Поражения коры головного мозга человека могут привести к тяжелым нарушениям важнейших психических процессов таких, как речь и мышление, письмо и чтение, память и конструктивная деятельность и т. д. Независимо от формы дефекта и степени его выраженности нарушения психических процессов неизбежно ведут к тяжелому страданию деятельности человека, нередко изменяют его личность, глубоко травмируют всю психическую сторону жизни, нарушая тем самым нормальную жизнь человека и взаимоотношения с окружающими его людьми, выключают его из общения, интеллектуальной жизни и труда.
Рост сердечно-сосудистых заболеваний, а также последствия второй мировой войны поставили медицину всего мира, психологию, физиологию, логопедию и другие, смежные с ними науки, перед необходимостью решения проблемы восстановления высших психических функций после поражения мозга как в теоретическом, так и в практическом аспекте.
Этот важнейший вопрос современной медицины, нейропсихологии и физиологии имеет, по крайней мере, две стороны, нуждающиеся в ближайшем рассмотрении и решении: это организационная сторона и научно-методическая.
Что касается первой стороны вопроса восстановления функций, то в настоящее время повсюду — и в нашей стране, и в целом ряде зарубежных стран (Польша, Чехословакия, Болгария, ГДР, Англия, Франция, Чили, США и др.) функционирует и развертывается широкая сеть специализированных восстановительных центров, а проблема реабилитации больных с поражениями мозга становится одной из центральных проблем практической и научной медицины.
Вторая же сторона вопроса, касающаяся теоретических и методических основ восстановления, до сих пор остается менее продвинутой и нуждается в разработке. Настоящая работа и ставит в качестве своей общей задачи дальнейшую разработку научных основ и принципов логопедического восстановительного обучения больных с локальными поражениями мозга, разработку наиболее эффективных путей и методов восстановления речи, речевых процессов и счета, изучение психологических механизмов распада и восстановления функций.
Восстановительное обучение является одной из важнейших областей относительно новой области знания — нейропсихологии, находящейся на стыке многих современных наук, и, прежде всего, неврологии и физиологии; оно имеет большое теоретическое и практическое значение.
Одной из причин недостаточной разработанности теории и методов обучения больных с поражениями мозга является, с нашей точки зрения, длительное игнорирование этой области знания со стороны психологии. Долгое время практика и научно-методическая сторона восстановления речи и речевых процессов была преимущественно предметом внимания логопедии, которая сыграла значительную роль в становлении и развитии методического аспекта восстановительного обучения речи. Однако, существенным недостатком логопедического подхода к афазии нередко было упрощенное перенесение в эту область методов сурдопедагогической практики, что нередко замещало разработку теории и научных методов восстановительного обучения больных с локальными органическими поражениями мозга.
Нет сомнения в том, что восстановление высших психических процессов, его теория и методы, должно стать предметом психологии, изучающей строение, законы развития и распада высших психических функций, и, в первую очередь, предметом нейропсихологии, и что вне этого научная основа восстановительного обучения не может быть создана. Педагогическая нейропсихология (восстановительное обучение), как одна из основных областей нейропсихологии, в содружестве с логопедией, неврологией и лингвистикой и должна решать основные вопросы теории и методов восстановительного обучения.
Отсутствие в случаях локальных поражений головного мозга первичных расстройств мышления, памяти, внимания, возникающих вследствие диффузных поражений мозга, обуславливает специфику методов работы. Кроме того, последствие зависят от конкретных форма афазии, дизартрии, агнозии, апраксии, которые в свою очередь, определяются характером очага поражения, его размером и локализацией.
Цель работы - рассмотреть особенности логопедических методик восстановительного обучения при локальных поражениях головного мозга. Задачи:
Рассмотреть понятие восстановительного обучения
-изучить виды расстройств при локальных поражениях головного мозга
-рассмотреть принципы и методы восстановительного обучения при локальных поражениях головного мозга.
Объект исследования - последствия локальных поражений головного мозга. Предмет - виды восстановительного логопедического обучения при таких поражениях.
Научно-методической базой при написании данной работы послужили работы А.Р. Лурии «Проблема локализации высших психических функций человека», « Восстановление функций мозга после травмы», П.К. Анохина «Функциональная система», Н.К. Киященко, Шкловского В.М. И Визель Т.Г. «Восстановление речевой функций у больных с разными формами афазии» и ряда других авторов(см. Библиографический список).
1. Локальные поражения головного мозга как предмет изучения
1.1. Нейропсихологические синдромы при поражении различных участков головного мозга
Поражения теменных долей мозга. В анатомической структуре теменных долей мозга в плане их функциональной роли для обеспечения высших психических функций выделяется три частных зоны, представленных верхней теменной областью, нижней теменной областью и височно-теменно-затылочной подобластью.
Верхняя и нижняя теменные области граничат с постцентральной зоной мозга, являющейся корковым центром кожно-кинестетического анализатора (зона общей чувствительности). Необходимо отметить, что нижняя теменная область примыкает к тому региону постцентральной зоны, который обеспечивает центральное представительство экстра- и интероцепторов рук, лица и речевых артикуляторных органов. "Соответственно эта область имеет отношение к интеграции обобщенных и отвлеченных форм сигнализации, которые связаны с тонко и сложно-дифференцированными предметными и речевыми действиями, требующими совершенно разработанной системы ориентировки в окружающем пространстве".
Височно-теменно-затылочная подобласть (ТРО)[1] составляет область перехода между слуховой, кинестетической и зрительной зонами коры, обеспечивая интеграцию этих модальностей. Она объединяет все ведущие в психическом отражении модальности, обеспечивает сложные синтезы в предметных и речевых видах деятельности человека, в частности, анализ и синтез пространственных и "квазипространственных" параметров отражаемых объектов. В целом в нормально действующем мозге весь комплекс теменных структур вместе с их системами переключении и связей между собой и с подкорковыми инстанциями анализаторов работают как одно сложно-дифференцированное целое.
а) Синдром нарушения соматосенсорных афферентных синтезов.
Этот синдром возникает при поражении верхней и нижней теменной областей, граничащих с постцентральной зоной мозга и представляющих собой вторичные отделы кожно-кинестетического анализатора. В основе формирования составляющих его симптомов лежит нарушение синтеза кожно-кинестетических (афферентных) сигналов от экстра- и проприоцепторов. В связи с этим в центре данного синдрома находятся две группы расстройств: тактильные (осязательные) агнозии и афферентные апраксия и афазия.
Тактильные агнозии включают в себя симптомы нарушения осязательного восприятия предметов и их свойств. Несмотря на то, что эти нарушения, могут возникать в отсутствие видимых расстройств поверхностной чувствительности и глубокого мышечно-суставного чувства, есть все основания считать, что дефекты восприятия связаны с нарушением сенсорных синтезов одновременно или последовательно воспринимаемых групп стимулов. А.Р. Лурия указывал на правомерность установления аналогий между зрительными и тактильными агнозиями, усматривая в их основе единый механизм, специфически проявляющийся в рамках зрительной или тактильной модальности.
К тактильным агнозиям относится астереогноз (невозможность идентификации предмета в целом при сохранности восприятия его отдельных признаков). При ощупывании предмета (ключ, ручка, наручные часы, спички, ложка и т.п.), вкладываемого в правую или левую руку пациента, можно видеть явные затруднения, которые нередко больной пытается преодолеть, подключая к процессу опознания вторую руку. Астереогноз обычно возникает при ощупывании рукой, контралатеральной очагу поражения. Однако при локальных очагах в теменных отделах правого полушария астереогноз может проявляться и в ипсилатеральной руке, что особенно отчетливо обнаруживается в задачах на опознание объектов на доске Сегена.
Тактильные агнозии могут распространяться на определение отдельных свойств предмета: формы, величины, веса, материала, из которого он сделан. Частным вариантом тактильной агнозии, характерным для поражения левой теменной области, является дермоалексия: невозможность восприятия символов (букв, цифр, знаков), которые "вычерчиваются" обследующим на руке больного.
В настоящее время установлено, что при поражениях левого полушария нарушения тактильной чувствительности и тактильного гнозиса возникают только в контралатеральной (правой) рука, в то время как поражение теменных отделов правого полушария приводит к нарушению этих функций и в ипсилатеральной (левой) руке. Этот факт свидетельствует о ведущей роли теменных отделов правого полушария в интеграции афферентных сигналов в сфере общей чувствительности.
Это предположение подтверждается и симптомами нарушения соматогнозиса (схема тела), возникающими в подавляющем большинстве случаев при правосторонней локализации патологического процесса. Нарушения схемы тела можно видеть не только в трудностях непосредственной оценки расположения частей собственного тела, но и в появлении ложных соматических представлений (кажущееся больному изменение размеров руки, головы, языка, удвоения конечностей, их "отчуждения" от субъекта), а также в игнорировании левой половины тела.
В целом тактильные агнозии (впрочем, так же, как и зрительные) экспериментально исследованы недостаточно, остаются неясными их психологическая структура и психофизиологические механизмы. Вместе с тем оценка состояния функции тактильного гнозиса является значимой в диагностическом нейропсихологическом плане.
[1] Лурия А.П. Нейропсихология. 2006.С.138