Актуальность темы в том, что понятие суверенитета и реализация властных полномочий суверена относятся к числу наиболее сложных и острых вопросов, затрагивающих коренные интересы, прежде всего тех групп, элит, партий, которые стоят у власти. В связи с этим понятие суверенитета породило обширную литературу в правовой науке, поскольку суверенитет затрагивает самые разнообразные стороны деятельности государства, изучаемые различными отраслевыми юридическими науками. Так, наука конституционного права исследует данную проблему с точки зрения соотношения прав государства как единого целого с его составными частями (субъектами Российской Федерации). Международное публичное право, изучающее взаимоотношения государств в международном общении, рассматривает суверенитет как важнейший признак государства — субъекта этих отношений. Для государства суверенитет — это основа его правосубъектности. Наука международного права раскрывает содержание суверенитета как одного из основных принципов взаимоотношений между государствами при решении ими практических вопросов, затрагивающих их общие государственные интересы.
Традиционно государственный суверенитет представляется как необходимое юридическое качество независимого государства, символизирующее его политико-правовую самостоятельность, высшую ответственность и ценность как первичного субъекта международного права. Верховенство государственной власти и независимость национальной политики от властей других государств возникает и прекращается в силу добровольного изменения статуса независимого государства как о цельного социально-политического института. Содержание принципа государственного суверенитета обусловлено юридическим равенством независимых государств и лежит в основе современного международного права.
В мировой социально-политической доктрине понятие государственного суверенитета формулируется во взаимосвязи с национальным суверенитетом, который понимается как неотъемлемое право каждой нации на самоопределение. Содержанием национального суверенитета является политическая свобода нации щ выбирать свою государственно-правовую организацию и форму взаимоотношений с другими народами. Обеспечивается суверенитет населения страны социально-экономическим и политическим устройством общества, то есть он не является изначально любой нации присущим. В отечественной правовой литературе признается тот факт, что реализация суверенитета «зависит от осознания нацией своих жизненных интересов, объективно вытекающих из политических условий ее существования и развития».
Трансформация государственного суверенитета в XXI в. стала реальным вызовом международной системе. Многие страны перестали существовать в полной мере независимо от окружающей их мировой экономики и универсальной информационно-коммуникативной системы. Постоянное участие населения в непосредственном международном общении создало новую политико-правовую реальность в универсальном масштабе — виртуальный суверенитет.
Степень изученности. В разработке данной темы были использованы работы таких авторов как: Лейст О.Э., Мачин И.Ф., Лисицын Н.В., Агафонов А.В., Радько Т.Н., Марченко М.Н., Дробышевский С.А., Нерсесянц В.С. и др.
Целью данной работы является изучение суверенитета как признак государства, исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
- Рассмотреть проблемы определения понятия «государственный суверенитет»;
- Исследовать роль и значение государственного суверенитета в условиях глобализации.
Структура данной работы состоит из: введения, 2 глав, заключения и списка используемой литературы.