Курсовая работа|Право

Основы федерализма РФ

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: Nelada

Год: 2018 | Страниц: 35

Введение. 

  1. Теоретические аспекты исследования основ федерализма РФ 

1.1. Эволюция развития федерализма в России. 

1.2. Понятие и признаки федеративного устройства Российской Федерации. 

  1. Анализ и проблемы развития российской модели федерализма 

2.1. Особенности современного российского федерализма. 

2.2. Проблемы и перспективы развития российской модели федерализма. 

Заключение. 

Список использованной литературы.

Актуальность темы исследования. Федерализм — это государственно-правовой феномен, понятие, сущность, содержание, цели и перспективы развития которого являются предметом научного интереса на протяжении многих столетий. Однако в отечественной и зарубежной юридической литературе продолжается поиск парадигмы федерализма применительно к современным условиям изменившегося миропорядка. В то же время многообразие мнений по ключевым общетеоретическим вопросам свидетельствует об актуализации теории и практики строительства федеративных государств, а внушительная теоретическая база федерализма постоянно требует дополнения ввиду того, что практика строительства федеративных отношений динамично расширяется, так как принципы федерализма находят широкое применение не только в организации федеративных государств, но и в процессах федерализации унитарных государств. Федерализм постоянно развивается, раскрывается с новых сторон и требует тщательного осмысления.

Сложность, важность и относительно широкая распространенность федерации как формы государственного устройства вызывает живой и постоянно растущий научный интерес к ней во всем мире. Уникальная способность федерализма учитывать специфические особенности отдельно взятого государства позволяет ему в каждом конкретном случае проявлять себя по-новому. Именно поэтому важно проанализировать взаимное влияние теории и практики федеративного устройства, исследовать и учесть особенности российского федерализма. Развитие Российской Федерации сопряжено с рядом проблем, связанных с симметричностью ее субъектов, соотношением и конституционным положением территориальных и национальных субъектов, распределением предметов ведения, суверенитета федеративного государства. В настоящий момент перед наукой «теория государства и права» стоят задачи постоянного анализа теории федерализма, выработки рекомендаций и направлений совершенствования федеративного государственного устройства и федеративных отношений, построения наиболее оптимальной конструктивной модели федерации для России, способной адекватно реализовать и выдержать вызовы кризисного периода. Этим вызвана необходимость тщательного анализа и детальной проработки имеющихся основных научных исследований в данной области, критической оценки действующей структурно-функциональной модели российского федерализма и выявления наиболее перспективного направления развития федеративного устройства Российской Федерации.

Степень разработанности темы курсовой работы значительна с научно-практической направленности аспекта правового положения субъекта федерации, а следовательно сущности федерализма России. Разработкой этой тематики занимались такие современные ученые правоведы как Козлова Е.И., Кутафин О.Е., Катков Д.Б., Корчиго Е.В., Кодлаев В.М., Хропанюк В.Н.

Цель исследовать - рассмотреть теоретические аспекты и проанализировать положения Конституции и иного российского законодательства, устанавливающего основы федерализма в Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, в частности:

  1. Изучить эволюцию развития федерализма в России;
  2. Рассмотреть понятие и признаки федеративного устройства Российской Федерации ;
  3. Проанализировать особенности современного российского федерализма;
  4. Определить проблемы и предложить перспективы развития российской модели федерализма.

Объект исследования - общественные отношения, возникающие в сфере государственно-территориального устройства Российской Федерации, разграничение компетенций федеральной власти и власти субъекта Федерации

Предмет исследования - положения Конституции Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов, устанавливающие и регулирующие государственно-территориальное устройство Российской Федерации

Нормативную базу работы формируют нормы Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, законов, подзаконных нормативных правовых актов, нормативных правовых актов иностранных государств по вопросам федеративного строительства.

Теоретическая основа курсовой работы разработана в соответствии с научными исследованиями, посвящёнными проблемам функционирования и развития федерализма в России. В этой связи её составляют труды российских и зарубежных учёных, специалистов и экспертов не только в сфере юриспруденции, но и политологии, социологии, экономики, посвящённые изучению проблемных вопросов государственного устройства Российской Федерации и других федеративных государств, а также их составных частей – субъектов.

Методологической основой исследования, является совокупность различных общенаучных, специальных, частно-научных и других методов.

Структура и содержание курсовой работы обусловлены целью и задачами настоящего исследования и включают в себя: введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение и список использованной литературы.

 

1. Теоретические аспекты исследования основ федерализма РФ

1.1. Эволюция развития федерализма в России

Согласно статье 1 Конституции Российской Федерации Россия «есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Такое устройство российского  государства фактически сложилось в результате революции 1917 года, когда в 1922 году вместо самодержавной империи возник Союз Советских Социалистических Республик. При этом сама Россия вошла в состав советской федерации как федеративная республика, состоявшая из нескольких десятков областей, краев и национальных автономий. Денонсация Союзного договора 1922 года, состоявшаяся в 1991 году, и обретение Россией государственного суверенитета практически никак не повлияли на ее федеративное устройство. Тут, однако, важно сделать несколько серьезных уточнений.

Во-первых, в Российской империи, несмотря на ее унитарный характер, связанный с практически неограниченной властью царя, были элементы конфедерации. Царство Польское и Княжество Финляндское обладали в ней особыми правами. Например, в Польше существовала собственная, отличающаяся от российской, система местного самоуправления, а в Финляндии работал парламент (сейм) с широкими полномочиями и даже эмитировалась собственная денежная единица — марка. Кроме того, в состав Российской империи на правах внутренней самостоятельности входили Хивинское и Кокандское ханства.[1]

Во-вторых, несмотря на то что СССР юридически был федерацией, он уже начиная с конца 1920-х годов фактически превратился в унитарное государство с жестко выстроенной вертикалью власти, костяком которой стали коммунистическая партия и органы безопасности. Возглавивший это государство Иосиф Сталин до самой своей смерти в 1953 году обладал полномочиями, не меньшими, чем у российских самодержавных императоров.

В-третьих, начиная с 1970-х годов в выстроенной Сталиным государственной системе стали появляться трудноразличимые, на первый взгляд, элементы, не вписывавшиеся в жестко унитарную схему. Партийные элиты республик Средней Азии и отчасти Закавказья смогли начать процесс обособления от Москвы. Это проявлялось в установлении контроля над местной экономикой (кроме предприятий оборонного комплекса), а также в постепенном возрождении религиозных традиций. Леонид Брежнев, руководивший СССР с 1964 по 1982 год, а также его окружение не придавали этому процессу большого значения, убаюканные заверениями местных руководителей в верности советским идеалам. Однако впоследствии именно лица, возглавлявшие партийные структуры всех республик Центральной Азии (кроме Кыргызстана), стали первыми президентами появившихся там постсоветских независимых государств (Нурсултан Назарбаев в Казахстане, Ислам Каримов в Узбекистане, Сапармурат Ниязов в Туркменистане, Рахмон Набиев в Таджикистане). В Закавказье события развивались более сложно, но после нескольких лет постсоветского хаоса президентами Грузии и Азербайджана тоже стали бывшие коммунистические лидеры этих республик — Эдуард Шеварднадзе и Гейдар Алиев[2].

В-четвертых, позднесоветская тенденция ослабления жесткого унитаризма прослеживается и на примере некоторых других республик СССР. После обретения ими независимости в начале 1990-х годов первыми президентами там также стали руководители местных коммунистических организаций: Альгирдас Бразаускас в Литве, Леонид Кравчук на Украине и Мирча Снегур в Молдове.

Перечисленные обстоятельства немаловажны при рассмотрении ситуации с современным российским федерализмом в силу того, что в предыдущей истории страны, управление которой столетиями строилось на принципе «вертикали власти», был, как выясняется, и опыт существования регионов с особыми, более автономными, статусами.

Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР) входила в состав СССР с 1922 по 1991 год. Последняя за этот период Конституция РСФСР была принята в 1978 году. Интересно, что в ней термин «федерализм» и производные от него слова употребляются только в названии республики. Однако это не означает, что упомянутые выше «особые статусы» получали только национальные субъекты, присоединенные к историческому ядру России. Явления обособления, завуалированного советской риторикой, уже с 1970–80-х годов начали наблюдаться в национальных автономиях Северного Кавказа, Татарстане, Туве. А затем, после приобретения РСФСР в 1991 году статуса независимого государства, советская партийная номенклатура заняла все новые руководящие позиции — и не только в национальных автономиях. Достаточно сказать, что первым президентом России стал Борис Ельцин, бывший прежде кандидатом в члены Политбюро Центрального Комитета КПСС и одновременно руководителем московской городской партийной организации. Более чем в трети российских регионов президентами (главами, губернаторами) также стали назначенные Ельциным бывшие первые секретари местных коммунистических комитетов или другие высокопоставленные представители советской номенклатуры. Еще треть тогдашних региональных руководителей составили бывшие «красные» директора промышленных и сельскохозяйственных предприятий.

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // СЗ РФ. № 9. Ст. 851.
  2. Андриченко Л.В. Конституционные основы российского федерализма / Л.В. Андриченко, Е.А. Юртаева // Журнал российского права. - 2013. - № 6.
  3. Виноградов Т.П. Некоторые проблемы российского федерализма и возможные способы их решения // Т.П. Виноградов // Конституционное и муниципальное право. - 2014. - № 10.
  4. Гаврилова М. И. Российский федерализм на современном этапе // Молодой ученый. — 2017. — №2. — С. 302-304.
  5. Горбачева С.В. Федерализм как принцип конституционно-правового регулирования взаимоотношений центра и регионов: содержание, специфика, проблемы / С.В. Горбачева // Вестник Пермского Университета. Юридические науки. - 2013. - № 4
  6. Ившина И.Н. Федерализация как способ изменения формы государства / И.Н. Ившина // История государства и права. - 2014. - № 12
  7. Кремянская Е. А. Теория и практика федерализма: сравнительно-правовое исследование. М.: Московский гос. ин-т междунар. отношений, 2015. 145 с.
  8. Морозова А. С. Истоки федерализма в России. Становление современной модели государственного управления: историко-правовой анализ // Российская юстиция. — 2015. — № 8. — С. 2–5.Морозова А. С. Истоки федерализма в России. Становление современной модели государственного управления: историко-правовой анализ // Российская юстиция. — 2015. — № 8. — С. 2–5.
  9. Пчелинцева И.В. Федерализм и формы его осмысления / И.В. Пчелинцева // Юридическая наука: история и современность. - 2016. - № 9
  10. Раньжина И.В., Бондаренко О.Н. Основы и проблемы федеративного устройства России // Инновационная наука. 2017. №1-2.
  11. Россия: судьба федерации : Материалы научной конференции (Москва, 27 февраля 2017 года) / Фонд «Либеральная Миссия» ; Фонд Бориса Немцова за Свободу ; Экспертная группа «Европейский диалог» ; под общ. ред. Евгения Гонтмахера, Андрея Захарова, Андрея Петрова. — М. : Фонд «Либеральная Миссия», 2017. — 76 с.
  12. Савельев А. Э., Шаповалов А. В. Особенности современного российского федерализма // Актуальные вопросы науки и практики: материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. курсантов, слушателей и студентов, 14 апр. 2016 г.: в 3 т. Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2016. Т. 3. С. 104 - 108.
  13. Савельев А. Э., Шаповалов А. В. Тенденции развития Российского федерализма // Очерки новейшей камералистики. 2016. № 2. С. 205–207.
  14. Смагина Л. А.Федерализм и политической пространство регионов. Публичное и частное право. М.: МПСИ, 2014. № 1 (21). С.17 - 22.
  15. Тимченко Д. В. О некоторых особенностях российского федерализма с позиции неоинституционального подхода // Молодой ученый. 2016. № 9. С. 983 - 986.
  16. Филиппов О. А. Становление и развитие федеративных отношений в России // Правовое государство: проблемы понимания и реализации. 2015. С. 132–137.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Право
2013 год 39 стр.
Курсовая Многообразие форм собственности в РФ
Telesammit
Курсовая работа Право
2016 год 36 стр.
Курсовая Уполномоченный по правам человека в РФ

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское