Введение
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития связной речи детей 4-5 лет с ЗПР
1.1 Сущность понятий «связная речь» и «монологическая речь»
1.2. Особенности психического развития детей 4-5 лет с ЗПР
1.3. Специфика развития связной речи детей 4-5 лет в норме и с ЗПР
ГЛАВА 2. Дидактическая игра как средство развития связной речи детей 4-5 лет с ЗПР
2.1 Теоретические основы дидактической игры
2.2. Развитие связной речи детей с ЗПР посредством дидактических игр
2.3 Формы и методы работы по развитию связной речи у детей 4-5 лет с ЗПР посредством дидактических игр
ГЛАВА 3. Опытно-экспериментальная работа по развитию связной речи детей 4-5 лет с ЗПР средствами дидактических игр
3.1 Изучение уровня развития связной речи детей 4-5 лет с ЗПР
3.2 Опытная работа по развитию связной речи детей 4-5 лет с ЗПР посредством дидактических игр
3.3 Сравнительный анализ результатов проведенной работы
Заключение
Список литературы
Приложения
Актуальность данной темызаключается в том, что развитие форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Формирование у детей связной речи в онтогенезе изначально процесс непростой, который многократно усложняется. Особо сложен данный процесс и детей с задержкой психического развития (далее – ЗПР) – отмечаются трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Для пересказа и рассказа характерны: нарушение связности и последовательности изложения текста, смысловые пропуски в нем, выраженная «немотивированная» ситуативность и фрагментарность речи, низкий уровень построения фразы, вторичные отклонения в развитии психических процессов.
При формировании связной речи у детей важно использовать специальные средства, облегчающие и направляющие процесс становления у них развернутого смыслового высказывания. Одним особенно эффективных таких средств по отношению к детям с ЗПР является дидактическая игра, которая способствует порождению речевого акта.
Объект исследования – процесс развития связной речи детей 4-5 лет с ЗПР.
Предмет исследования – использование приемов дидактической игры в процессе развития связной речи детей 4-5 лет с ЗПР.
Цель исследования: выявить влияние дидактических игр на развитие связной речи у детей 4-5 лет с ЗПР.
Задачи исследования:
1. Определить и изучить теоретические подходы к проблеме развития связной речи детей 4-5 летс ЗПР посредством дидактических игр.
2. Подобрать методики и осуществить диагностику, направленную на изучение связной речи детей 4-5 лет с ЗПР.
3. Разработать и апробировать серию занятий, направленных на развитие связной речи детей 4-5 лет с ЗПР посредством дидактических игр.
4. Выявить результативность проведенной работы.
Гипотеза исследования заключается в следующем: если использовать систематический комплекс дидактических игр для развития связной речи у детей 4-5 лет с ЗПР, то это будет способствовать повышению уровня развития связной речи.
База исследования: МКДОУ «Детский сад № 84» г. Новосибирска.
Использовались следующие методы исследования:теоретический анализ литературы, наблюдение за детьми, диагностические методы, опытная работа.Структураработы: работа состоит из ведения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
1. Агафонова, Е.В. Роль творческого рассказывания в развитии связной речи детей [Текст] / Е. В. Агафонова // Инновационные тенденции развития системы образования: материалы междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 14 окт. 2013 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2013. – С. 122-125.
2. Айзман Р.И. Подготовка ребенка к школе [Текст] / Р.И. Айзман, Г.Н. Жарова. – М.: Наука,2011. – 432 с.
3. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников [Текст]: Учеб. Пособие для студентов сред. Пед. Учеб.заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2012. – 436 с.
4. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей [Текст]: Книга для воспитателей детского сада /А.Г. Арушанова. – М.: Мозаика-Синтез,2014. – 587 с.
5. Богуславская З.М. Развивающие игры для детей дошкольного возраста / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. – М.: Просвещение, 2010. – 213 с.
6. Бородич А.М. Методика развития речи детей [Текст]: Учеб. Пособие / А.М. Бородич. – М.: Просвещение,2011. – 482 с.
7. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика [Текст] / Г.А. Волкова. – М.: Просвещение, 2015. – 587 с.
8. Выготский Л.С. Мышление и речь [Текст]: Собрание сочинений / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 2011. – Т.1. – 845 с.
9. Гамезо М.В. Психология [Текст] / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. – М., Просвещение, 2011. – 385 с.
10. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н. Гвоздев, Г.А. Фомичева, О.С. Ушакова. – М.,2011. – 583 с.
11. Герасимова А.С. Малыш учится говорить. От «агу» до монолога. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. – 319 с.
12. Гербова В.И. Развитие речи на занятиях с использование сюжетных картинок [Текст]: Дошкольное воспитание /В.И. Гербова. – М.,2012. – 332 с.
13. Глухов В.П. Методика формирования монологической речи дошкольников с ЗПР [Текст] / В.П. Глухов. – М., АРКТИ, 2011
14. Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию монологической речи детей с ЗПР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию [Текст] : Дефектология / В.П. Глухов. – М., 2011.
15. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики [Текст] / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева. – М.,Флинта, 2013
16. Горева Е.В. Дидактическая игра, как средство развития познавательного интереса у дошкольников с ЗПР // Социосфера. – 2012. – №14. – С. 202-203.
17. Давидович Л., Резниченко Т. Если ребенок не говорит //Дошкольное воспитание. – 2002. – №10. – С. 102-109.
18. Детская речь [Текст] /Под ред. Н.А. Рыбникова. – М., Просвещение, 2012.
19. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников [Текст] / Л.Н. Ефименкова. – М., 2013.
20. Жинкин Н.И. Интеллект, язык, речь [Текст]: Нарушение речи у дошкольников / Н.И. Жинкин. – М., 2011
21. Жукова Н.С. Логопедия [Текст] : Преодоление ЗПР у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М., 2013
22. Игры в логопедической работе с детьми [Текст] : Пособие для логопедов / Под ред. В.И Селиверстова.- М., Просвещение, 2010
23. Каше Г.А. Подготовка детей к школе с недостатками речи [Текст] / Г.А. Каше. – М., 2005
24. Киселева В. Ваш ребенок не говорит? //Дошкольное воспитание. – 2007. – № 6. – С. 103-112.
25. Кулакова Н. Индивидуальный подход к развитию речи детей // Дошкольное. – 2004. – №4. – С. 21-25.
26. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста с ЗПР рассказыванию [Текст] / Э.П.Короткова. – М., Просвещение, 2013.
27. Коррекционная педагогика [Текст] / Под ред. Б.П. Пузанова. – М., Наука, 2011.
28. Лаврентьева А. Ушакова О. Формирование семантической стороны речи дошкольников с ЗПР //Дошкольное воспитание. – 2006. – № 8. – С.3-9.
29. Лалаева Р.И. Коррекция ЗПР у дошкольников [Текст] / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – СПб., 2013.
30. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Р.Е. Левина. – М., 2010
31. Леонтьев, А.А. Исследования детской речи [Текст]: Основы теории речевой деятельности / А.А. Леонтьев. – М., 2011.
32. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / А.А. Леонтьев. – М., 2009.
33. Логопедия [Текст] / Под. ред. Л.С.Волковой. – М., ВЛАДОС, 2013.
34. Лопаткина Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников [Текст] / Л.В.Лопаткина. – СПб., 2013.
35. Лурия А.Р. Речь и мышление [Текст] / А.Р. Лурия. – М.,2011
36. Лямина Г. Учимся говорить и общаться //Дошкольное воспитание. – 2006. – № 4. – С. 105-112.
37. Ситаров В. А. Дидактика учеб.пособие для вузов под ред. В.А. Сластенина. – М.: ACADEMIA, 2014. – 364.
38. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова. – М.: Изд-во «ВЛАДОС», 2010. – 147 с.
39. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 11. – С. 8-12.