Современные условия взаимодействия различных ветвей государственной власти в Российской Федерации предъявляют все новые требования к его качеству с целью поиска оптимального баланса между соответствующими органами власти, что способствовало бы реализации таких конституционных принципов, как принадлежность власти народу, ее неотъемлемость, сменяемость, гарантированность, участие населения в ее осуществлении.
Следует учитывать, что Государственная Дума, являясь обязательным элементом двухпалатной структуры федерального законодательного органа, по своей природе и назначению обязана осуществлять деятельность по принятию федеральных законов и взаимодействовать в данном процессе с Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и другими участниками законодательного процесса. Оптимизация данного взаимодействия является значимой как для парламента в целом, так и Государственной Думы, в частности.
Вопросы значимости полномочий Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (законотворческих, контрольных и иных) приобретают все более четкое выражение и, по мнению С.А. Авакьяна , являются обязательным элементом баланса ветвей власти.
Тем не менее, ряд теоретических вопросов до настоящего времени остается не до конца решенным. Комплексные исследования конституционно-правового статуса Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в аспекте организации и осуществления представительной власти как формы народовластия с учетом происходящих законодательных изменений еще далеки от завершения.
Необходимость гармонизации интересов общества и государства требует осмысления объективных процессов, происходящих в развитии вполне, кто-то совсем не доволен. Так было и после предыдущих выборов, так бывает всегда.
Все это свидетельствует об актуальности выбранной темы и необходимости изучения и последующего совершенствования конституционно-правового статуса Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в условиях законодательных реформ и меняющихся общественных требований к представительной (законодательной) власти в целом.
Степень изученности. В разработке данной темы были использованы работы таких авторов как: Воронцов Г.Ю., Козлова Е.Н., Кутафин О.Д., Лупу А.Т., Оськина И.Д., Некрасов С.С., Сафонов В.В., Миряшева Е.Ф., Таева Н.Д., Фадеев В.М., Шереметьев Е.К и др., а так же были использованы «О гражданстве Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Конституция РФ.
Целью данной работы является изучение государственной думы и ее места в политической системе российского государства, исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
- Рассмотреть определение термина «Государственная Дума»;
- Исследовать предпосылки формирования Государственной думы в России;
- Охарактеризовать Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации как орган народного представительства.
Структура данной работы состоит из: введения, 3 глав, заключения и списка используемой литературы.