Введение
1. Политический режим как совокупность методов, способов и средств осуществления власти
2. Легитимность власти – необходимая предпосылка оформления политического режима
3. Типология политических режимов
3.1. Тоталитарный политический режим
3.2. Авторитарный политический режим
3.3. Демократический режим
4. Правовая культура и правосознание как средство стабилизации и гуманизации политического режима
Заключение
Список источников и литературы
Политический режим представляет собой совокупность способов и методов осуществления власти, отражающих реальное состояние прав и свобод граждан в обществе. С точки зрения этого определения принято говорить о демократическом, авторитарном и тоталитарном политических режимах.
Споры, дискуссии, политические дебаты вокруг сущности, содержания понятия «политический режим» не только не стихают, но и приобретают новое звучание при значительных событиях внутренней и внешней политики. Новые лидеры – это всегда новые ожидания населения и политологов, а также бюрократии, новые веяния, новое видение проблем, новые тенденции. Поэтому актуальность темы данной работы останется актуальной всегда. Этот феномен привлекает внимание и представляется нам интересным для полемики. Теоретические знания в области исследования помогут более компетентно судить о том, насколько оправданы эти опасения.
Объектом данной работы является политический режим.
Предмет – политический режим как элемент формы государства.
Цель работы – изучение политического режима как элемента формы государства. Для достижения данной цели необходимо осуществить следующие задачи:
- охарактеризовать политический режим как совокупность методов, способов и средств осуществления власти;
- рассмотреть легитимность власти;
- описать типы политических режимов;
- рассмотреть правовую культуру и правосознание как средство стабилизации и гуманизации политического режима.
В ходе выполнения работы автор ознакомился с множеством учебной литературы, авторскими подходами и точками зрения политологов в специализированных научных изданиях. Особый интерес представляют труды классиков политологии (М. Дюверже, Ф. Шмиттер и некоторые другие), а также статьи известных российских исследователей политических процессов (Е. Шестопал, Л. Шевцова, Ю. Красин и др.). Компетентное мнение авторов подкреплено знанием реальных политических процессов и тенденций, что особенно важно для формирования объективного видения политических явлений. В числе исследователей политического процесса в России следует назвать С.П. Перегудова, А.И. Соловьева, Е.Б. Шестопал, В.П. Любина, Г.А. Сатарова, В.А. Дубова, Н.С. Розова и многих других.
- Политический режим как совокупность методов, способов и средств осуществления власти
Политический режим - это совокупность способов и методов осуществления власти, отражающих реальное состояние прав и свобод граждан в обществе. В этом отношении выделяют три основных типа политической системы: тоталитарную, авторитарную, демократическую.
Первым из известных нам мыслителей, разработавших типологию политических режимов, или видов государственного устройства, был Платон. Он же стал и первым исследователем процессов политической трансформации, «транзита» в современной терминологии. Причем, в отличие от большинства последующих исследователей, занимавших прогрессистские позиции, вектор такой трансформации философ рисовал в направлении, обратном прогрессу: от утраченного идеального устройства - аристократии - к тирании.[1]
Политический режим является важнейшей характеристикой политической системы. В науке конкурируют в основном два подхода в трактовке режима: юридический, делающий акцент на формальные нормы и правила отправления власти институтами государства, и социологический, опирающийся на анализ тех средств и способов, с помощью которых осуществляется реальная публичная власть и которые в той или иной мере обусловлены социокультурными традициями, системой разделения труда, характером коммуникаций и т.д.
Как показал практический опыт, наиболее адекватным способом отображения политического режима является второй подход, дающий возможность сопоставлять официальные и реальные нормы поведения субъектов в сфере власти, отражать реальное состояние дел в области прав и свобод, выяснять, какие группы контролируют процесс принятия решений, и т.д.
Ориентируясь именно на реальное отражение процесса отправления политической и государственной власти, политический режим можно охарактеризовать как совокупность наиболее типичных методов функционирования основных институтов власти, используемых ими ресурсов и способов принуждения, которые оформляют и структурируют реальный процесс взаимодействия государства и общества.
Политический режим – более подвижное и динамичное явление, чем система власти. В этом смысле эволюция одной политической системы может осуществляться по мере смены нескольких политических режимов. Например, установившаяся в XX столетии в СССР система советской власти трансформировалась в сталинский режим, затем – в режим, сформировавшийся в годы так называемой хрущевской «оттепели» (в 60-х гг.), а впоследствии – в режим коллективного руководства при Л.И. Брежневе.[2]
Именно режимы проводят и одновременно олицетворяют собой определенную государственную политику, вырабатывают и осуществляют тот или иной политический курс, целенаправленно проводят конкретную линию поведения государства во внутри- и внешнеполитической сферах.
Следует отметить, что порой часто понятие «политический режим» используется наряду с термином «политическая система». Как же соотносятся эти два понятия? Это довольно запутанный вопрос в современной политической науке. Не случайно между ними нередко вообще не делается каких бы то ни было различий. Например, американский политолог М. Хагопян использует понятия «полития», «политическая система» и «режим» как синонимы. По его словам, эти термины в широком смысле обозначают «фундаментальную организацию политической жизни». Они выражают общие структурные характеристики политического порядка.[3] М. Дюверже, приложивший немало усилий для раскрытия этой проблемы, использовал понятия «политическая система» и «политический режим» как синонимы.[4]
Характер политического режима определяется целым рядом показателей. Среди них важнейшими являются:
1) Характер отношений между государством и обществом, между государством и отдельными сферами общественной жизни (экономической, политической, частной). При этом возможны три основных варианта отношений: государство поглощает общество (тоталитарный режим), допускает определенную его автономию, не вмешиваясь в экономику и частную жизнь граждан (авторитарный), устанавливает с ним отношения партнерства и взаимоконтроля (демократия);
2) Характер и уровень участия граждан в политике. Характер соответственно может быть: принудительным (при тоталитарном режиме), добровольным и свободным (при демократии). Уровень участия может быть всеобщим в установленных государством формах, может быть сознательно ограничен государством (авторитарный режим), наконец, может являться формально неограниченным (при демократии);
3) Характер средств, используемых государственной властью в управлении: здесь возможны либо преимущественная ориентация на закон (демократия), либо преимущественная ставка на силовые методы (авторитаризм и тоталитаризм);
4) Характер и способы формирования политической власти и элиты - возможны узурпация и монополизация власти узкой группой лиц, организацией или отдельным человеком (например, монарх или вождь - диктатор), либо получение власти в открытой конкурентной борьбе посредством выборов (демократия).
Главные отличия политического режима намечаются в рамках самих политических систем по принципам организации ветвей и конкретных институтов власти, формам и методам осуществления политической власти. Некоторые политологи рассматривают партии и партийные системы в качестве стрежневых элементов политических режимов.
[1] Зеркин Д.И. Основы политологии: Курс лекций. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. С. 261
[2] Гаджиев К.С. Политическая наука. М.: Международные отношения, 2001. С. 254
[3] Зеркин Д.И. Основы политологии: Курс лекций. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. С. 265
[4] Дюверже М. Политические партии. – М. 2000. С. 319