Возникновение христианства.
Библия.
Иисус Христос
Жизнеописание
Второе пришествие
Священнослужители.
Глава Русской Православной Церкви в
Иерархия Православной церкви
Епископы
Священники
Диаконы
Иерархия духовенства.
Священные одежды.
Организация РПЦ.
Основные направления христианства.
Католицизм
Православие
Протестантизм
Основные идеи и ценности христианства.
Таинства, ритуалы, церемонии.
Таинство Крещения.
Богослужебное пение и Церковное Предание.
Храмы и сооружения.
Иерусалимский храм.
Храм Василия Блаженного
Архитектура.
Заповеди и нормы права.
Обстоятельства возникновения Десяти Заповедей.
Понятие о богослужении.
1. Возникновение христианства.
Христианство зародилось в I веке на иудейских землях в контексте мессианских движений иудаизма. Уже во времена Нерона христианство было известно во многих провинциях Римской империи.
Корни христианского вероучения связаны с иудаизмом и учением Ветхого Завета (в иудаизме - Танах). Согласно евангелиям и церковному преданию, Иисус (Иешуа) воспитывался как иудей, соблюдал Тору, посещал синагогу в Шаббат (субботу), соблюдал праздники. Апостолы и другие первые последователи Иисуса были евреи. Но уже через несколько лет после основания церкви христианство начало проповедываться среди других народов.
По свидетельству новозаветного текста Деяния апостолов (Деян.11:26), существительное «Χριστιανοί» - христиане, приверженцы (или последователи) Христа, впервые вошло в употребление для обозначения сторонников новой веры в сирийско-эллинистическом г. Антиохия в I веке.
Первоначально христианство распространялось в среде еврейства Палестины и средиземноморской диаспоры, но, уже начиная с первых десятилетий, благодаря проповедям апостола Павла оно приобретало всё больше последователей среди других народов («язычников»). До V века распространение христианства происходило главным образом в географических пределах Римской империи, а также в сфере её культурного влияния (Армения, вост. Сирия, Эфиопия), в дальнейшем (в основном во 2-ой половине 1-го тысячелетия) - среди германских и славянских народов, позднее (к XIII-XIV вв.) - также среди балтийских и финских народов. В новое и новейшее время распространение христианства вне Европы происходило за счёт колониальной экспансии и деятельности миссионеров.
Библия.
Священная книга христианства – Библия. Она состоит из многих частей, объединяемых в Ветхий Завет и Новый Завет.
Ветхий Завет (Танах)
Первая, по времени создания, часть Библии в иудаизме называется Танах, в христианстве она получила название Ветхий завет, в отличие от «Нового». Используется также название - «еврейская Библия». Эта часть Библии представляет собой собрание книг, написанных на древнееврейском языке задолго до нашей эры и отобранных в качестве священных из прочей литературы древнееврейскими законоучителями. Эта часть Библии является общим Священным Писанием как для иудаизма, так и для христианства.
Ветхий Завет состоит из 39 книг, в еврейской традиции искусственно считаемых за 22, по числу букв еврейского алфавита, или за 24, по числу букв алфавита греческого. Все 39 книг Ветхого Завета разделяются в иудаизме на три отдела.
- Первый называется «Учение» (Тора) и содержит Пятикнижие Моисея:
- Бытие
- Исход
- Книгу Левит
- Книгу Чисел
- Второзаконие
- Второй отдел, под названием «Пророки», объединяет книги:
- Иисуса Навина
- Книгу Судей
- 1-ю и 2-ю Книги Царств, или Книгу Самуила (считаются одной книгой)
- 3-ю и 4-ю Книги Царств, или Книга Царей (считаются одной книгой)
- Исаии, Иеремии, Иезекииля, Книгу Двенадцати малых пророков (считаются одной книгой)
- К третьему отделу под названием: «Писания» принадлежат:
- Книга Иова
- Книга Руфь
- Псалмы
- Книга Притчей Соломоновых
- Песнь Песней
- Книга Екклесиаста
- Книга Даниила
- Плач Иеремии
- Книга Ездры и Неемии (считаются одной книгой)
- 1-я и 2-я Паралипоменон (считаются одной книгой)
- Книга Есфири
Соединяя Книгу Руфь с Книгой Судей в одну книгу, а также Плач Иеремии с Книгой Иеремии, получим вместо 24 книг 22. Двадцать две священных книги считали в своём каноне древние евреи, как свидетельствует Иосиф Флавий. Таков состав и порядок книг в еврейской Библии.
Все эти книги считаются каноническими и в церкви христианской.
Новый Завет
Вторая часть христианской Библии - Новый завет, - собрание из 27 христианских книг (включающее 4 Евангелия, послания Апостолов и книгу Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис)), написанных в I в. н. э. и дошедших до нас на древнегреческом языке. Эта часть Библии наиболее важна для христианства, в то время, как иудаизм боговдохновенной её не считает.
Новый Завет состоит из книг, принадлежащих восьми боговдохновенным писателям: Матфею, Марку, Луке, Иоанну, Петру, Павлу, Иакову и Иуде. Книги Нового Завета, как и книги Ветхого Завета, по содержанию распадаются на три отдела: книги исторические - сюда принадлежат четыре Евангелия и книга Деяний Апостольских; книги учительные - сюда принадлежат послания апостольские; к отделу книг пророческих принадлежит только одна книга - Апокалипсис.
В славянской и русской Библии книги Нового Завета размещены в следующем порядке:
- Евангелия
- от Матфея
- от Марка
- от Луки
- от Иоанна
- Деяния Апостольские Луки
- Послания Иакова
- Послания Петра
- Послания Иоанна
- Послание Иуды
- Послания Апостола Павла
- к Римлянам
- 1-е к Коринфянам
- 2-е к Коринфянам
- к Галатам
- к Ефесянам
- к Филиппийцам
- к Колоссянам
- 1-е к Фессалоникийцам
- 2-е к Фессалоникийцам
- 1-е к Тимофею
- 2-е к Тимофею
- к Титу
- к Филимону
- к Евреям
- Откровение Иоанна Богослова
В таком порядке размещены книги Нового Завета в древнейших манускриптах - Александрийском и Ватиканском, Правилах апостольских, Правилах соборов Лаодикийского и Карфагенского и у многих древних Отцов церкви. Но такой порядок размещения книг Нового Завета нельзя назвать всеобщим и необходимым, в некоторых Библейских сборниках встречается другое размещение книг, и теперь в Вульгате и в изданиях греческого Нового Завета Соборные послания помещаются после Посланий апостола Павла перед Апокалипсисом. При том или ином размещении книг руководствовались многими соображениями, но время написания книг не имело большого значения, что нагляднее всего можно видеть из размещения Посланий Павловых. При указанном нами порядке руководствовались соображениями относительно важности мест или церквей, куда были направлены послания: сначала поставлены послания, написанные к целым церквам, а потом уже послания, написанные к отдельным лицам. Исключение - Послание к Евреям, которое стоит на последнем месте не из-за своей низкой значимости, а из-за того, что в подлинности его долгое время сомневались.