Рыночная экономика — это экономика, основанная на товарно-денежных отношениях, господстве частной собственности и свободной конкуренции производителей и потребителей.
Известно, что совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем отношений собственности и организационно-правовых форм, представляет собой экономическую систему этого общества. Поняв суть системы, можно понять и многие закономерности хозяйственной жизни общества. В любой экономической системе первичную роль играет производство вкупе с распределением, обменом, потреблением. В процессе взаимодействия этих сфер происходит преобразование ресурсов, имеют место их потоки наряду с потоками товаров и услуг.
Важными элементами любой экономической системы являются социально-экономические отношения, базирующиеся на сложившихся в каждой экономической системе формах собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности; организационные формы хозяйственной деятельности; хозяйственный механизм, т.е. способ регулирования экономической деятельности на макроэкономическом уровне, а также система стимулов и мотиваций, которыми руководствуются участники хозяйственной жизни; конкретные экономические связи между предприятиями и организациями.
В настоящее время рыночная экономика является одним из основных типов экономических систем. Основные экономические решения принимаются самостоятельно производителями и потребителями. Первые на свой страх и риск решают, какие продукты производить, в каком количестве, посредством какой техники и для кого.
Вторые самостоятельно делают выбор, какую продукцию приобретать и у каких производителей. Выбор осуществляется под воздействием таких факторов, как цена, качество и т. п.
Сбалансированность экономики достигается посредством рыночного механизма. Его основными элементами являются спрос и предложение. С учетом их соответствия формируется цена на продукты. Уровень цены является сигналом для увеличения или сокращения их .производительности.
Рыночная экономика сформировалась в XVIII в. и является наиболее гибкой экономической системой, которая под влиянием внутренних и внешних факторов имеет свойство трансформироваться и видоизменяться. В своем историческом развитии она проходит следующие этапы: классический капитализм и постиндустриальная хозяйственная система, наиболее типичной формой которой является смешанная экономика.
Рыночная экономика — это непрерывный процесс движения огромного многообразия товаров. Они производятся на десятках и десятках тысяч предприятий и фирм. При этом в товарных потоках навстречу друг другу перемещается бесчисленное множество предметов потребления личного назначения и средств, удовлетворяющих производственные потребности. Не последняя роль в этом перемещении отводится благам общественной значимости. Цель этого перемещения — довести до каждого потребителя именно тот продукт, в котором он нуждается. Это отнюдь не простая проблема. Ведь потребители товаров находятся в самых разнообразных и отдаленных местах.
Многоликость нарисованной картины не исключает стихию и хаос, а также неуверенность людей в неизбежности возможных срывов.
Ситуация усугубляется тем, что в производстве и товарном обращении неотъемлемую опосредующую роль играют деньги и ценные бумаги. Обусловлено это не только их значимостью в данном случае, но и определенной самостоятельностью и закономерностями обращения денег и ценных бумаг как таковых. В рыночном движении особое место занимают труд и услуги, оказываемые работниками различных специальностей и профессий. Не обходится рыночная экономика без новейших технологий, информации и знаний.
В столь сложной, взаимосвязанной системе тем не менее устанавливается определенный порядок. Его характеризуют вполне конкретные, присущие только этой экономической системе закономерности развития. Экономика как бы включена в своеобразный механизм, подчиняющий себе действия миллионов людей, производящих и потребляющих товары.
Из этого следует, что всем процессам, происходящим в экономике, присуща определенная организация. Она, как свидетельствует хозяйственная практика, довольно сложна и многообразна. Одна из причин тому — решение многогранных проблем, стоящих перед рыночной системой хозяйствования.
Эти проблемы группируются в основном вокруг трех главных вопросов: «Что производить?», «Как производить?» и «Для кого производить?». Конкретизация первого из них заключается в следующем: «Какие товары производить и в каком количестве?» Товары нужны для удовлетворения текущих и будущих потребностей. Поэтому важно знать, когда их производить. Последнее требует учета выпуска товаров в нужном ассортименте для личного, производственного и общественного потребления.
Вопрос: «Как производить?» — тоже предполагает многое, но первоочередной проблемой для производства необходимых товаров является подбор ресурсов: трудовых, материальных, природных и финансовых. В условиях ограниченности и редкости ресурсов их нужно использовать исключительно рационально. В связи с этим производители вынуждены варьировать — применять больше живого или овеществленного труда, использовать дорогостоящие природные или искусственные материалы, укрупнять производство или производить товары на относительно мелких и средних экономически обособленных предприятиях и т.д.
Наконец, заключительный вопрос: «Для кого производить?» Здесь тоже немало проблем. Произведенная продукция с помощью товарно-денежных отношений должна быть оптимально распределена между различными социальными слоями в обществе, до-мохозяйствами и отдельными индивидами.
Чему отдать приоритет? Социально ориентированным принципам распределения или товары должны быть проданы тем, кто их может купить? Как обеспечить жизнь нетрудоспособных и малоимущих? Как быть с нерадивыми, не желающими работать?..
Решение перечисленных проблем, как и множества других, осуществляется экономикой по-разному. Во многом это зависит от определяющих основ и принципов организации хозяйствования. Как показывает мировой опыт, рыночная организация производства оказалась наиболее эффективной. Ее нельзя считать идеальной, ибо она имеет как достоинства, так и недостатки. Перевешивают, однако, преимущества, несмотря на очевидные противоречия и сложности в рыночной экономике.
Основу рыночной организации производства составляет рыночный механизм. Поскольку ему приходится решать многогранные проблемы, отсюда и многочисленность его составных элементов. Тем не менее основными являются следующие: спрос, предложение, цена и конкуренция. Каждый из этих элементов имеет самостоятельный смысл и вместе с тем взаимосвязан с другими элементами.
Среди названных элементов первенствующая роль принадлежит цене. Она, в частности, непосредственно воздействует на спрос и предложение. Цена находится в обратно пропорциональной зависимости от спроса и в прямо пропорциональной зависимости от предложения. Иными словами, повышение цены на товар понижает спрос, но увеличивает предложение. Напротив, при понижении цены возрастает спрос, тогда как предложение падает.
Спрос и предложение взаимодействуют между собой не только через цену, но и непосредственно. Например, предложение на рынке новых качественных товаров будирует спрос. Последний активизирует предложение в сторону его увеличения.
Экономическое положение участников рыночного хозяйства во многом зависит от состояния конкуренции. Она тоже проявляет себя по-разному, взаимодействуя с вышеназванными элементами. Чтобы проанализировать происходящее в рыночном механизме, необходимо рассмотреть модели рыночного хозяйства. Поэтому остановимся на них более подробно.
Проблемы изучения рыночной экономики занимают значимое место в трудах целого ряда экономистов. Среди них: А. Смит, В. Ойкен, Ф. Бем, В. Репке, А. Рюстов, Л. Микш, А. Мюллер-Армак. А. маршал, Ф. Котлер, Д. Беллу. С. Фишер, Р. Дорбуш, Р. Шмалензи, О.Ю. Мамедов, А. Булатов и многие другие. Эти фамилии, несмотря на возможность приведения значительно более широкого списка, упомянуты не случайно. Именно взгляды этих ученых были использованы при написании данной работы.
В целом, каждая из форм рыночной экономики имеет свои преимущества и недостатки. Так, слабые стороны исторических типов рыночной экономики привели к их постепенной замене новыми, более совершенными формами. В то же время, и современная модель рыночной экономики так же не является идеальной. Одновременно, для России вообще характерна особая форма – переходной экономики, которая уже имеет явные признаки рыночной, но так же характеризуется множеством недостатков. Все эти факты обуславливают актуальность исследования достоинств и недостатков рыночной экономики. Именно подобное исследование станет целью данной работы.
Для достижения поставленных целей необходимо решить ряд важных задач:
- Изучить подходы некоторых экономистов к понятию рынка и сущность рыночной экономики;
- Выделить типы и структура рынка;
- Определить особенности классического капитализма, как исторической составляющей рыночной экономики;
- Выявить отличительные признаки постиндустриальной (новой) экономики;
- Дать общую характеристику и модели социально ориентированной смешанной экономики;
- Охарактеризовать основные противоречия, преимущества и недостатки рыночной экономики;
- Исследовать особенности переходной экономики России;
- Проанализировать отдельные недостатки российской экономики и пути их преодоления.
Глава 1. Сущность рынка и развитие форм рыночной экономики и их преимущества и недостатки
1.1 Подходы некоторых экономистов к понятию рынка и сущность рыночной экономики
Рассматривая характеристики рынка, необходимо иметь в виду следующие обстоятельства. Он имеет на практике различные виды и проявления. Вместе с тем рынок обстоятельно раскрыт в соответствующих теоретических концепциях и положениях. Понимание сущности рынка должно основываться и на теории, и на практике. При этом следует иметь в виду, что, развиваясь, экономика эволюционирует в своей многогранности.
Обычно реальное возникновение рынка увязывается с периодом разложения первобытного общества. Смысл его сводился к более или менее регулярному обмену продуктами между общинами. Причем товарный обмен осуществлялся, как правило, в конкретном месте и в определенное время. С развитием ремесла и городов обмен укрепляет свои позиции, в том числе и места, где он происходит, формируя таким образом рыночные площади. Следует отметить, так часто называется рынок и в наше время.
Углубление общественного разделения труда и развитие товарного производства усложняют понимание рынка как экономической сущности, что находит отражение в зарубежной и отечественной литературе. Например, французский экономист и математик О. Курно считал, что рынок — это не какая-то базарная площадь, а всякий район в целом, где отношения покупателей и продавцов свободны, цены легко и быстро уравниваются. В этом определении просматриваются три составные элемента рынка: регион, цены, продавцы и покупатели. Они вполне реальны и на современном рынке, но ввиду усложнения экономических связей и отношений приведенного определения недостаточно.
А. Смит свое представление о рынке сводил к двум позициям. Во-первых, рынок рассматривался им в связи с общественным разделением труда — чем оно шире, тем масштабнее рынок. Во-вторых, рынок обусловлен естественной редкостью экономических ресурсов, ограниченной производительной возможностью людей, с одной стороны, и безграничными их потребностями — с другой. Ф. Котлер в книге «Основы маркетинга» рынок отождествляет с совокупностью покупателей, т.е. с одним из субъектов рыночных отношений. А. Маршалл в книге «Принципы политической экономии» определяет рынок как всякую группу людей, вступающих в тесные деловые отношения и заключающих крупные сделки по поводу любого товара.[1]
Названные трактовки рынка нашли отражение в соответствующих теоретических и практических исследованиях отечественных экономистов. Вместе с тем рынок рассматривается во взаимосвязи с товарным производством и товарно-денежными отношениями. Изучается он и с точки зрения обмена, организованного по законам рыночного хозяйства и денежного обращения. По известным словарям В. Даля и С. Ожегова,[2] рынок — это место розничной торговли и сфера товарного обмена. Здесь уместно подчеркнуть, что для рынка характерна не только сфера товарного обмена, но и обращения, в том числе денежного, формирующего, например, рынок ценных бумаг. Рынок рабочей силы тоже накладывает специфический отпечаток на содержательную характеристику рынка вообще.
Рынок, формируя экономику, предполагает бесчисленное множество участников. В теории и практике их называют по-разному. Наиболее обобщенно всех участников таких отношений можно определить как продавцов, посредников и покупателей. Их называют производителями и потребителями, товаровладельцами и предпринимателями. Все они так или иначе выступают в качестве хозяйствующих субъектов или экономических агентов. Распространенной является и такая группировка: домохозяйство, фирмы и государство.
Первое — это прежде всего покупатели, потребители благ и услуг личного характера. Речь идет о приобретении домохозяйствами многочисленных предметов потребления. Представителями домохозяйств являются, как правило, отдельные индивидуумы или семьи. В меньшей мере домохозяйства могут быть производителями, посредниками или товаровладельцами. В данном случае имеется в виду индивидуальная или семейная трудовая деятельность, например фермерские хозяйства. Осуществление таких функции требует приобретения хозяйствующими агентами средств производства.
[1] История экономических учений. Хрестоматия. М., 2005
[2] См.: Даль В.И., Толковый словарь русского языка. Современно написание. М., 2007; Толковый словарь под ред. C.И. Ожегова, М., 1992