Курсовая работа|Административное право

Административно-правовой статус гражданина

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2023 | Страниц: 28

Введение

Глава 1. Административная правосубъектность гражданина. Административно-правовые гарантии прав и свобод граждан

1.2. Административная правосубъектность гражданина

1.2. Административно-правовые гарантии прав и свобод граждан

Глава 2. Особенности административных прав и обязанностей граждан

2.1. Классификация прав и обязанностей гражданина в административном праве  

2.2. Реализация административно-правового статуса гражданина

Заключение

Список использованной литературы

Разновидностью правового статуса граждан является административно-правовой статус, который дает возможность определить роль и место граждан в государственно-управленческих и других общественных отношениях, которые регулируются нормами административного права. Субъект права, является первичным системообразующим элементом всей системы права. «Право не существует без субъекта, оно представляет собою его творение, созданный им, его волей мир. Правовые нормы, правовые отношения, весь правопорядок — это субъект, взятый с его внешней стороны; право принадлежит не самому себе, оно принадлежит правовому субъекту, это его «собственность».

Необходимость создания разумных правовых механизмов регулирования вопросов административно-правового статуса гражданина обусловлена тем, что институт административно- правового статуса гражданина оказывает влияние на многие аспекты государственного и общественного устройства.

Однако необходимо учитывать, что совершенствование системы регулирования вопросов административно-правового статуса гражданина невозможно без уяснения и нормативного закрепления четкого и полного определения данного явления, которое раскрывало бы все его сущностные характеристики.

Цель работы – рассмотреть административно-правовой статус гражданина.

Реализация данной цели подразумевает выполнение ряда задач:

1) исследовать определение понятия «административный статус граждан» и его структуру.

2) рассмотреть административную правосубъектность гражданина;

3) изучить классификацию прав и обязанностей гражданина в административном праве;

4) раскрыть направления реализации административно-правового статуса гражданина в правоотношениях.

Объект исследования – общественные отношения, возникающие при реализации гражданином своего административно-правового статуса.

Предмет исследования – правовые нормы, регламентирующие особенности реализации гражданином административно- правового статуса.

Методология. При написании работы использовались следующие методы научного познания: метод анализа и обобщения, логический, формально-юридический методы исследования.

Структура. Курсовая работа состоит из введения, двух глав и четырех параграфов, заключения и списка использованной литературы.

 

Глава 1. Административная правосубъектность гражданина. Административно-правовые гарантии прав и свобод граждан

1.2. Административная правосубъектность гражданина

Необходимо отметить, что понятие правоспособности было сформулировано и введено в практику буржуазными кодексами XIX в. (Французский Гражданский кодекс 1804 г., Германское гражданское уложение 1896 г.). К тому времени им пользовалось и английское гражданское право. Как отмечается в литературе, категория «правоспособность» обязана своим происхождением гражданскому законодательству, однако в последующем она приобрела более широкое значение. Традиционно под правоспособностью понимают способность лица иметь права и обязанности. Однако встречаются и другие подходы. Так, А.В. Мицкевич под правоспособностью понимает общие права и обязанности. Б.В. Пхаладзе полагал, что правоспособность – суммарное выражение прав человека. Н.И. Матузов утверждает, что фактически реализация права является процессом осуществления закреплённых им возможностей через волевую деятельность людей, то есть через их правоспособность. Иногда в литературе указывается, что правоспособность – это общая предпосылка возникновения правоотношений или приобретения прав и обязанностей. При этом практически все правоведы указывают, что ценность правоспособности для правовой системы заключается в том, что она отделяет субъектов права от объектов права. Именно поэтому способность стать и быть субъектом права называется правоспособностью.

Опираясь на отраслевую принадлежность правоспособности, её, зачастую, определяют, как способность субъекта иметь права и обязанности, предусмотренные соответствующими нормами права. Поскольку среди ученых нет разногласий относительно таких структурных элементов, как права и обязанности[1].

При разграничении употребляемых в российском законодательстве и правовой литературе таких понятий как «человек», «личность», «гражданин» возникает определенная сложность.

Все три понятия в той или иной мере характеризуют физическое лицо и очень часто используются как синонимы. Обобщив точки зрения правоведов, а также опыт законодательного применения, можно сделать вывод, что  понятие «человек» характеризует его с биологической стороны как индивида с физиологическим свойствами; понятие «личность» характеризует человека как существо социальное, осознающее себя, свое место и роль в обществе, а понятие «гражданин» - юридическое, характеризующее человека, как находящегося в устойчивой правовой связи с государством. Высказывается также мнение о том, что, термин «личность» является более универсальным, отражающим содержание терминов «человек» и «гражданин[2]».

Для обладания и реализации прав, свобод и обязанностей субъекты права должны обладать право- и дееспособность. Правоспособность и дееспособность большинство учёных-правоведов рассматривают с различных точек зрения:

- как две обязательные составляющие правосубъектности, определяющей такие юридически значимые характеристики, которые превращают реального человека в носителя того или иного статуса;

- как два самостоятельных структурных элемента правосубъектности;

- как два этапа, две стадии развития правосубъектности и дееспособность следует определить как более высокую ступень, стадию по сравнению с правоспособностью.

Точка зрения В.Ф. Яковлева о том, что понятия правосубъектности и правоспособности совпадают, представляется наиболее правильным. Автор совершенно обоснованно считает, что лицо, не имеющее дееспособности и деликтоспособности, обладая лишь правоспособностью, может тем не менее участвовать и действительно участвует в гражданских правоотношениях в качестве носителя прав и обязанностей. Если правосубъектность означает признание лица возможным носителем прав и обязанностей, то из этого следует, что для признания лица правосубъектным достаточно наделения его гражданской правоспособностью[3].

Данное утверждение верно не только для гражданского права, однако необходимо учитывать, что правосубъектность в сфере частного и публичного права не одинакова. В сфере публичного права - это вопрос субординации и подчинения, вопросы компетенции публичных институтов и должностных лиц, с одной стороны, а с другой - пассивной, как правило, правосубъектности подчиненных и подвластных лиц, их обязанностей и ответственности, вытекающих из властных актов государственных органов и должностных лиц.

Особенностью административной правоспособности также является и то, что она осуществляется через взаимодействие с системой исполнительной власти: с государственной системой управления; с системой местного самоуправления; с государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями и организациями. Правоспособность не может быть ограничена или отчуждена, от нее невозможно отказаться добровольно, ведь такой отказ не имеет юридической силы. Субъект не может отказаться от своих прав окончательно (он может воздержаться от их реализации, но в любой момент может их использовать). Правоспособность человека образует юридическое понятие лица и гражданина. Существуют случаи, предусмотренные действующим законодательством, когда гражданин может быть лишен какой части административной правоспособности, что называется «ограничение административной правоспособности». Это происходит путем ограничения круга прав гражданина и возложения на него дополнительных обязанностей. Результаты ограничения административной правоспособности могут носить следующий характер:

  1. во-первых, оно может быть направлено на ограничение прав конкретного гражданина;
  2. во-вторых, направленное на возложение дополнительных обязанностей на граждан, может проявляться в общей форме, то есть кругу лиц, или же быть адресовано конкретному субъекту административных правоотношений.

Во всяком случае ограничения правоспособности имеет исключительно временный характер. Следует также отметить, что не все элементы содержания правоспособности возникают одновременно, а только при достижении определенного возраста, и потому, возникая с момента рождения правоспособность по своему содержанию меняется, дополняясь новыми элементами.

Дееспособность – это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (п. 1 ст. 21 ГК РФ). Дееспособность представляет собой правоспособность в динамике. По мнению некоторых ученых, отношения между право- и дееспособностью то же, что и отношение между правом и его отправлением. Ряд ученых выделяют такие элементы общеправового понятия «дееспособность» как сделкоспособность, деликтоспособность, возможность гражданина заниматься предпринимательской деятельностью, вменяемостью. Мы считаем верным выделение первых трех названных элементов в составе гражданской дееспособности. Наступление дееспособности у граждан связано с наличием или отсутствием некоторых качеств и обстоятельств, как правило, с наступлением определенного возраста и отсутствием иных факторов, ограничивающих дееспособность (например, решения суда о признании недееспособным).

  1. Алексеев С. С. Общая теория права: в двух томах. — Москва, 2019. — 361 с.
  2. Алехин, А. П. Административное право России. Общая часть. Учебник для студентов вузов обучающихся по направлению подготовки 021100 «Юриспруденция»/ А. П.Алехин., А. А. Кармолицкий. – М.:Зерцало-М,2018. – 480с
  3. Агапонов А.К. Власть и ответственность / А.К. Агапонов. – Ростов-н/Д, 2020. – 149 с.
  4. Бошно, С.В. Правоведение: основы государства и права: учебник для академического бакалавриата / С. В. Бошно. — М.: ИД Юрайт, 2019. — 533 с.
  5. Волков А. М. К вопросу о субъектах административного права // Вестник Московского финансово-юридического университета . — 2020. — С. 176–186.
  6. Гришковец А.А. К вопросу о так называемом «административно-деликтном праве»// Вестник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации. 2020. No 1 (53). С. 54-61
  7. Евсикова, Е. В. Некоторые особенности реформирования административно-деликтного законодательства Российской Федерации – третья волна кодификации // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Юридические науки. – 2020. – Т. 6 (72). № 2. – С. 350-367
  8. Зарипов В. М. Направления совершенствования законодательства об ответственности за налоговые преступления // Налоговед. 2020. № 2
  9. Зуева Л.Ю. К вопросу о времени возникновении института административной ответственности в России. / Административное право и процесс No 5. 2020. С. 54-58.
  10. Костылев, В. В. О некоторых проблемах правового регулирования и правоприменения в сфере административной ответственности лиц, нарушающих порядок привлечения иностранной рабочей силы / В. В. Костылев, В. Б. Матекина. // Правоприменительная деятельность: история и современность Сборник научных статей Международной научно-практической конференции. ‒ 2019. ‒ С. 363-366.
  11. Купеева Л. Ч. Теория и практика освобождения от административной ответственности: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.14 / Купеева Лиана Черменовна. Москва, 2019.  с
  12. Кожевников О.А. К вопросу о понятии и признаках административной ответственности // Вест ник Уральского юридического института МВД России. 2018. № 1. С. 16-18
  13. Кирин А.В., Плигин В.Н. Реформа административной ответственности в России. /Издательский дом ВШЭ. Москва. 2018. С. 71.
  14. Макарейко, Н. В. Административная ответственность в системе публичной юридической ответственности / Н. В. Макарейко // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2020. – № 4. – С. 105-110.
  15. Осинцев Д.В. Методы административно-правового воздействия / Д.В. Осинцев. – СпБ., 2018. 254 с
  16. Овчарова Е. В. Административное принуждение за нарушение налогового законодательства в Российской Федерации : материально-правовое и процессуально-правовое исследование. М. : Зерцало-М, 2019.
  17. Соловей Ю. П. Принципы осуществления публичной администрацией дискреционных полномочий // Административное право и процесс. 2018. № 7. C. 5–15.
  18. Страхов, А.И. О проблемах и перспективах гармонизации законодательства об административных правонарушениях с законодательством в сфере государственного и муниципального контроля публичной администрации/А.И. Страхов/ Вестник Омской юридической академии.2019. – №3. –С. 85-86
  19. Юридическая деятельность в органах государственной и муниципальной власти: Учебное пособие / И. В. Бондарчук, И. С. Еремина, В. В. Костылев [и др.]; Под редакцией М.И. Никулина. – Симферополь: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2020. – 194 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Административное право
2016 год 30 стр.
Курсовая Административно-правовой статус сотрудника полиции
diplomstud
Курсовая работа Административное право
2015 год 24 стр.
Курсовая Правовой статус гражданина
Telesammit
Курсовая работа Административное право
2016 год 35 стр.
Курсовая на тему: «Административно-правовой статус граждан»
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское