ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЁГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ
1.1. Онтогенез фонетико-фонематической системы речи у детей старшего дошкольного возраста с нормотипичным развитием
1.2. Характеристика фонетико-фонематической системы речи у детей старшего дошкольного возраста с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ
2.1. Принципы, организация и методика логопедического обследования детей дошкольного возраста
2.2. Анализ результатов логопедического обследования детей дошкольного возраста
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ
ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЁГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ
3.1. Теоретическое обоснование и принципы логопедической работы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии..…
3.2. Содержание логопедической работы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Цель: исследование особенностей коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Задачи:
- Изучить онтогенез фонетико-фонематической системы речи у детей старшего дошкольного возраста с нормотипичным развитием.
- Дать психолого-педагогическую характеристику детей дошкольного возраста с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
- Рассмотреть фонетико-фонематической системы речи у детей старшего дошкольного возраста с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
- Раскрыть принципы, организация и методика логопедического обследования детей дошкольного возраста
- Провести анализ результатов логопедического обследования детей дошкольного возраста.
- Теоретически обосновать и определить принципы логопедической работы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
- Выявить содержание логопедической работы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Методы исследования:
- Методы теоретического исследования:
- теоретический анализ и синтез,
- сравнение,
- обобщение.
- Методы экспериментального исследования:
- эксперимент;
- тестирование
Теоретико-методологические основы исследования: исследование основывалось на работах таких ученых как Г.С. Абрамова, Т.В. Башаева, Р. Гайссельхарт, П.Я. Гальперин, М.Г. Ким, А.Г. Маклаков, Р.С. Немов, Л.Ф. Обухова, С.Л. Рубинштейн, Р. Солсо, Е.В. Слизкова, Г.А. Урунтаева и др.
Выборка исследования – дошкольники (старшая или подготовительная группа) в количестве 30 чел. Из них 15 с дизартрией и 15 с нормой речевого развития.
Практическая значимость: состоит в том, что материалы данного исследования можно использовать в лекциях и семинарах по логопедии, а также для составления логопедических программ, направленных на коррекцию фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЁГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ
1.1. Онтогенез фонетико-фонематической системы речи у детей старшего дошкольного возраста с нормотипичным развитием
Понятие «речь» рассматривается в научной литературе с двух основных позиций: психологической и психолингвистической. К категориальному аппарату общей психологии принадлежит понятие речевой деятельности, что представлена совокупностью речевых действий и операций (П.Я. Гальперин, А.А. Леонтьев), стимулируется определенным мотивом, проходит стадии семантического плана и внутренней речи и воплощается во внешнюю речь индивида (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия).
В категориальном аппарате современной психолингвистики понятия «речь» регулируется универсально-предметным кодом, который трактуется как структура, что относится к познавательной сфере индивидов и определяет эффективность реализации внешней речи; универсальная и национально-специфическая структура, характеризующаяся стадиями восприятия, интерпретации и порождения (Н. И. Жинкин, Л.В. Засекин). В то же время, речь осуществляет непосредственное влияние на познавательное и личностное развитие индивида.
Рассматривая речь как явление, характерное психике человека, его высшую психическую функцию, ее трактуют как особый психический процесс, который находится в тесной связи с теми психическими процессами, которые традиционно относятся к когнитивным (познавательным) процессам: восприятие, внимание и память, мышление и воображение. Эти процессы входят в качестве составной части в любой человеческой деятельности и обеспечивают конкретную ее результативность. Когнитивные процессы дают человеку возможность заранее намечать цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход данной деятельности, собственное действия и поведение, предвидеть результаты собственных действий и управлять ими по мере выполнения. Когда говорят об общих способностях человека, то в том числе говорится о уровне развития и отличительные особенности его когнитивных процессов, поскольку, чем лучше развиты у человека данные процессы, тем большими возможностями он обладает. [3, c. 341].
В современной психологии конечному разграничению понятий «язык» и «речь» способствовала работа Л. Выготского "Мышление и речь" (1934, 1956). Это привело к изменению и самого предмета изучения в системе таких наук, как психология и лингвистика. Леонтьев отмечал, что "психология изучает, таким образом, процессы говорения, то есть речь, лингвистика же изучает язык как систему" [11, с. 11].
По определению психологов, язык - объективно существующая исторически сложившаяся система звуков, лексики, правил словообразования и словоизменения, построения предложений и текста, которыми пользуются ее носители для выражения мыслей, передачи чувств. Речь - это сложная сознательная деятельность, направленная на достижение определенных целей общения человека с другими людьми. Речь осуществляется средствами определенного языка со всеми особенностями его словарного состава и грамматического строя, подчиняется ее законам и правилам. Итак, речь служит основой для создания языка и является формой актуального ее существования. Процесс использования человеком языка для общения назван речевой деятельностью.