Введение
Глава 1. Общая характеристика банков
1.1. Основные понятия и определения, характеризующие банковскую деятельность
1.2. Классификация банков
Глава 2. Банковский сектор в современной экономике
2.1. Цели банковского сектора
2.2. Текущая модель и масштабы банковского сектора
2.3. Региональные аспекты развития банковского сектора
2.4. Капитал банковского сектора
Глава 3. Перспективы банковской сферы
3.1. Тенденции развития банковской системы РФ
3.2. Потенциальные последствия вступления РФ в ВТО
для отечественного банковского сектора
Заключение
Список литературы
Банки - весьма древнее экономическое изобретение. Считается, что первые банки возникли еще на Древнем Востоке в VII-VI вв. до н.э., когда уровень благосостояния людей позволил им делать сбережения при сохранении приемлемого уровня текущего потребления. Затем эстафету подхватила Древняя Греция. Здесь наиболее чтимые храмы стали принимать деньги на хранение на время войн, поскольку воюющие стороны считали недопустимым грабить святилища.
Но едва в хранилищах древних банков появились мешки с сокровищами, как в их сторону обратился взор местных предпринимателей - купцов и ремесленников. У них возник вполне резонный вопрос: а нельзя ли на время воспользоваться чужими сбережениями для расширения масштабов своих операций? Естественно, за плату!
Так пересеклись интересы двух важнейших участников экономики - владельца сбережений и коммерсанта, нуждающегося в капитале для расширения своей деятельности. Именно этому и обязаны банки своим рождением.
Развиваясь, банки все более расширяли ассортимент своих услуг. Сегодня круг банковских услуг чрезвычайно разнообразен, но практически все их можно отнести к одной из четырех главных категорий:
- сбор сбережений граждан для организации выгодного вложения этих сбережений в коммерческую деятельность;
- предоставление сбережений граждан во временное платное пользование коммерческим организациям;
- помощь коммерческим организациям и гражданам в организации платежей за товары и услуги;
- создание новых форм денег для ускорения и облегчения платежей за товары и услуги.
Исходя из вышесказанного целью данной работы является изучение коммерческих банков в современной банковской системе.
Для достижения указанной цели был сформулирован ряд задач:
- рассмотреть особенности, правовые и организационные основы деятельности коммерческих банков;
- определит функции банков;
- охарактеризовать государственное регулирование деятельности банков;
- выявить перспективы реформирования банковской системы.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БАНКОВ
1.1. Основные понятия и определения, характеризующие банковскую деятельность
Термин «банк» происходит от итальянского banco, что означает «стол». Эти «банко-столы» устанавливались на площадях, где проходила оживленная торговля, которая велась с использованием разнообразных монет. Эти монеты чеканились как государствами, так и городами, и даже отдельными лицами. В то время единообразной системы монет не существовало. При покупке-продаже использовались монеты различной формы, разного достоинства, причем зачастую ниже той нарицательной цены, которая была на них указана. В таких условиях требовались специалисты, которые разбирались бы во множестве обращающихся монет, могли бы дать советы по их обмену. Эти специалисты-менялы обычно располагались со своими особыми столами в местах сосредоточения торговли. Если учесть, что в X в. Италия являлась центром мировой торговли, куда стекались товары и деньги различных стран, то станет понятным, что банкиры были непременными участниками торговых операций, а их «банко-столы» были весьма распространенными и популярными среди торговцев.
Это не значит, что банки возникли впервые в средневековой Италии. С равным основанием понятие «банк» могло прийти к нам и из практики Древней Греции, где банкиры назывались трапезитами (от греческого «трапеза», что означает тот же «стол»), или Древнего Рима, где были известны менялы - менсарии (от латинского mensa, что означает все тот же «стол»).
Банки выполняют операции, носящие в основном денежный характер. Они принимают денежные вклады, выдают денежные кредиты, совершают денежные расчеты в наличной и безналичной формах. Поэтому степень развитости товарно-денежных отношении, развитости торговли, денежного обращения предопределяют и масштабы, и содержание банковской деятельности. Кредитор превращается в банк не сам по себе, а по мере формирования достаточно оживленного денежного и торгового оборотов, когда торговля деньгами, банковское дело стало основным занятием предприятия, когда оно отделилось от торговли, стало самостоятельным видом промысла. На развитие банков влияет развитие национальных рынков, международной торговли. Спрос на банковские услуги расширяется по мере увеличения производства, масштабов обмена между товаропроизводителями (рис. 1).
Сбор сбережений граждан для организации выгодного вложения этих сбережений в коммерческую деятельность. Банки выступают в роли коллективной «копилки» для граждан страны. Они собирают под свои гарантии те сбережения, которые иначе просто хранились бы у граждан дома или давались бы в долг под расписки (как это было в старину).
Но банки не просто «копилки» - они умеют заставить деньги расти и приносить доход владельцам сбережений. При этом собственникам сбережений даже не нужно самим заниматься коммерческим вложением своих средств - за них это сделают банкиры.[1]
Предоставление сбережений граждан во временное платное пользование коммерческим организациям. Получение дохода для владельцев сбережений обеспечивается банками на основе очень простого (на первый взгляд) экономического механизма. Суть его состоит в том, что банки одалживают собранные сбережения граждан государству и коммерческим фирмам, если тем не хватает денег для своей деятельности. Такое одалживание называется кредитованием (от лат. creditum - «ссуда, долг»).
Естественно, что одалживание осуществляется ради той платы, которая берется с заемщиков за пользование кредитом. Большая часть
[1] Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2007.- С. 331.