Введение
- Методологические основы деятельности юридической службы по организации договорно-правовой работы на предприятии
1.1. Понятие и функции юридической службы предприятия
1.2. Договорно-правовая работа – как одна из важных функций юридической
службы
- Основные элементы договорно-правовой работы в ОАО «-»
2.1.Краткие сведения о предприятии
2.2.Процесс подготовки содержания договоров
2.3.Оформление договоров
2.4. Учет заключенных договоров и контроль за их выполнением
2.5.Изменение и расторжение договоров
- Особенности применения практики разрешения договорных споров в ОАО «-»
3.1. Претензионный порядок урегулирования договорных споров
3.2. Судебная (исковая) практика применения ответственности за неисполнение
договоров
3.3. Основные направления совершенствования договорной практики на предприятии
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Договор – один из важнейших и распространенных институтов гражданского права, который применяется во всех сферах общества и обслуживает разнообразные имущественные связи, как граждан, так и предпринимателей. Как правило, отношения коммерческой организации и предпринимателя с другими лицами – партнерами и контрагентами облекаются в правовую форму договора.
Этим определяется огромное значение гражданско-правового договора в социальной жизни: договор является объективно- необходимой и закономерной формой товарно-денежных отношений. Он служит целям урегулирования и юридического закрепления конкретных двух и многосторонних отношений, складывающихся в процессе производства продукции, оказания услуг и т.п. Из гражданско-правового договора возникают особые правовые отношения – обязательства, содержание которых составляют права и обязанности.
Проблема надлежащего исполнения договорных обязательств в настоящее время стоит необычайно остро. Об этом свидетельствует богатая и разнообразная арбитражная практика. Но обращение в суд и взыскание по исполнительному листу – это последние этапы борьбы за восстановление своих нарушенных прав. Разумнее начинать защиту своих интересов, не дожидаясь, когда их нарушат, т.е. в процессе разработки и подписания договора.
И здесь главенствующая роль принадлежит корпоративному юристу или юридической службе организации. Именно они должны отвечать за соответствующее закону содержание договоров. Правовой основой деятельности юридических служб являются международное законодательство, Гражданский кодекс РФ1, другое законодательство РФ, иные акты и многочисленные внутренние документы, разработанные и принятые самой организацией в порядке локального нормотворчества. К числу последних, следует отнести положения «О юридической службе», «Об организации договорно-правовой работы», «Об организации претензионно-исковой работы»[1].
Актуальность выбранной темы в том, что договорно-правовая работа является существенной составляющей правового обеспечения хозяйственной деятельности организации любой организационно-правовой формы. Юридическая служба отвечает за надлежащее, соответствующее закону содержание договоров. Эта ответственность лежит на юридической службе независимо от того, кто готовил договор и представлял руководству на подпись юридическая служба либо иное структурное подразделение.
Цель работы – исследование форм и методов организации договорно-правовой работы на конкретном предприятии – ОАО «-».
Предмет исследования – отношения, возникающие в процессе договорной работы на предприятии.
Объект исследования – договорно-правовая работа в ОАО «-».
Задачи исследования:
- дать понятие юридической службы и ее структуры;
- выделить договорно-правовую работу как одну из важнейших функций юридической службы ОАО «-»;
- рассмотреть процессы подготовки, оформления, заключения и расторжения договора на указанном предприятии;
- отметить работу по учету договоров;
- найти проблемы, с которыми сталкиваются юридические службы при работе с договорами;
- дать предложения по совершенствованию договорно-правовой работы в ОАО «-».
-
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДОГОВОРНО-ПРАВОВОЙ РАБОТЫ НА ПРЕДПРИЯТИИ
- Понятие и функции юридической службы предприятия
Правовое обеспечение необходимо каждой организации. Без правового сопровождения, т.е. постоянного правового обслуживания, или поддержки, правового консультирования, иной правовой помощи, оказываемой профессиональными юристами, невозможна нормальная деятельность организации. Но далеко не каждая организация имеет в своей структуре юридическое подразделение, поскольку в действующем законодательстве нет императивных предписаний, обязывающих юридические лица создавать такое подразделение или определенную структуру административно-управленческого аппарата и персонала (АУП), включая в нее юридическое подразделение.
Даже применительно к государственным и муниципальным унитарным предприятиям закон не содержит ограничений относительно их внутренней управленческой структуры, каких-либо заранее заданных параметров. В числе правомочий собственника имущества, находящегося в хозяйственном ведении, п. 1 ст. 295 ГК РФ не называет право определять управленческую структуру государственного или муниципального предприятия. Поэтому вопросы управления и определения своей внутренней структуры вправе решать сами организации в лице своих компетентных органов в порядке, предусмотренном уставом.
Наличие или отсутствие юридической службы зависит от ряда обстоятельств, прежде всего от объема правовой работы в организации, т.е. в конечном счете — от профиля ее деятельности, специализации, структуры партнерских и контрагентских, деловых отношений. В силу необходимости постоянного повседневного правового сопровождения штатная юридическая служба организуется, к примеру, в риэлтерских, аудиторских, венчурных, девелопментских (девелоперских) фирмах, оптово-розничных организациях, частных охранных структурах, банках, страховых компаниях, инвестиционных институтах, туристических агентствах. В производственных отраслях промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, на транспорте, инфраструктуре — штатные юридические службы образуются, как правило, в крупных и средних по своим производственно-экономическим показателям коммерческих организациях.
В юридической литературе отстаивается позиция, согласно которой правовая работа в экономике, т.е. деятельность юридических служб организаций, должна быть подвергнута законодательному регулированию. С.А. Савченко, например, предлагает принять Закон «Об управлении правовой работой на предприятиях и организации деятельности юридического отдела, юридической группы, юрисконсульта в Российской Федерации», в котором «следует установить систему управления правовой работой на предприятиях; необходимо определить место; цели, задачи, функции, права и обязанности юридической службы как основного звена в системе управления правовой работой на предприятиях, а также порядок руководства юридической службой, порядок назначения и освобождения работников юридической службы». По мнению С.А. Савченко, необходимо возродить «функции Министерства юстиции РФ по методическому руководству правовой работой на предприятиях»[2].
Согласиться с такими предложениями невозможно. Так называемое «методическое руководство» со стороны Министерства юстиции РФ вообще не нужно и даже недопустимо. Оно порождает только бюрократический документооборот и оправдывает существование большого аппарата юристов-чиновников. В России установлен дозволительный режим предпринимательской деятельности. Предприниматели — коммерческие организации вправе сами определять свою структуру и локальный правовой статус внутренних подразделений.
Вмешательство государства в эти вопросы противоречило бы тенденциям и закономерностям рыночной экономики. Закрепление статуса штатных юристов организации на законодательном уровне нарушило бы права учредителей (участников) и руководителей коммерческих организаций на определение своей структуры и установление внутренней субординации между структурными подразделениями. В принятии закона, о котором пишет С.А. Савченко, нет никакого смысла, и он не должен быть принят.
Структура юридических служб определяется направлениями деятельности, масштабами и задачами конкретной организации. В современных крупных хозяйствующих субъектах юридические службы имеют организационно обособленные секторы: договорно-правовой, претензионно-исковой, корпоративный, внутреннего нормотворчества, правового обеспечения трудовых отношений. В других случаях указанные направления деятельности имеются в юридических службах не как структурно обособленные, а представляют собой внутреннее функциональное распределение обязанностей между сотрудниками службы. В штате юридических служб состоят в основном юрисконсульты, как правило, с высшим или средним профессиональным образованием, а также экономисты, бухгалтеры, делопроизводители, отвечающие за конкретные составляющие правовой работы.
Внутренне не противоречащие друг другу, взаимообусловливающие и взаимодополняющие друг друга функции юридических служб можно сгруппировать по следующим направлениям:[3]
- локальное (внутреннее) нормотворчество и обеспечение законности организационно-распорядительной документации;
- договорно-правовая работа;
- претензионно-исковая работа;
- правовое обеспечение функционирования организационно-правовой формы коммерческой организации (условно-корпоративная работа);
- обеспечение правовыми средствами качества выпускаемой продукции (работ, услуг);
1 Гражданский кодекс РФ М., НОРМА.2005.
[1] Предпринимательское право РФ / Под. Ред. Губина Е.П., Лахно П.Г. М., ЮРИСТЪ. 2004.
[2] Савченко С.А. Юридические аспекты управления правовой работой на предприятиях нефтегазового комплекса (на примере Тюменской области). Авто-реф. дис. канд. юрид. наук. Тюмень, 2000. С. 6-7, 11-12, 18-22.
[3] Лебедев К.К. Правовое обслуживание бизнеса ( корпоративный юрист) М., ЮРИСТЪ, 2001. с.189