.И. Архипова. – М.: ПРОСПЕКТ, 1998.
  14. Экономика: Учебник/ Под. ред. А.С. Булатова. – М.: Юсисть, 1999.
  15. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник для вуэов. – М.: ИНФРА-М, 1997.
  16. Даль В.И., Толковый  словарь  русского языка. Современно написание. М., 2007
  17. Курс экономической теории, под ред. Чепурина М. Н., Киселевой Е. А., М., 1994
  18. Камаев В. Д., Основы экономической теории, М., 2002
  19. Линвуд Т. Гайгер, Макроэкономическая теория и переходная экономика, М.: Экономика, 1997
  20. Ломакин В. К., Мировая экономика, М.: ЮНИТИ, 1998
  21. История экономических учений. Хрестоматия. М., 2005
  22. Мамедов О. Ю., Современная экономика, Ростов н/Д.: Феникс, 2005
  23. Проблемы, успехи и трудности переходной экономики (опыт России и Беларуси) / Под ред. М.А. Портного. М.: МОНФ, 2000
  24. Социально-экономическая география России, М.: БЕК, 2002
  25. Смешанная экономика. Двухсекторная модель. Ростов-на-Дону: Фе­никс; М.: КноРус, 2001
  26. Современная экономика. Материалы к семинарским занятиям. Пособие для студентов по курсу "Основы экономической теории". - Ростов-н/Д: Изд-во "Феникс", 2000.
  27. Современная экономика: лекционный курс. Многоуровневое пособие. – Ростов н/Д: ФЕНИКС, 2001.
  28. Социально-экономические проблемы России. Справочник. / Под ред. Т.М. Бойко. СПб., 1999.
  29. Ступин И. Конкуренция – это здорово! // Эксперт. №21 (424), 2004.
  30. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Экономика: Учебник / Под ред. Л.С. Тарасевича - М.: ИНФРА - М, 2000.
  31. Томилов В.В., Семеркова Л.Н. Маркетинг рабочей силы. М., 2002.
  32. Тураев В. Глобальные проблемы современности: учебное пособие. М., 2001.
  33. Усов А. Теория предельной полезности (опыт критического анализа). М., 1999.
  34. Уткин А. Глобализация: процесс и осмысление. М., 2001.
  35. Уткин Э.А. Цены. Ценообразование. Ценовая политика. М., 1997.
  36. Учебник по основам экономической теории. / Под ред. В.Д. Камаева. М., 1994.
  37. Федорович В.А. Американский капитализм и государственное хозяйствование (Федеральная контрактная система: эволюция, проблемы, противоречия). М.: Наука, 1979.
  38. Фишер С. Экономика.: Пер. с англ. со 2-го изд. М., 1993.
  39. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ.- М.: "Дело ЛТД", 1993.
  40. Фридмен М. Капитализм и свобода. М., 1992.
  41. Хайек Ф.А. Конкуренция как процедура открытия. // МЭ и МО. №12, 1989.
  42. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. М.: Финансы и статистика, 1992.
  43. Хейне П. Экономический образ мышления. М., 1991.
  44. Цапенко И. "Ренессанс" экономической миграции на Западе. // Вопросы экономики. №11. 2002.
  45. Цены и ценообразование: Учебник для вузов / Под ред. И.К. Салимжанова. М., 2001.
  46. Чернецова Н.С. Роль антимонопольного регулирования для оптимизации экономических интересов. // Экономика переходного периода. Пенза, 1999.
  47. Шишкин А.Ф. Экономическая теория: Учебник. М., 1996.
  48. Шкардун В.Д. Ахтямов Т.М. Методика исследования конкуренции на рынке. // Маркетинг в России и за рубежом. №4, 2000.
  49. Шуляк П.Н. Ценообразование. М., 1999.
  50. Шумпетер И. Капитализм, социализм и демократия. М., 1995.
  51. Щербинин Ю.А., Рожков К.Л., Рыбалкин В.Е. Международные экономические отношения. Интеграция. М., 1997.
  52. Эдаркар Э., Эйдил А. и др. На равных с сильнейшими. // Вестник McKinsey. №4, 2003.
  53. Экономика и бизнес (теория и практика предпринимательства). / Под ред. В.Д. Камаева. М., 1993.
  54. Тарасенко В. В. Антропо­логия Интернет: самоорганизация «человека кликающего» // Общественные науки и современность. 2000. № 5
  55. Толковый словарь  под ред. C.И. Ожегова, М., 1992
  56. Шишкин А. Ф., Экономическая теория, М., 1996
  57. Экономика. Пер. с англ. Со 2-го изд. — М.: Дело ЛТД, 1993.
  58. Эф­фективная экономика. Шведская модель, М.: Экономика, 1991.
  59. Экономика. Учебник / Под ред. А.И.Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. - М.: Проспект, 1999.
  60. Экономика: Учебник. / Под ред. А.С. Булатова. М., 1999.
  61. Экономика: Учебник. / Под ред. Д.В. Валового. М., 1999.
  62. Экономическая теория в вопросах и ответах. / Учеб. пособие. Ростов-на-Дону, 1998.
  63. Экономическая теория. Задачи, логические схемы, методические материалы/ под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича: Учебник - СПб: Изд-во ПИТЕР, 1999.
  64. Экономическая теория. Учебное пособие. / Под ред. И.П.Николаевой. М., 1997.
  65. Экономическая теория: Курс лекций: в 2ч. / Под ред. Деминой М.П. Иркутск, 1999.
  66. Экономическая теория: Учеб. для высш. учеб. заведений / Под ред. В.Д. Камаева. - М.: ВЛАДОС, 2000.
  67. Экономическая теория: Учеб: В 2 ч./Под общ. ред. М.А. Винокурова, М.П. Деминой. Иркутск, 1999.
  68. Экономическая теория: Учебник. / Под ред. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. - М.: ИНФРА - М, 2000.
  69. Экономическая теория: Учебник. / Под ред. И.П. Николаевой. М., 1999.
  70. Экономическая теория: Учебник. / Под. ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой. – М.: Издательство "Экзамен". 2003.
  71. Экономическая теория: Электронный учебник // http://el.tfi.uz/ru
  72. Энциклопедия рынка. Том 3. / Под ред. В. Рыбалкина. М., 1996
  73. Юданов Ю.А. Конкуренция: теория и практика. Учебно-практическое пособие. М., 2001.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Экономическая теория
2017 год 30 стр.
Курсовая Формы и методы регулирования рынка
Telesammit
Курсовая работа Экономическая теория
2016 год 41 стр.
Курсовая Сущность безработицы и ее регулирование
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское