Введение
Глава 1. Психолого-педагогическое обоснование изучения механизмов и проявлений нарушений произношения речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией
1.1 Развитие произносительной стороны речи в онтогенезе у детей
1.2 Механизмы и проявления нарушений произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией
Выводы по первой главе
Глава 2. Выявление нарушений произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов диагностики
2.3. Применение системы М. Монтессори в практике работы с детьми дошкольного возраста с дизартрией
Выводы по второй главе
Заключение
Список используемых источников
Актуальность. Нарушения речи отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на всей его деятельности, поведении, самооценке и восприятии себя. Дефекты речи ведут к речевому негативизму, неуверенности в себе, замкнутости, мнительности и обидчивости, оборонительно-агрессивному стилю поведения. Помочь ребенку преодолеть трудности в формировании произносительной стороны речи и психологические трудности возможно при совместной целенаправленной работе логопедов, воспитателей и родителей.
Актуальность темы исследования подтверждается тем, что на сегодняшний день нарушения речи у детей дошкольного возраста встречаются очень часто, они различны по своей выраженности, тематике и структуре. По данным, приведенным академиком РАО А.Г. Хрипковой, с каждым годом количество детей с речевыми нарушениями неуклонно растет лишь 14% детей от общей детской популяции в стране практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35 – 40% – хронические заболевания. Это означает, что более 80% детей имеют фактор риска по развитию речевых нарушений. Как отмечает в своих исследованиях Е.Ф. Архипова более 40 % из всех речевых нарушений составляют нарушения звукопроизношения, выявленные в дошкольном возрасте [4, с. 9].
Многие исследования детей в детских садах показали, что в старших и подготовительных к школе группах от 40 до 60% детей имеют отклонения в речевом развитии. Если сравнивать эти данные со статистикой 1990-х годов, то сегодня показатели выросли на 20-30% [1, с. 6]. Причиной этого роста речевых нарушений являются не только социальное неблагополучие нашего общества и физические отклонения у ребенка, но и невнимание родителей к правильности, четкости и ясности собственной речи. Среди наиболее распространенных нарушений отмечаются: фонетико-фонематическое недоразвитие речи и стертая дизартрия.
Психологические основы речевого развития детей дошкольного возраста представлены в научных исследованиях Л.С. Выготского, А.А. Реана, В.С. Мухиной, Р.И. Лалаевой, М.И. Лисиной и др.
Наиболее частое отклонение, встречающееся в логопедической практике при работе с дошкольниками – это стертая форма дизартрии. Основные симптомы стертой дизартрии: невнятная невыразительная речь, плохая дикция, искажение и замена звуков в сложных по слоговой структуре словах и др. По данным Е.Ф. Архиповой, до 45% детей логопедических групп детского сада имеют стертую дизартрию [1, с. 11].
Под дизартрией в контексте данной работы понимается речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга.
Проблема исследования заключается в выявлении особенностей формирования произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией и возможностей ее коррекции с применением системы М. Монтессори в логопедической практике. На сегодняшний день педагогика Марии Монтессори – одна из востребованных методик развития ребенка, в которой совмещено, казалось бы, несовместимое: свобода и дисциплина, увлекательная игра и серьезная работа. Но, несмотря на давнюю практику применения Монтессори-педагогики в работе с детьми с нормальным развитием, изначально основные принципы в ней были разработаны для детей с нарушенным развитием. Именно поэтому сегодня данная методика активно применяется в России по работе с детьми с ОВЗ и речевыми патологиями.
Объект исследования – система Марии Монтессори/
Предмет исследования – использование системы Монтессори в логопедической практике.
Цель работы – рассмотрение возможностей использования системы Монтессори в логопедической практике.
Задачи:
1. Изучить специальную литературу по проблеме исследования.
2. Раскрыть особенности формирования произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста.
3. Выявить особенности механизмов и проявлений нарушений звукопроизношения у детей с дизартрией.
4. Провести экспериментальное исследование и выявить возможности коррекции произношения у детей старшего дошкольного возраста при использовании элементов системы М. Монтессори в логопедической работе.
Теоретическая значимость в рассмотрении возможностей использования системы Монтессори в логопедической практике.
Вопросы, касающиеся проявления нарушений произношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией, рассматриваются в работах Г.Г. Гутцмана, О.В. Правдиной, Л.В. Мелеховой, О.А. Токаревой, И.И. Панченко, Р.И. Мартыновой, К.А. Семеновой, Р.И. Лалаевой, О.А. Токаревой, Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой и др.
Исследование метода М. Монтессори в логопедической практике прослеживается в работах Е.И. Аникиной, О.В. Правдиой, Е.М. Мастюковой и др.
Методы исследования: теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования, психолого-педагогический эксперимент.
1. Алтухова Н.Г. Научите слышать звуки! /Н.Г. Алтухова. – СПб.: Лань, 2009. – 112 с.
2. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. /Е.Ф. Арихипова. – М.: АСТ, 2008. – 264 с.
3. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб. пособие для студентов вузов. /Е.Ф. Архипова. – М.: Астрель, 2006. – 236 с.
4. Бабушкина Р.Л. Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи. / Р.Л. Бабушкина, О.М. Кислякова; под ред. Г.А. Волковой. – СПб: КАРО, 2005. – 216 с.
5. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов /Т.Г. Визель. – М.: АСТ, 2006. – 336 с.
6. Винарская Е.Н. Современное состояние проблемы дизартрии Е.Н. Винарская. //Хрестоматия по логопедии в 3 Т, Т.1.; под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 604 с.
7. Данилова Н.Н. Физиология высшей нервной деятельности. /Н.Н. Данилова, А.Л. Крылова. – М.: Учебняа литература, 1997. – 432 с.
8. Ефименко Л.Н. Формирование речи у дошкольников. Дети с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов. /Л.Н. Ефименко. – М.: Просвещение, 2001. – 116 с.
9. Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. /Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург: АРТ-ЛТД, 2008. – 214 с.
10. Карелина И.Б. Дифференциальная диагностика дизартрии и сложной дислалии. /И.Б. Карелина. // Дефектология. №5. – 2001. – С. 34-42.
11. Карелина И.Б. Новые направления в коррекции минимальных дизартрических расстройств. /И.Б. Карелина. // Дефектология. №1. – 2000. – С. 21-33.
12. Козловская Г.Ю. Психология лиц с нарушениями речи: учебно-методическое пособие. /Г.Ю. Козловская. – М.: ВЛАДОС, 2009. – 88 с.
13. Кордоуэлл М. Психология. А-Я: Словарь справочник. /Пер. с англ. К.С. Ткаченко /М. Кордоуэлл – М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. – 448 с.
14. Краткий психологический словарь /ред-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – Ростов н/Д: Феникс, 1999. – 512 с.
15. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. /В.Г. Крысько – Мн.: Харвест, 1999. – 384 с.
16. Лалаева Р.И. Выявление дизорфографии у младших школьников. /Р.И. Лалаева, И.В. Прищепова. – СПб.: СПбГУПМ, 1999. – 36 с.
17. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. /Р.И. Лалаева. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 164 с.
18. Логопедическая работа по коррекции дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи: Учебно-метод. пособие / Авт. -сост. О. И. Азова. Под ред. Т. В. Волосовец. – М.: РУДН, 2007. – 83 с.
19. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений /под ред. Волковой Л.С. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 316 с.
20. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. Вузов. /Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
21. Лопатина Л.В. Приемы логопедического обследования дошкольников со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения. /Л.В. Лопатина. //Дефектология. – №2. – 2000. – С. 17-24.
22. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. /А.Г. Маклаков – СПб: Питер, 2005. – 583 с.
23. Мастюкова Е.М. Дизартрия. / Под ред. Волковой Л.С. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 218 с.
24. Методические разработки. Методика работы с основными сенсорными материалами /под ред. Климановой Л.Ю. – М.: Ассоциация Монтессори-педагогов России, 2001. – 226 с.
25. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений. / Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2003. – 240 с.
26. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов /В.С. Мухина – М.: Академия, 2002. – 456 с.
27. Немов Р.С. Психология В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии : Учеб. для высш. пед. уч. заведений. /Р.С. Немов – М.: ВЛАДОС, 2000. – 687 с.
28. Обследование младших школьников с дизорфографией:Учебно-метод. пособие. Ч. 1 /Авт. -сост. О. И. Азова. Под ред. Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой. – М.: РУДН, 2007. – 53 с.
29. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. /Под ред. Т.В. Волосовец. – СПб.: Речь, 2002. – 200 с.
30. Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития. /под ред. А.А. Реана. – СПб: Прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2005. – 416 с.
31. Пятибратова Н.В. Логопедические занятия с элементами методики Монтессори. /Н.В. Пятибратова. – М.: Бератор, 2010. – 216 с.
32. Развитие личности ребенка. /Н.Ньюкомб. – СПб: Питер, 2003. – 640
33. Садовникова И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма. Пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов. /И.Н. Садовникова. – М.: АРКТИ, 2005. – 400 с.
34. Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. /В.М. Смирнов. –М.: Академия, 2004. – 316 с.
35. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Психолого-педагогические основы коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. /Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. // Дефектология. – № 4 – 1998. – С. 72-79.
36. Хилтунен Е. Практическая Монтессори-педагогика /Е.Хилтунен. – М.: Рерайт, 2010. – 188 с.