Введение.
Глава 1. Этиология, патогенез и симптоматика РДА..
1.1.Этиология и патогенез раннего детского аутизма.
1.2.Симптомы синдрома раннего детского аутизма.
1.3. Клинико-психологические варианты синдрома РДА.
Глава 2. Современное состояние критериев дифференциальной диагностики РДА
2.1. Дифференциация РДА с невропатией.
2.2. Дифференциация с остаточными явлениями раннего органического поражения ЦНС.
2.3. Дифференциация с гебоидной психопатией.
2.4. Дифференциация с умственной отсталостью и ЗПР.
2.5. Дифференциация с органической деменцией.
2.6. Дифференциация с первичными нарушениями речи (сенсорной и моторной алалией, дизартрией)
2.7. Дифференциация с глухотой.
2.8. Дифференциация с детским церебральным параличом (ДЦП)
2.9. Дифференциация с шизофренией.
2.10. Депривационные расстройства.
Глава 3 Перспективы дифференциальной диагностики раннего детского аутизма
Заключение.
Список литературы
Термин «аутизм» (от греч. autos - сам) ввел в 1912 году Э. Блейлер для обозначения особого вида мышления, которое регулируется эмоциональными потребностями человека и не зависит от реальной действительности. Ранний детский аутизм был впервые описан американским психиатром Каннером в 1943 году. Независимо от него близкий вариант синдрома рассмотрен в 1944 г. австрийским исследователем Н. Asperger под названием «аутистическая психопатия». В настоящее время клиническая, патологическая единица ранний детский аутизм (РДА) признается специалистами большинства стран, и проблема РДА является одним из важных направлений исследований в специальной психологии и коррекционной педагогике. РДА - это особая форма нарушенного психического развития с неравномерностью формирования различных психических функций, со своеобразными эмоционально-поведенческими, речевыми и иногда интеллектуальными расстройствами.
Одним из наиболее важных вопросов в рамках проблемы аутизма является вопрос дифференциальной диагностики аутистических состояний различного происхождения. Важность его подчеркивается многими отечественными и зарубежными исследователями и определяется необходимостью выработки для каждого конкретного случая лечебных и психолого-педагогических коррекционных стратегий.
Среди критериев дифференциальной диагностики в отечественных исследованиях решающее значение отводится динамическому наблюдению. Вопросы дифференциальной диагностики РДА получили подробное освещение в работах С. С. Мнухина, Д. Н. Исаева и В. Е. Кагана, где аутизм характеризуется как разновидность астено-тонической формы резидуально-органических расстройств психики и описывается дифференцировано при шизофрении и других заболеваниях.
Важность дифференциального диагноза по мнению В. Е. Кагана определяется тем, что дети с аутистическими проявлениями обоснованно составляют группу повышенного риска развития шизофрении. Так, Е. С. Иванов акцентирует внимание именно на ранней диагностике, задачей которой должна быть дифференциация РДА от синдромов аутизма при других заболеваниях и состояниях психического недоразвития. По его мнению, дифференциальная диагностика должна быть основана на знании ядерных проявлений РДА как искаженного психического развития, на знании этапов нормального психического развития ребенка. Ранняя диагностика РДА представляется возможной, т. к. синдром Каннера с соответственно оформленным симптомокомплексом проявляется уже в раннем детском возрасте. Диагностика должна проводиться очень осторожно и тщательно, симптоматика не должна заслонять от исследователя личность самого ребенка. В случае затруднения в постановке диагноза, ребенок должен быть определен в группу риска и находиться под динамическим наблюдением врача-психоневролога и специального психолога.
Целью данной курсовой работы является анализ реалий и перспектив дифференциальной диагностики раннего детского аутизма.
Предмет исследования – дифференциальная диагностика РДА.
Выделенные цель и предмет исследования обусловили постановку в исследовании следующих задач:
- Раскрыть этиологию, патогенез и симптоматику синдрома раннего детского аутизма;
- Представить современное состояние критериев дифференцальной диагностики РДА;
- Описать перспективы дифференциальной диагностики раннего детского аутизма.
Глава 1. Этиология, патогенез и симптоматика РДА
1.1.Этиология и патогенез раннего детского аутизма
В разное время в решении данной проблемы внимание уделялось различным причинам и механизмам возникновения данного нарушения. Но до сих пор нет чёткого представления о патогенетических механизмах РДА.
В этиологии основная роль отводится наследственно-конституциональному фактору. Также предполагается связь аутизма с органическими поражениями центральной нервной системы. РДА встречается у мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек [5].
Теоретической базой исследований патогенеза раннего детского аутизма явилось известное положение Л.С.Выготского о первичных и вторичных нарушениях развития. Согласно концепции В.В. Лебединского, О.С.Никольской, Е.Р.Баенской, М.М.Либлинг [14], биологическая недостаточность создает особые патологические условия, к которым вынужден приспосабливаться аутичный ребенок. С момента рождения наблюдается типичное сочетание двух патогенных факторов:
- нарушение возможности активно взаимодействовать со средой, что проявляется в сниженном жизненном тонусе (слабость энергетического потенциала);
- снижение порога аффективного дискомфорта в контактах с миром, проявляющееся в болезненных реакциях на обычные раздражители и повышенной ранимости при контактах с другим человеком.
Оба указанных фактора (первичный и вторичный) действуют в одном направлении, препятствуя развитию активного взаимодействия со средой и создавая предпосылки для усиления самозащиты. Аутизм, по мнению авторов, развивается не только потому, что ребенок раним и мало вынослив в эмоциональном отношении. Многие проявления аутизма интерпретируются как результат включения защитных и компенсаторных механизмов, позволяющих ребенку устанавливать относительно стабильные, хотя и патологические, взаимоотношения с миром. В рамках данной концепции искажение развития когнитивных функций- это следствие нарушений в аффективной сфере. Особенности формирования моторных процессов, восприятия, речи и. мышления непосредственно связываются с рано возникшими грубыми эмоциональными расстройствами.
У наблюдаемых К.С.Лебединской [12] аутичных детей с первых лет жизни эта иерархия расстройств выступала со всей отчетливостью. Тяжелая пресыщаемость, низкая психическая активность проявлялись в трудностях сосредоточения активного внимания, нарушении целенаправленности, произвольности действий, затрудненных в охвате целого. Тяжелая сенсоаффективная гиперстезия дезорганизовывала всю аффективную сферу аутичного ребенка первых лет жизни, обуславливая почти постоянный фон тревоги и страха, парализующий его и без того низкую активность.
Вторичный характер самого феномена аутизма и многочисленных стереотипий подтвердился рядом вышеописанных наблюдений об их усилении при сенсоаффективной нагрузке, перемене обстановки, окружения и т. д.
Полученные данные позволили прийти к мнению, что аутистический дизонтогенез уже с самых начальных его проявлений формируется по типу искажения развития всех психических функций: сочетания в их патологической структуре признаков недоразвития и акселерации (в аффективной сфере, в интеллектуальном развитии, в речи, в игре, в восприятии, в моторике, в сфере влечений).