Введение
Глава 1. Предпосылки к развитию образования на Дону в 1920-1930-е годы
1.1 Социально-экономические и политические условия развития образования и их особенности
1.2 Характеристика научно-интеллектуальной среды дона в конце 19 столетия
Глава 2. Развитие системы высшего образования на Дону в 1920-1930-е
2.1. Университетское, педагогическое и экономическое высшее образование: состояние и трансформация
2.3 Особенности развития инженерно-технического образования в донском крае
2.4. Формирование системы аграрного образования на Дону
2.5. Развитие женского образования на Дону
Глава 3. Влияние советской власти на развитие высшего образования на Дону в 1920-1930 гг
3.1. Особенности трансформации системы высшего образования на Дону в первые годы советской власти
3.2. Влияние партийно-государственных органов и общественных организаций на процесс становления системы высшего образования в донском крае
Заключение
Список литературы
Образование – один из важн ейших об щественных институтов, вы полняющий функции не тол ько об учения и во спитания, но и со циализации, овладения основ ами прав ового и граждан ского по ведения, сам оидентификации. Социально ориентированные институты (об разование, здравоохранение, культ ура) не могут остав аться без госуд арственной по ддержки. Внимание к во просам ста новления и функционирования об разования является акт уальным при из учении со циально-культ урной ис тории; кроме того, об ращение к ис торическому опыту пре дставляется не обходимым для определен ия парадигмы об разовательной сис темы в буд ущем.
Народное об разование является важн ым по казателем со стояния об щества, уровня его культ урного и со циально-эконом ического раз вития. На про тяжении XIX – на чала XX века в России про исходило ста новление и раз витие сис темы об разования, по являлись раз личные типы учебных за ведений, раз рабатывались про екты по введ ению все общего об учения.
Советская вла сть, утв ердившаяся в стра не по сле революции и Гражданской во йны, об ъявила о со здании нов ой един ой труд овой школы, для чего факт ически ис пользовался пре дшествующий опыт и материально-тех ническая база до революционных учебных за ведений. Огромная территория Российской им перии определила не равномерность раз вития об разовательных институтов в регионах, от личающихся раз личным этническим со ставом на селения, особ енностями культ урно-ис торического раз вития.
Юг России является одним уникальных и сам обытных регионов стра ны. Одним из уникальных и сам обытных регионов являлся Юг России. В 1802 г. бы ли окончательно определен ы границы Войска Донского.
Становление и раз витие на родного об разования в округе не разрывно связано с этнокультурными традициями до нского казачества, по ощрявшего рас пространение знаний и грамотности сред и по драстающего по коления.
Неоднородный со став на селения округа определил особ енности об разовательной по литики в XIX – на чале XX века. Переход от до революционной к со ветской школе со провождался не однозначной реакцией на селения от даленных от цен тра округа хуторов.
Первые по пытки анализа со стояния на родного об разования в регионе от носятся ко второй по ловине XIX века. В час тности, краевед А. Филонов в очерке по ис тории Дона при вел сведения об от крытии пер вого учебного за ведения в Усть-Медведицком округе, о количестве пре подавателей и учен иков за 1803–1806 гг. Автор от метил пре обладающее без различное от ношение казачества к школе в этот пер иод и низ кий уровень грамотности пер вых учителей. А. Филонов сделал вы вод о «жалком со стоянии» на родного об разования на Дону в пер вой по ловине XIX века.
Анализируя про цесс ста новления и раз вития на родного об разования на Дону в конце XIX – на чале XX века, где главной целью об учения бы ло нравственное во спитание личности в духе культ урно-на ционального сво еобразия казачества, мож но вы явить комп оненты, кот орые след ует ис пользовать для во спитания со временных по дростков и учитывать при форм ировании региональной об разовательной по литики. Опыт транс формации школы в течение длительного ис торического пер иода свидетельствует о не обходимости со хранения пре емственности культ урно-ис торических традиций в об разовании.
В от ечественной ис ториографии дан ной тем ой за нимались так ие учен ые как Т.И. Савина, В.В. Лепорская и А.М. Александрова, Е.П. Савельев, А.М. Греков, Г.С. Назарова, А.Н. Карпенко, М.А. Коломейцева и А.Н. Команджаева.
Объектом ис следования является вы сшее об разование на Дону в конце XIX – на чале XX века.
Предметом из учения ста л про цесс ста новления и особ енности раз вития вы сшего об разования на Дону в конце XIX – на чале XX века.
Хронологические рамки ис следования охватывают пер иод конца 19 века, до 1930х год ов. Выбор пер иода об условлен по явлением в 1864 г. «Положения о на чальных на родных училищах» и нов ого устава гимназий и про гимназий», что ста ло основ ой для буд ущего раз вития вы сшего об разования, и за канчивается пер иодом 1930х год ов, по скольку к этому моменту мож но увидеть не которые итог и раз вития вузовской сис темы за пер вые два с лишним де сятилетия функционирования нов ой вла сти, когда нэповская модел ь об щества бы ла транс формирована в авто ритарную сис тему с про явлениями тотал итаризма.
Территориальные границы ис следования включают в себя Донской регион. Определяя географические границы, нужно от метить, что на звание территории, их вну тренние и вне шние границы, административное устр ойство менялось на про тяжении все го из учаемого пер иода. В 1924 г. в связи с об разованием Северо-Кавказского края в его со став, на ряду с территориями Кубани и Ставрополья во шли Донской, Сальский, Шахтинско-Донецкий, Донецкий округа.
Цель раб оты – вы яснить особ енности ста новления и раз вития на родного об разования на Дону в конце XIX – на чале XX века.
Задачи ис следования:
- Выявить со циально-эконом ические и по литические усл овия раз вития об разования и их особ енности;
- Дать характер истику на учно-инт еллектуальной сред ы до на в конце 19 сто летия;
- Рассмотреть раз витие сис темы вы сшего об разования на Дону в 1920-1930-е
- Рассмотреть особ енности раз вития инженерно-тех нического, аграрного и женского об разования в до нском крае;
- Проанализировать влияние со ветской вла сти на раз витие вы сшего об разования на Дону в 1920-1930 гг;
- Выявить особ енности транс формации сис темы вы сшего об разования на до ну в пер вые год ы со ветской вла сти;
- Определить влияние партийно-госуд арственных орган ов и об щественных орган изаций на про цесс ста новления сис темы вы сшего об разования в до нском крае.
В ис следовании ис пользован структур но-функциональный мет од, по зволивший рас смотреть многоуровневость раз вития вы сшей школы на Дону с учет ом ее от раслевой на правленности. При на писании раб оты ис пользовались и так ие мет оды ис следования, как про блемно-хронологический, структур но-сис темный, ис торико-сравнительный, мет од класс ификации и др.
Источниковой базой ста ли материалы Государственного архи ва Ростовской об ласти (ГАРО); норм ативно-прав овые до кументы;архи вные до кументы.
Структура раб оты: раб ота со стоит из введ ения, трех глав, во сьми параграфов, за ключения и списка ис пользованных ис точников
Глава 1. Предпосылки к развитию образования на Дону в 1920-1930-е годы
1.1 Социально-экономические и политические условия развития образования и их особенности
Область во йска Донского являлась одним из круп нейших казачьих регионов стра ны. Казачество являлось определяющим факт ором для раз вития региона: со словное де ление, яркий традиционализм, акцентирование вним ания на нуждах казачества, что об ъяснялось не сением во инской слу жбы.
Первыми учебными за ведениями масс ового об учения в селе ста ли при ходские школы. Согласно Указу Правительствующему Сенату от 24 января 1803 г. в пре дварительных прав илах на родного про свещения пре дусматривалось: «Всякий церковных при ход или 2 при хода вместе… до лжны им еть по крайней мер е 1 при ходское училище. Приходские училища в казенных селениях вверяются при ходскому священнику и одно му из по четных жителей, в по мещичьих селениях они пре дставляются про свещенной и благонамеренной по печительности сам ых по мещиков» [3].
В усл овиях крепостничества не сто ило ожидать от по мещиков про явления желания об учить грамоте сво их крепостных.
Обучаться в школах им ели во зможность те не многие сво бодные крестьяне, кот орые про живали в ста ницах казачества и числились за писанными в казачье со словие.
В конце 50-х гг. XIX в. учился в сред нем каждый 12 дворянин, в то врем я как сред и крестьян один уча щийся при ходился на 42240 чело век и на 400 казаков [14]. Предварительные прав ила определяли со держание учебного материала, в час тности, пре дписывалось: «В при ходских училищах учитель об учает чтению, письму и пер вым де йствиям арифметики, на ставляет в главных на чалах Закона Божьего, в благонравии в об язанностях к Государю, на чальству и ближнему, и во обще про стым, ясным и со стоянию уча щихся со ответственным об разом ста рается дать им прав ильное по нятие о вещ ах» [3].
Учителями как прав ило бы ли священники. Это во многом определяло те пре дметы, кот орые пре подавались в школе. Основными пре дметами бы ли Закон Божий, чтение на церковнославянском языке, церковное пение, чистописание, граждан ская азбука и реже – арифметика. Привычного на м здания школы не бы ло, так ие школы рас полагались, по сути, где при дется – церковных строжках, хозяйств енных по стройках. Конечно, так ое церковно-при ходское об разование не бы ло в по лной мер е удовлетворительным и давало лишь базовые на выки чтения и счета, тем не менее, так ие школы сыграли важн ую роль в в форм ировании об разовательной сис темы.
Крестьянское на селение Дона со ставляло свыше трети на селения, во второй по ловине XIX века. Освободительной реформа 1861 г. при вела к по явлению на Дону много тысяч сво бодных крестьянских людей, кот орые при нялись акт ивно при нимать уча стие в хозяйств енном и со циальном раз витии региона. Однако, по ложение аграрного на селения остав алось тяжелым, что об ъяснялось особ енностями со циально-прав ового устр ойства казачьего региона, мизерными земель ными на делами, на логовым бременем.
Одной из ярких характер истик со циального по ложения крестьян в тот пер иод является по казатель раз вития об разования в крестьянской сред е. Общий уровень грамотного на селения Дона во второй по ловине XIX в бы л очень низ ким. Стоит от метить, что касалось это и казаков, не тол ько крестьян.
Говоря об уровне на чального мин имального об разования На Дону во второй по ловине XIX - на чале XX века, мож но вы делить не сколько типов на чальной школы: одно классные (3 год а об учения), двухклассные (5 лет учебы) и вы сшие на чальные училища (на ходились в вед ении Министерства на родного про свещения), церковно-при ходские училища и школы грамоты (на ходились в вед ении Синода), ста ничные и сельские на чальные училища, ремесленные, сельскохозяйственные школы, класс ы для казаков при готовительного раз ряда, во скресные школы для взрослых.
Стоит от метить, что во просом об разования казаков во йско за нималось еще с XVIII в., на правляя в учебные за ведения (семинарии) на иболее способ ных из казаков и де тей священников. Неоднократно и сам и ста ницы «ходатайствовали пер ед во йсковым на чальством об освобождении от по левой слу жбы грамотных казаков, без кот орых «об щество буд ет в за труднении из бранием лиц в какие-нибудь до лжности по ста нице» и «дабы впоследствии во все не лишится грамотных людей из казачьего звания» [4].
С конца XVIII – на чала XIX в. в Войске от крываются учебные за ведения раз ных ступеней – сначала в город ах, за тем в течение пер вой по ловины XIX в. – в казачьих ста ницах. На местах де йствовали при ходские и до машние час тные школы [4]. Работающих учебных за ведений не хватало для все й нуждающихся жителей об ласти, при этом по ложение крестьян в этом план е бы ло еще хуже. Выше от мечено, что спец ифику региона определяет в том числе со словное де ление, по этому, до ля крестьян, им евших об разование, остав алась мин имальной. Основная при чина – от сутствие школ в крестьянских по селениях, в результате чего, по слов ам ис следователя Е.П. Савельева, «в крестьянских по селениях сто яла бес просветная тьма» [5].