Курсовая работа|История

Особенности становления и развития народного образования на Дону в конце XIX – начале XX века

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2022 | Страниц: 60

Введение

Глава 1. Предпосылки к развитию образования на Дону в 1920-1930-е годы

1.1 Социально-экономические и политические условия развития образования и их особенности

1.2 Характеристика научно-интеллектуальной среды дона в конце 19 столетия  

Глава 2. Развитие системы высшего образования на Дону в 1920-1930-е

2.1. Университетское, педагогическое и экономическое высшее образование: состояние и трансформация

2.3 Особенности развития инженерно-технического образования в донском крае  

2.4. Формирование системы аграрного образования на Дону

2.5. Развитие женского образования на Дону

Глава 3. Влияние советской власти на развитие высшего образования на Дону в 1920-1930 гг

3.1. Особенности трансформации системы высшего образования на Дону в первые годы советской власти

3.2. Влияние партийно-государственных органов и общественных организаций на процесс становления системы высшего образования в донском крае

Заключение

Список литературы

Образование – один из  важн ейших об щественных институтов, вы полняющий функции не  тол ько об учения и во спитания, но и со циализации, овладения основ ами прав ового и граждан ского по ведения, сам оидентификации. Социально ориентированные институты (об разование, здравоохранение, культ ура) не  могут остав аться без  госуд арственной по ддержки. Внимание к во просам ста новления и функционирования об разования является акт уальным при  из учении со циально-культ урной ис тории; кроме того, об ращение к ис торическому опыту пре дставляется не обходимым для определен ия парадигмы об разовательной сис темы в буд ущем.

Народное об разование является важн ым по казателем со стояния об щества, уровня его культ урного и со циально-эконом ического раз вития. На про тяжении XIX – на чала XX века в России про исходило ста новление и раз витие сис темы об разования, по являлись раз личные типы учебных за ведений, раз рабатывались про екты по  введ ению все общего об учения.

Советская вла сть, утв ердившаяся в стра не по сле революции и Гражданской во йны, об ъявила о со здании нов ой един ой труд овой школы, для чего факт ически ис пользовался пре дшествующий опыт и материально-тех ническая база до революционных учебных за ведений. Огромная территория Российской им перии определила не равномерность раз вития об разовательных институтов в регионах, от личающихся раз личным этническим со ставом на селения, особ енностями культ урно-ис торического раз вития.

Юг России является одним уникальных и сам обытных регионов стра ны. Одним из  уникальных и сам обытных регионов являлся Юг России. В 1802 г. бы ли окончательно определен ы границы Войска Донского.

Становление и раз витие на родного об разования в округе не разрывно связано с этнокультурными традициями до нского казачества, по ощрявшего рас пространение знаний и грамотности сред и по драстающего по коления.

Неоднородный со став на селения округа определил особ енности об разовательной по литики в XIX – на чале XX века. Переход от  до революционной к со ветской школе со провождался не однозначной реакцией на селения от даленных от  цен тра округа хуторов.

Первые по пытки анализа со стояния на родного об разования в регионе от носятся ко второй по ловине XIX века. В час тности, краевед А. Филонов в очерке по  ис тории Дона при вел сведения об  от крытии пер вого учебного за ведения в Усть-Медведицком округе, о количестве пре подавателей и учен иков за  1803–1806 гг. Автор от метил пре обладающее без различное от ношение казачества к школе в этот пер иод и низ кий уровень грамотности пер вых учителей. А. Филонов сделал вы вод о «жалком со стоянии» на родного об разования на  Дону в пер вой по ловине XIX века.

Анализируя про цесс ста новления и раз вития на родного об разования на  Дону в конце XIX – на чале XX века, где главной целью об учения бы ло нравственное во спитание личности в духе культ урно-на ционального сво еобразия казачества, мож но вы явить комп оненты, кот орые след ует ис пользовать для во спитания со временных по дростков и учитывать при  форм ировании региональной об разовательной по литики. Опыт транс формации школы в течение длительного ис торического пер иода свидетельствует о не обходимости со хранения пре емственности культ урно-ис торических традиций в об разовании.

В от ечественной ис ториографии дан ной тем ой за нимались так ие учен ые как Т.И. Савина, В.В. Лепорская и А.М. Александрова, Е.П. Савельев, А.М. Греков, Г.С. Назарова, А.Н. Карпенко, М.А. Коломейцева и А.Н. Команджаева.

Объектом ис следования является вы сшее об разование на  Дону в конце XIX – на чале XX века.

Предметом из учения ста л про цесс ста новления и особ енности раз вития вы сшего об разования на  Дону в конце XIX – на чале XX века.

Хронологические рамки ис следования охватывают пер иод конца 19 века, до  1930х год ов. Выбор пер иода об условлен по явлением в 1864 г. «Положения о на чальных на родных училищах» и нов ого устава гимназий и про гимназий», что ста ло основ ой для буд ущего раз вития вы сшего об разования, и за канчивается пер иодом 1930х год ов, по скольку к этому моменту мож но увидеть не которые итог и раз вития вузовской сис темы за  пер вые два с лишним де сятилетия функционирования нов ой вла сти, когда нэповская модел ь об щества бы ла транс формирована в авто ритарную сис тему с про явлениями тотал итаризма.

Территориальные границы ис следования включают в себя Донской регион. Определяя географические границы, нужно от метить, что на звание территории, их вну тренние и вне шние границы, административное устр ойство менялось на  про тяжении все го из учаемого пер иода. В 1924 г. в связи с об разованием Северо-Кавказского края в его со став, на ряду с территориями Кубани и Ставрополья во шли Донской, Сальский, Шахтинско-Донецкий, Донецкий округа. 

Цель раб оты – вы яснить особ енности ста новления и раз вития на родного об разования на  Дону в конце XIX – на чале XX века.

Задачи ис следования:

  1. Выявить со циально-эконом ические и по литические усл овия раз вития об разования и их особ енности;
  2. Дать характер истику на учно-инт еллектуальной сред ы до на в конце 19 сто летия;
  3. Рассмотреть раз витие сис темы вы сшего об разования на  Дону в 1920-1930-е
  4. Рассмотреть особ енности раз вития инженерно-тех нического, аграрного и женского об разования в до нском крае;
  5. Проанализировать влияние со ветской вла сти на  раз витие вы сшего об разования на  Дону в 1920-1930 гг;
  6. Выявить особ енности транс формации сис темы вы сшего об разования на  до ну в пер вые год ы со ветской вла сти;
  7. Определить влияние партийно-госуд арственных орган ов и об щественных орган изаций на  про цесс ста новления сис темы вы сшего об разования в до нском крае.

В ис следовании ис пользован структур но-функциональный мет од, по зволивший рас смотреть многоуровневость раз вития вы сшей школы на  Дону с учет ом ее от раслевой на правленности. При на писании раб оты ис пользовались и так ие мет оды ис следования, как про блемно-хронологический, структур но-сис темный, ис торико-сравнительный, мет од класс ификации и др.

Источниковой базой ста ли материалы Государственного архи ва Ростовской об ласти (ГАРО); норм ативно-прав овые до кументы;архи вные до кументы.

Структура раб оты: раб ота со стоит из  введ ения, трех глав, во сьми параграфов, за ключения и списка ис пользованных ис точников

 

Глава 1. Предпосылки к развитию образования на Дону в 1920-1930-е годы

1.1 Социально-экономические и политические условия развития образования и их особенности

Область во йска Донского являлась одним из  круп нейших казачьих регионов стра ны. Казачество являлось определяющим факт ором для раз вития региона: со словное де ление, яркий традиционализм, акцентирование вним ания на  нуждах казачества, что об ъяснялось не сением во инской слу жбы.

Первыми учебными за ведениями масс ового об учения в селе ста ли при ходские школы. Согласно Указу Правительствующему Сенату от  24 января 1803 г. в пре дварительных прав илах на родного про свещения пре дусматривалось: «Всякий церковных при ход или 2 при хода вместе… до лжны им еть по  крайней мер е 1 при ходское училище. Приходские училища в казенных селениях вверяются при ходскому священнику и одно му из  по четных жителей, в по мещичьих селениях они пре дставляются про свещенной и благонамеренной по печительности сам ых по мещиков» [3].

В усл овиях крепостничества не  сто ило ожидать от  по мещиков про явления желания об учить грамоте сво их крепостных.

Обучаться в школах им ели во зможность те не многие сво бодные крестьяне, кот орые про живали в ста ницах казачества и числились за писанными в казачье со словие.

В конце 50-х гг. XIX в. учился в сред нем каждый 12 дворянин, в то врем я как сред и крестьян один уча щийся при ходился на  42240 чело век и на  400 казаков [14]. Предварительные прав ила определяли со держание учебного материала, в час тности, пре дписывалось: «В при ходских училищах учитель об учает чтению, письму и пер вым де йствиям арифметики, на ставляет в главных на чалах Закона Божьего, в благонравии в об язанностях к Государю, на чальству и ближнему, и во обще про стым, ясным и со стоянию уча щихся со ответственным об разом ста рается дать им  прав ильное по нятие о вещ ах» [3].

Учителями как прав ило бы ли священники. Это во  многом определяло те пре дметы, кот орые пре подавались в школе. Основными пре дметами бы ли Закон Божий, чтение на  церковнославянском языке, церковное пение, чистописание, граждан ская азбука и реже – арифметика. Привычного на м здания школы не  бы ло, так ие школы рас полагались, по  сути, где при дется – церковных строжках, хозяйств енных по стройках. Конечно, так ое церковно-при ходское об разование не  бы ло в по лной мер е удовлетворительным и давало лишь базовые на выки чтения и счета, тем  не  менее, так ие школы сыграли важн ую роль в в форм ировании об разовательной сис темы.

Крестьянское на селение Дона со ставляло свыше трети на селения, во  второй по ловине XIX века. Освободительной реформа 1861 г. при вела к по явлению на  Дону много тысяч сво бодных крестьянских людей, кот орые при нялись акт ивно при нимать уча стие в хозяйств енном и со циальном раз витии региона. Однако, по ложение аграрного на селения остав алось тяжелым, что об ъяснялось особ енностями со циально-прав ового устр ойства казачьего региона, мизерными земель ными на делами, на логовым бременем.

Одной из  ярких характер истик со циального по ложения крестьян в тот пер иод является по казатель раз вития об разования в крестьянской сред е. Общий уровень грамотного на селения Дона во  второй по ловине XIX в бы л очень низ ким. Стоит от метить, что касалось это и казаков, не  тол ько крестьян.

Говоря об  уровне на чального мин имального об разования На Дону во  второй по ловине XIX - на чале XX века, мож но вы делить не сколько типов на чальной школы: одно классные (3 год а об учения), двухклассные (5 лет учебы) и вы сшие на чальные училища (на ходились в вед ении Министерства на родного про свещения), церковно-при ходские училища и школы грамоты (на ходились в вед ении Синода), ста ничные и сельские на чальные училища, ремесленные, сельскохозяйственные школы, класс ы для казаков при готовительного раз ряда, во скресные школы для взрослых.

Стоит от метить, что во просом об разования казаков во йско за нималось еще с XVIII в., на правляя в учебные за ведения (семинарии) на иболее способ ных из  казаков и де тей священников. Неоднократно и сам и ста ницы «ходатайствовали пер ед во йсковым на чальством об  освобождении от  по левой слу жбы грамотных казаков, без  кот орых «об щество буд ет в за труднении из бранием лиц  в какие-нибудь до лжности по  ста нице» и «дабы впоследствии во все не  лишится грамотных людей из  казачьего звания» [4].

С конца XVIII – на чала XIX в. в Войске от крываются учебные за ведения раз ных ступеней – сначала в город ах, за тем в течение пер вой по ловины XIX в. – в казачьих ста ницах. На местах де йствовали при ходские и до машние час тные школы [4]. Работающих учебных за ведений не  хватало для все й нуждающихся жителей об ласти, при  этом по ложение крестьян в этом план е бы ло еще хуже. Выше от мечено, что спец ифику региона определяет в том числе со словное де ление, по этому, до ля крестьян, им евших об разование, остав алась мин имальной. Основная при чина – от сутствие школ в крестьянских по селениях, в результате чего, по  слов ам ис следователя Е.П. Савельева, «в крестьянских по селениях сто яла бес просветная тьма» [5].

  1. Балашов, Е. М. Политика в области школьного, профессиональнотехнического и среднего специального образования, 1917–1941 годы / Е. М. Балашов // Расписание перемен: очерки и истории образовательной и научной политики в Российской империи – СССР (конец 1880-х – 1930- е гг.). – Москва, 2012. – С. 435–493.
  2. Белякова, Е. Ю. Начальное образование в казачьих станицах войска Донского в 60–70-е гг. XIX века / Е. Ю. Белякова // Актуальные проблемы социальной истории. – Новочеркасск; Ростов-на-Дону, 2003. – Вып. 4. – С. 36–39.
  3. Бережной, И.П. Скороплодные сады на Дону [Текст] / И.П. Бережной. - Ростов на Дону, 1976. - 186 с.
  4. Веременко В.А. «Высшее совместное образование мужчин и женщин в России в начале XX в.». Автореф. дисс. канд. историч. наук. 07.00.02. С-П. 1996.
  5. Государственный архив Ростовской области (ГАРО). Ф. Р-46. On. 1.
  6. ГАРО. Ф. Р-46. On. 1. Д. 179. Л. 11. Обращение правления университета к студентам, сведенья об академической и качественной проверке студентов.
  7. ГАРО. Ф. Р-51. On. 1. Д. 196. Л. 22. Положения, протоколы по вопросам высшей школы
  8. ГАРО. Ф. Р-51. On. 1. Д. 300. Л. 21-26 . Постановления о работе высшей школы.
  9. ГАРО. Ф. Р-64. On. 1. Д. 99. Л.2. Материалы о работе Донского ветеринарного института.
  10. ГАРО. Ф. Р-2287. On. 1. Д. 31. Л. 3. Списки вузов, втузов и техникумов края
  11. ГАРО. Ф. Р-2287. On. 1. Д. 1029 Л. 40-46. Циркуляры ЦК РКП(б) обо общественной нагрузке студенчества.
  12. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 733. Оп. 156. Д. 638. Л. 14 . Доклады, директивы, письма о строительстве высшей школы.
  13. ГАРФ. Ф. 5574. Оп. 5. Д. 2. Л. 13. Доклады, директивные письма, сведения о высших учебных заведениях.
  14. ГАРФ. Ф. 5574. Оп. 4. Д. 39. Л. 3. Доклады, директивные письма, сведения о высших учебных заведениях.
  15. ГАРФ. Ф. 5466. Оп. 3. Д. 317. Л. 15-16. Доклады, директивные письмо, проекты исведения об участии профсоюзов в строительстве высшей и средней школы и работе по продвижению рабочих и батраков в вузы.
  16. Греков А.М. Нужды Дона в трудах местных сельскохозяйственных комитетов // Сборник области войска Донского статистического комитета.
  17. Данилов, А. Г. Интеллигенция Юга России в конце XIX – начале XX века / А. Г. Данилов; Рост. гос. ун-т. – Ростов-на-Дону : Изд-во Рост. ун-та, 2000. – 358 с.
  18. Данилов А.Г. Варшавский университет в Ростове-на-Дону (1915 - 1917 гг.) // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Обществ. науки. 2005. № 3.
  19. Директивы ВКП(б) по вопросам просвещения. М., 1931. С. 355.
  20. Донской государственный технический университет. – [Электронный ресурс]. – URL: http://www.donstu.ru
  21. Докладная записка по вопросу об открытии университета в г. Новочеркасске. Новочеркасск, 1911. С. 16.
  22. Житенев, Т. Е. Школы грамоты в Российской империи конца XIX – начала XX века / Т. Е. Житенев // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. – 2014. – № 4 (17). – С. 183–191
  23. Зеленский, Н.А. Сто лет на службе Отечеству [Текст] / Н.А. Зеленский // Сеятели насущного. – Ч.1 – Ростов на Дону : Странник,2007. - С.25-58.
  24. Иванов А.Е. Высшая школа России в конце XIX - начале XX века. М., 1991.
  25. Золотов В.А., Демешина Е.И. Дон в первой русской революции:
  26. Исторический очерк. Ростов н/Д: Кн. изд-во, 1981. - 208 с.
  27. Иванов А.Е. Студенчество России конца XIX - начала XX века: социально-историческая судьба. М., 1999. С. 85
  28. Иванов А.Е. Варшавский университет // Отечественная история:энциклопедия: В 5 т. / Т. 1. А - Д. М., 1994. - С. 340.
  29. История Дона с древнейших времен до Великой Октябрьской социалистической революции. Ростов н/Д, 1965. С. 490.
  30. Карпенко, А. Н. Развитие системы образования в Области Войска Донского во второй половине XIX века / А. Н. Карпенко // Донской юридический институт : Учёные записки. Памяти С. В. Римского. – Ростов-на-Дону, 2006. – Т. 31. – С.229–256.
  31. Катровский А. П. Формирование и развитие территориальной структуры высшего образования России. М.: Междунар. отношения, 2003. 205 с. 2. Кононенко В. М. Развитие высшего образования на юге России: 20-90-е годы XX века: автореферат дис. ... доктора исторических наук: 07.00.02. Ставрополь, 2006. 46 с.
  32. Коломейцева, М. А. Крестьянские народные школы в Области войска Донского во второй половине XIX века / М. А. Коломейцева, А. Н. Команджаев // Вестник Чувашского университета. – 2014. – № 4. – С. 36–44.
  33. Крестьянство Северного Кавказа и Дона в период капитализма / под ред. А.М. Анфимова. Ростов н/Д, 1990. Новочеркасск, 1905. Вып. 5.
  34. Лейкина-Свирская В.Р. Русская интеллигенция в 1900 - 1917 гг. М., 1981.
  35. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т.37. С.34.
  36. Лобова В.В. Становление и развитие высшего исторического образования на Дону в первой четверти XX в.
  37. Мельникова, В. В. Народное образование края в XIX – первой четверти XX в. / В. В. Мельникова. – Изд. 2-е, доп. – Волгоград : Волгогр. науч. изд-во, 2005. – 288 с
  38. Наш край. Документы по истории Донской области. Ростов н/Д, 1963. Савельев Е.П. Крестьянский вопрос на Дону в связи с казачьим. Историко-статистический очерк. Новочеркасск, 1917.
  39. Очерки истории Кубани с древнейших времен по 1920 г. / Под ред. В.Н. Ратушняк. Краснодар, 1996. С. 564.
  40. Памятная книжка области войска Донского на 1871 г. Новочеркасск,
  41. Постановление ЦК СССР и ЦК ВКП(б) о работе высших учебных заведений и о руководстве высшей школой от 23.06.1936 г
  42. Савельев Е. П. Крестьянский вопрос на Дону в связи с казачьим. Историко-статистический очерк. Новочеркасск, 1917. 97 с.
  43. Щербакова с. А. Формирование высшей школы южного федерального округа: исторический аспект. / статья в сборнике трудов конференции , 2021, 285-290 ч.
  44. Щетинина, Г. И. : Идейная жизнь русской интеллигенции/ Г. И. Щетинина. - Москва : Наука, 1995. - 241 с.
  45. Эймонтова Р.Г. Просвещение в России первой половины XIX в. //Вопросы истории. 1986. №10.С.152.
  46. https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-shkolnogo-obrazovaniya-v-krestyanskih-poseleniyah-na-donu-v-poreformennyy-period
  47. https://cyberleninka.ru/article/n/universitetskaya-transformatsiya-v-1920-e-gg-v-sssr-kak-otrazhenie-gosudarstvennoy-politiki-reformirovaniya-sistemy-vysshego
  48. http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000096/st025.shtml
  49. http://rostov-region.ru/books/item/f00/s00/z0000026/st001.shtml

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа История
2016 год 38 стр.
Курсовая Форма государственного единства в Древней Руси
Telesammit
Курсовая работа История
2016 год 33 стр.
Курсовая Конституция 1936 г. Декларация и реальность
diplomstud
Курсовая работа История
2016 год 28 стр.
Курсовая Губная и земская реформы России
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское