Курсовая работа|Логопедия

Курсовая Словоизменения имени существительного у детей с ОНР

Оригинальность работы по системе антиплагиат, на июль 2017 года, составила 0.79%

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: diplomstud

Год: 2014 | Страниц: 42

Введение

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1. Развитие речи ребенка в онтогенезе

1.2. Характеристика общего недоразвития речи. Клинические варианты ОНР

1.3. Особенности употребления слов дошкольниками с ОНР

ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР

2.1. Программа и организация исследования

2.2. Характеристика испытуемых

ГЛАВА 3 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО У ДЕТЕЙ С ОНР И ДЕТЕЙ БЕЗ РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИИ 

3.1. Результаты сопоставления особенностей словоизменения имени существительного у детей с ОНР

3.2. Обсуждение полученных результатов

Заключение

Список литературы

Приложение

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.

В исследованиях многих авторов (Г.С. Гуменная, Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская и др.) отмечается, что у детей с общим недоразвитием речи наблюдаются трудности усвоения лексических закономерностей родного языка.

У детей с общим недоразвитием речи исследователи отмечают недостаточную сформированность речевой функциональной системы, бедность словаря, что характеризуется недостаточной сформированностью предметной, глагольной лексики, словаря признаков.

Согласно современным представлениям, развиваемым в лингвистике, психологии, психолингвистике, слово рассматривается как одна из основных единиц языка, имеющая сложное строение, где выделяются следующие составные части: предметная отнесённость, или денотативное значение, сигнификативное значение, коннотативный компонент. Слова связаны друг с другом смысловыми связями, которые организуют семантические поля. По мере развития словаря слово включается в сложную систему парадигматических и синтагматических связей.

Слово как элемент системы кодов языка, обозначающих любые явления и отношения, занимает центральное место в процессе формирования сознания.

Психолингвистический подход позволяет выявить особенности овладения лексикой детей с общим недоразвитием речи. Они являются следствием ограниченного запаса представлений, малой активизации словаря в различных видах деятельности, недостаточностью дифференциации сходных объектов, что в целом сказывается и на уровне развития сознания дошкольников.

Все сказанное определяет актуальность темы настоящего исследования.

Цель данной работы исследовать особенности нарушений словоизменения имени существительного у дошкольников с ОНР.

Объектом исследования явилась теория и практика логопедии, предметом исследования – особенности овладения словоизменением имени существительного детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Гипотеза исследования: предполагалось, что состояние словоизменения имени существительного у детей с ОНР будет иметь характерные особенности, по сравнению с детьми без речевой патологии.

В исследовании были поставлены следующие задачи:

  1. Выявление значение словоизменения в речи ребенка.
  2. Определение проявлений общего недоразвития речи у детей.
  3. Определение особенностей словоизменения имени существительного у детей с общим недоразвитием речи.

Практическая значимость настоящего исследования состоит в возможности использования, полученных в его ходе данных для повышения эффективности коррекционной работы с дошкольниками, имеющими ОНР.

  1. Актуальные проблемы логопедии: преодоление речевых нарушений у детей и взрослых: Сборник научных трудов/ МГПИ.-М., 1980.
  2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников –М.: Академия, 2010.
  3. Волкова Г.А. методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. –СПб.: Детство-пресс, 2004. -65с.
  4. Выготский Л.С.// Избранные психологические исследования. - М., 1956.
  5. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.
  6. Жукова Н.С. И др. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. –М.: Просвещение, 1990.
  7. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб.-метод.пособие. - М.: Соц.-полит, журн., 1994.
  8. Захарова А.В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи -Новосибирск, 1975.
  9. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте (пер. с чешского) / Под ред. и с предисл. В.К.Трутнева и С.С. Ляпидевского. М., 1962.
  10. Иваненко А. П., Белоус Т. Н., Удовенко Л. К. Словар­ная работа в детском саду. - Запорожье, 1975.
  11. Иваненко С.Ф. Формирование восприятия речи у детей с тяжелыми нарушениями произношения. –М.: Просвещение, 1984.
  12. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. –М., 1973.
  13. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Ю.А. Костенкова; Под ред. Б.П. Пузанова. 3-е изд., доп. Издательский центр "Академия", 2011.
  14. Кузнецова Э.В. Лексикология русского языка. – М., 1982.
  15. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – Спб.: Изд-во «СОЮЗ», 2011.
  16. Логопедия: методические традиции и новаторство/ Под ред. С.Н. Шаховской, Т.В. Волосовец. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.
  17. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
  18. Негневицкая Е.О., Шахнарович О.М. Язык и дети –М., 1984.
  19. Недоразвитие и утрата речи. Вопросы теории и практики. – Межвузовский сборник трудов. Под ред. Л.И. Беляковой, МГПИ. М., 1985.
  20. Новиков Л.А. Современный русский язык Спб.: Лань, 2003.
  21. Овчинников В.Н. Функциональные типы высказываний в детской речи: /автореф. дисс. канд. пед. наук М., 1982.
  22. Основы теории и практики логопедии. Под ред. Р.Е. Левиной. – М., 1968.
  23. Петрова В.Г., Белякова И.В., Кто они, дети с отклонениями в развитии, М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998.
  24. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова, Т.В. Вохмянина; под ред. И.В. Дубровиной. 2-е изд., стереотип. Издательский центр "Академия", 2011.
  25. Ребёнок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред. Ю.Ф.Гаркуши. – 2-е изд., испр. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.
  26. Сохин Ф.А. Задачи развития речи //Развитие речи детей дошкольного возраста //Под ред. Ф.А. Сохина –М., 1979.
  27. Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Обследование лексического запаса и грамматического строя речи // Методы обследования Нарушения речи у детей/ Под ред. Власовой Т.А. и др. – М., 1982.
  28. Филичева Т.Б. , Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду –М.: Просвещение, 1987.
  29. Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии /Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина –М.: Просвещение, 1989.
  30. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. –М.: просвещение, 1966.
  31. Харченко В.К. Семантика слова в детской речи: проблемы и наблюдения //Детская речь как предмет лингвистического изучения /Под ред. С.Н. Цейтлин –Л., 1987.
  32. Шайкевич А.Я. Введение в лингвистику -М.: Изд-во Росс. От-го ун-та, 1995.
  33. Шахнарович А.М. Психолингвистичесские проблемы овладения словом как наименованием //Теоретические и прикладные проблемы речевого развития –М., 1979.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское