Введение
Глава 1 Теоретические основы изучения развития связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
1.1 Связная речь как предмет психолого-педагогических исследований
1.2 Особенности развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
1.3 Научно-методические основы исследования связной речи
1.4 Общие основы развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи
Выводы по главе
Глава 2 Логопедическая работа по исследованию уровня развития связной речи детей с общим недоразвитием речи III уровня
2.1 Организация исследования
2.2 Рекомендации коррекционной работы по развитию навыков и умений связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня
Выводы по главе
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Развитие связной речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Связная речь предполагает овладение богатым словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, т.е. овладение грамматическим строем, а также практическое их применение, практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст.
Связная речь – это развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.
Развитие связной речи является первым и важным условием успешности обучения ребенка в школе. Формирование связной речи у детей и при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии – изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи.
Значительные трудности в овладении навыками связной контекстной речи у детей с общим недоразвитием речи обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы компонентов языковой системы – фонетико-фонематического, лексического, грамматического, недостаточной сформированностью как произносительной (звуковой), так и семантической (смысловой) сторон речи. Наличие у детей вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения и др.) создает дополнительные затруднения в овладении связной речью (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, В.П. Глухов).
Целью работы является: выявление особенностей развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи и разработка рекомендаций коррекционной работы по развитию навыков и умений связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект исследования: особенности развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи.
Предметом исследования являются коррекционно-логопедическая работа по исследованию связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Задачи:
1. Подобрать и проанализировать литературу по проблеме исследования
2. Выявить особенности развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Обосновать методику исследования связной речи
4. Разработать рекомендации коррекционной работы по развитию навыков и умений связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня.
Методологической базой являются: В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Л.С. Выготский, Т.Б. Филичева.
Теоретическая значимость заключается в том, что систематизированы взгляды ученых на развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня.
Практическая значимость состоит в возможности использования полученных результатов специалистами для решения практических задач.
Структура работы состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованных источников.
12 Выгодский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 2006 - № 6. – с.62 – 76.
3 Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2т. / А. В. Запорожец. - М.: Изд-во «Педагогика», 2006. - 516 с.
6 Карпова С. И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет / С. И. Карпова. - СПб.: Речь, 2007. – С. 86.
12 Выгодский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 2006 - № 6. – с.62 – 76.
2 Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен. - М.: Издательский центр "Академия", 2009. – 400 с.
9 Диагностика умственного развития дошкольников /Под ред. Л.А. Венгера, В.М. Хомловской. - М.: Педагогика, 2009. – 312 с.
4 Дьяченко О. Основные направления работы по программе «Развитие» для детей старшей группы / О. Дьяченко, Н. Варенцова // Дошкольное воспитание. - 2007. - №9. – С. 10-13.
10Гербова В.В. Работа с сюжетными картинами // Докольное воспитание - 2010. - N 1. - с. 18-23
7 Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. / Короткова Э.П. – М.: Просвещение, 1982.
25 Карпова С. И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет / С. И. Карпова. - СПб.: Речь, 2007. – С. 86.
27 Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 132 с.