ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1 Мышление и его виды
1.2 Особенности мышления детей с задержкой психического развития и современные подходы к его развитию
1.3 Словесно-логическое мышление и его особенности у здоровых детей и с задержкой психического развития
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Человек решает познавательные задачи на основе связи между исследуемыми явлениями, делая вывод о том, что связь выступает общим свойством вещей. Используя мыслительный процесс, человек получает ответ на вопросы, которые нельзя разрешить путем непосредственного, чувственного отражения. Мышление помогает человеку правильно ориентироваться в окружающем мире, применяя навыки и обобщения, которые он получил ранее в какой-либо конкретной ситуации, т.е. используя ранее полученный опыт.
Изучение мышления дает огромный потенциал для дальнейшего развития способностей и возможностей, так как мышление является взаимосвязанным с другими психическими процессами, такими как: восприятие, внимание, воображение, память, речь. Высшие формы этих процессов обязательно соединены с мышлением, и уровень его участия в этих познавательных процессах обуславливает уровень их развития. На основе знаний об особенностях мышления, его критериях и функциях, разработано огромное количество психологических тестов вопросников, теоретических подходов к диагностике практического мышления.
На сегодняшний день, в условиях новых требований к педагогическому процессу образования и воспитания, развитие мышления дошкольников является актуальной проблемой дошкольной педагогики. На данный момент происходит переосмысление подходов к обучению и воспитанию детей с задержкой психического развития. Пересматриваются и совершенствуются образовательные программы с целью повышения эффективности коррекционного воздействия для таких детей.
Процесс этот сложный, требует учета возрастных и специфических особенностей детей с различными отклонениями в развитии.
Уровень словесно-логического мышления в дошкольном возрасте, особенно для детей с ЗПР имеет определяющее значение для всей последующей жизни ребенка, а затем и взрослого человека.
От того насколько полно сформировано наглядно-образное мышление детей старшего дошкольного возраста, будет завесить их дальнейшая успешность в школе.
Обучение и воспитание детей старшего дошкольного возраста с ЗПР происходит в соответствии с программами, которые учитывают создание условий и возможностей для развития наглядно-образного и словесно-логического мышления в соответствии с их возрастом. Проблема заключается в том, что обладая возможностями для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, такие дети отстают в развитии наглядно-образного мышления и без специального обучения с трудом овладевают такими главными мыслительными операциями, как анализ, синтез, сравнение.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена следующим фактом. В связи с тем, что все психические процессы у ребенка развиваются с прямым участием мышления и речи, то у ребенка с задержкой психического развития при отсутствии коррекционно-развивающих мероприятий замедляется темп интеллектуального развития, отмечаются нарушения зрительного и слухового восприятия и внимания, зрительной и слуховой памяти, трудности в формировании логических операций, проблемы в развитии зрительно-пространственного восприятия. Эти и другие последствия, пагубно сказываются и на развитии мышления. Но практическая работа показывает, что целенаправленному формированию мышления дошкольников с нарушениями умственного развития уделяется недостаточно внимания в дошкольном образовании.
Объект исследования – мышление у детей старшего дошкольного возраста (в том числе, с задержкой психического развития и в норме).
Предмет исследования – теоретические и методические аспекты процесса развития словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в норме и с задержкой психического развития.
Цель исследования – изучение возможностей развития словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в норме и с задержкой психического развития.
Поставленная цель достигается решением следующих задач:
– изучить особенности мышления и его видов;
– раскрыть особенности мышления детей старшего дошкольного возраста в норме и с ЗПР;
– исследовать в процессе экспериментальной работы уровень словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста в норме и с ЗПР.
Гипотеза исследования: целенаправленное воздействие в коррекционном процессе делает более эффективным развитие словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, обобщение и систематизация теоретического материала, диагностические методы, эксперимент.
Используемые методики:
1. Методика исследования словесно-логического мышления (Э.Ф. Замбацявичене).
2. Методика «Нелепицы» (Р.С. Немов).
Работа имеет структуру в соответствии с задачами и включает введение, две главы, заключение, список использованных источников.
1. Агаева, Е.А. Формирование элементов логического мышления [Текст] /Е.А. Агаева // Дошкольное воспитание. –2014. – № 1. С. 15-18.
2. Белошистая, А.В. Занятия по развитию математических способностей детей 4-5 лет. Книга 1: конспекты занятий. Методические рекомендации [Текст] / А.В. Белошистая. – М.: Владос, 2015. – 174 с.
3. Белошистая, А.В. После трех еще не поздно [Текст] / А.В. Белошистая. – Екатеринбург: У-Фактория, 2014. – 185 с.
4. Венгер, Л.А. Готов ли ребенок к школе [Текст] / Л.А. Венгер, Т.Д. Марцинковская, А.Л. Венгер. – М.: Знание, 2014. – 192 с.
5. Венгер, Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада [Текст] / О.М. Дьяченко, Р.И. Говорова, Л.И. Цеханская. – М.: Просвещение, 2013. – 534 с.
6. Венгер, Л.А. Развитие мышления дошкольника [Текст] / Л.А. Венгер // Дошкольное воспитание. – 2014. – №7. – С. 260.
7. Венгер, Л.А. Педагогика способностей [Текст] / Л.А. Венгер. – М.: Знание, 2015. – 284 с.
8. Волков, Б.С. Задачи и упражнения по детской психологии [Текст] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: Просвещение, 2011. – 534 с.
9. Демьянов Ю. Г. Диагностика психических нарушений (практикум). – СПб.: Издательский Дом «М и М», 2013. – 493 с.
10. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. – М.: Владос, 2014. – 382 с.
11. Диагностика в детском саду. Содержание и организация диагностической работы в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 297 с.
12. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 2014. – 534 с.
13. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М.: Владос, 2015. – 435 с.
14. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста [Текст]: пособие для родителей / Под ред. Л.А. Венгера, О.М. Дьяченко. – М.: Просвещение, 2016. – С. 240.
15. Карих Э.М. Развитие словесно-логического мышления у дошкольников с ОНР [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/logopediya/razvitie-slovesno-logicheskogo-myshleniya-u-doshkolnikov-s-onr-1047469
16. Мухина, В.С. Дошкольная психология. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов и учащихся пед. училищ. Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 2014. – 239 с.
17. Немов, Р.С. Психология. Учеб. Для студентов высш. Пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии [Текст] / Р.С. Немов. – М., Просвещение: ВЛАДОС, 2015. – 675 с.
18. Нижегородцева, Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе [Текст] / Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков. – М.: Владос, 2016. – 219 с.
19. Новоторцева, Н.В. Коррекционная педагогика и специальная психология: Словарь: Учеб. пособие / Сост. Н.В. Новоторцева. – СПб.: КАРО, 2016. – 473 с.
20. Носова, Е.А. Логика и математика для дошкольников [Текст] / Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая. – СПб.: Детство-Пресс, 2014. – 483 с.
21. Образование до школы или путешествие в игру. – М.: Эврика, 2014. – 372 с.
22. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых дошкольников. – М.: Академия, 2012. – 568 с.
23. Поддьяков, Н.Н. Мышление дошкольника [Текст] / Н.Н. Поддьяков – Волгоград [б.и.], 2015. – 173 с.
24. Практикум по дошкольной педагогике: Пособие для средних и высших педагогических учебных заведений и работников дошкольных учреждений / Г.С. Красницкая, Б.Р. Борщанская, Л.А. Ненашева, Л.Г. Семушкина. – 3-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2016. – 284 с.
25. Психологический словарь [Текст] / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Политиздат, 2015. – 283 с.
26. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / под. ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Просвещение, 2015. – 495 с.
27. Селевко, Г.К. Личностный подход в технологии саморазвития школьника [Текст] / Г.К. Селевко. – Ярославль-Москва: ИРО-МАНПО, 2014. – 292 с.
28. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т.2. [Текст] / Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологии, 2016. – 371 с.
29. Суботина, Л.Ю. Развитие воображения у детей. Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / Л.Ю. Суботина. – Ярославль: Академия развития, 2012. – 487 с.
30. Тихомирова, Л.Ф. Познавательные способности. Дети 5-7 лет [Текст] / Л.Ф. Тихомирова; худож.: Е.А. Афоничева, В.Н. Куров. – Ярославль: Академия развития, 2014. – 287 с.
31. Тихомирова, Л.Ф. Развитие логического мышления детей [Текст] / Л.Ф. Тихомирова, А.В. Басов. – Ярославль, 2015. – 232 с.
32. Филичева, Т.Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада [Текст] / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М., 2013. – 184 с.
33. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Под ред. В.В. Давыдов, В. П. Зинченко [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 2015. – 843 с.