Введение
Глава 1. Теоретические аспекты корпоративной культуры современной организации
1.1.Корпоративная культура как важнейший фактор эффективности организации
1.2.Элементы, методы и задачи внедрения корпоративной культуры
1.3. Опыт передовых компаний в области корпоративной культуры
Глава 2. Диагностика состояния корпоративной культуры на примере ООО «Логист-Трейд»
2.1. Общая характеристика компании
2.2. Исследование корпоративной культуры предприятия. Объектом исследования является компания ООО «Логист-Трейд»
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию
3.1. План внедрения предлагаемых рекомендаций корпоративной культуры ООО «Логист - Трейд»
3.2. Расчет эффективности предлагаемых мероприятий
Заключение
Список литературы
Приложения
Тема исследования актуальна по причине роста влияния корпоративной культуры на эффективность и успешность деятельности предприятия. Она все больше привлекает внимание исследователей из-за высокой экономической значимости. Ни для кого не секрет, что среди организаций идет конкурентная борьба за квалифицированных специалистов, которые в свою очередь обращают внимание не только на финансовое поощрение, но и на социально-значимые факторы: возможность реализации, признания, карьерного роста, наличие комфорта, безопасности и пр. Поэтому компании стараются разрабатывать новые методы вовлечения и сохранения кадров в организации для достижения стратегических целей и реализации своей миссии, поскольку это невозможно без хорошей команды.
Цель дипломной работы - разработать программу совершенствования корпоративной культуры в ООО «Логист-Трейд».
В соответствии с целью были установлены следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты корпоративной культуры, ее элементы и методы внедрения
- исследовать нынешнюю корпоративную культуру организации
- разработать рекомендации и план внедрения совершенствования корпоративной культуры
- оценить эффективность проведения предлагаемых мероприятий.
Объектом исследования является ООО «Логист-Трейд».
Предметом исследования выступает корпоративная культура предприятия.
В качестве методов исследования использовалось анкетирование Дэниэля Дэнисона.
При написании выпускной квалификационной работы использованы учебно-методическая литература по данной теме таких авторов, как Э. Шейн, Базаров Т. Ю., О. С. Виханский и мн. др.
Цель и задачи выпускной квалификационной работы определили ее структуру. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников литературы и приложений.
Во введении определены актуальность, цель и задачи, объект и предмет, методы, теоретическая основа исследования и структура работы.
В первой главе «Теоретические аспекты корпоративной культуры современной организации» расссмотрены наиболее часто употребляемые определения копроративной культуры, ее струтура, элементы, виды и принципы.
Во второй главе «Диагностика состояния корпоративной культуры на примере ООО «Логист-Трейд» приведена организационно-экономическая характеристика предприятия, а также проведен анализ корпоративной культуры ООО «Логист-Трейд».
В третьей главе «Рекомендации по совершенствованию корпоративной культуры в ООО «Логист-Трейд» разработан план внедрения рекомендаций.
Глава 1. Теоретические аспекты корпоративной культуры современной организации.
1.1. Корпоративная культура как важнейший фактор эффективности организации.
Феномен корпоративной культуры в современной России исследуется уже достаточно давно. Существует множество разнообразных исследований, руководств для анализа подходов к корпоративной культуры, изложение моделей поведения и т.п.
По мере развития и укрепления рыночных отношений, а также осмысления западного опыта, стало очевидным, что корпоративная культура – это один из инструментов повышения эффективности работы любого предприятия.
Есть достаточно много определений понятия «корпоративная культура».
Она охватывает большую часть явлений духовной и материальной жизни коллектива: доминирующие в нем моральные нормы и ценности, принятый кодекс поведения и укоренившиеся ритуалы, манеру персонала одеваться и установленные стандарты качества, выпускаемого продукта и т.д.
Наиболее полно корпоративная культура характеризуется как совокупность материальных и духовных норм и ценностей, принципов, укоренившихся ритуалов, традиций и мифов, присущих данной организации, которые отражают ее индивидуальность, особенность и отличают от других.
С.В. Шекшня в своей работе «Управление персоналом современной организации» сделал упор на организационном поведении, рассматривая корпоративную культуру как ценности, отношения, поведенческие нормы, характерные для данной организации. [1, с. 44]
Подобный подход показывает в своей работе «Основы теории организации» Э.А. Смирнов. Он предлагает под корпоративной культурой понимать систему общественно-прогрессивных формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов, особенностей поведения персонала данной организационной структуры, стиля руководства, показателей удовлетворённости работников условиями труда, уровня взаимного сотрудничества и совместимости работников между собой и с организацией, перспектив развития. [2, с. 56]
А согласно Герту Хофштеде корпоративная культура – «коллективное программирование мыслей, которое отличает членов одной организации от другой». Говард Шварц и Стенли Дэвис утверждают, что культура компании может быть определена как некая сумма ожиданий и убеждений членов организации, формирующие нормы, которые оказывают влияние на индивидуальное и групповое поведение. [3, с. 135]
По мнению П.Б. Вейла, корпоративная культура является системой отношений, действий и артефактов, которая выдержала проверку временем и сформировала у участников культурного общества неповторимую психологию, общую и характерную для них.
По мнению Гарета Моргана, корпоративная культура — комплекс правил поведения, символов, ритуалов, традиций и ценностей, принятых в организации, обязательных для всех её работников.
Так в большинстве определений авторы основываются на образцы базовых предположений, которых соблюдают члены организации в своем поведении и действиях. Эти предположения зачастую связаны с видением окружающей среды (группы, организации, общества) и ее переменных (природа, пространство, время, работа, отношения и т.д.).
Второй общей категорией, включаемой авторами в определение корпоративной культуры были выделены ценности (или ценностные ориентации), которых может придерживаться индивид. Они направляют индивида в поведении, какое можно считать допустимым или недопустимым. Например, в некоторых организациях существует мнение, что «клиент всегда прав», значит нельзя обвинить клиента. В других - может быть иначе. Однако в обоих случаях принятая ценность способствует тому, что индивид понимает, как он должен действовать в определенной ситуации.
Третьим общей чертой понятия корпоративной культуры считается «символика», с помощью нее «передаются» ценностные ориентации членам организации. Многие компании владеют специализированными, предназначенными для всех сотрудников документами, где подробно излагаются ценностные ориентации организации. Однако, содержание и значимость их максимально открывается благодаря «ходячие» истории, легенды и мифы, которые повествуются, передаются, трактуются. В результате чего они оказывают большее воздействие на сотрудников, чем те ценности, что предлагает компания.