Опыт последних лет показывает возрастание количества очагов напряженности, активизации преступной деятельности банд и незаконных вооруженных формирований в Северо-Кавказском федеральном округе.
Решение задач по противодействию преступной деятельности банд и НВФ осуществляется в форме проведения совместных мероприятий силами МВД России, с привлечением при необходимости подразделений и частей ФСБ, МЧС и МО РФ. В большинстве случаев незаконные вооруженные формирования (НВФ) будут применять тактику партизанских действий с учетом военно-политической обстановки, технического оснащения, географических особенностей, местных обычаев и религиозных мировоззрений.
Разработанный специальный курс предназначен для студентов юридических факультетов вузов, курсантов (слушателей) специализированных учебных заведений, а также для сотрудников правоохранительных органов, в компетенцию которых входит противодействие преступной деятельности банд и незаконных вооруженных формирований, а также общественных организаций, занимающихся вопросами противодействия терроризму и экстремизму.
-
Организационно-правовые основы деятельности органов внутренних дел в борьбе с незаконными вооруженными формированиями
Органы внутренних дел и внутренние войска РФ являются одними из главных субъектов противодействия деятельности банд и незаконных вооруженных формирований. Административную деятельность ОВД в решении данных задач условно можно подразделить на правовую и организационную формы, т.е. порождающую юридические последствия во внешней деятельности рассматриваемого субъекта и не влекущую таковых.
Деятельность в рамках первой формы является наиболее важной, так как при этом устанавливаются, изменяются или отменяются правовые нормы, направленные на исполнение законов, осуществляется издание совместных с другими государственными органами актов, а в случаях, когда ОВД делегируются соответствующие полномочия, они выступают в качестве первичного регулятора общественных отношений.
Другая правовая форма деятельности органов внутренних дел связана с правоприменением и характеризуется изданием индивидуальных актов управления. Значительная их часть при чрезвычайных происшествиях, а именно осуществлении преступной деятельности банд и незаконных вооруженных формирований (НВФ) связана с обеспечением запретительных мер, направленных на поддержание установленного правового режима, а также с привлечением к административной ответственности за их нарушение.
Представляется, что основными методами противодействия деятельности банд и НВФ органами внутренних дел являются: осуществление общего и специального административного надзора, который выражается в систематическом наблюдении и проверке выполнения гражданами и должностными лицами соответствующих правовых установлений; проверка сообщений жалоб и заявлений о деятельности банд и НВФ, применение к правонарушителям принудительных мер и привлечение виновных к ответственности в строгом соответствии с законодательством.
К организационной деятельности органов внутренних дел по противодействию НВФ относятся действия, направленные на внутреннее обеспечение, создание необходимой инфраструктуры, организацию подготовки к выполнению поставленных задач и достижению основных целей. Это информационное обеспечение внутриуправленческой деятельности, анализ информации, включая оперативные и статистические данные о складывающейся обстановке, использовании сил и средств, реакции населения на принятие тех или иных мер, его настроение и намерениях, накопление и обобщение опыта; издание внутриведомственных приказов и распоряжений, оказание организационной и методической помощи общественным формированиям, которым делегированы отдельные функции по охране общественного порядка; планирование.
Организационно-правовые основы деятельности органов внутренних дел по пресечению деятельности банд, незаконных вооруженных формирований, пресечению (подавлению) вооруженного мятежа.
В последнее десятилетие стала актуальной проблема обеспечения криминологической безопасности не только в отдельно взятом регионе, но и в целом в государстве, поскольку такая деятельность необходима для нормального функционирования государственных, и иных организаций и защиты прав и свобод граждан. Причиной тому является рост преступности в целом, а также все большее распространение терроризма, экстремизма, бандитизма и деятельность незаконных вооруженных формирований (далее НВФ) на отдельных территориях Российской Федерации[1].
В России в начале 90-х годов выросло число преступлений, совершенных с применением оружия, направленных на завладение чужой собственностью, к которым относятся деяния устойчивых вооруженных организованных групп, иначе бандитских формирований.
В современных условиях организованные незаконные вооруженные формирования используют современное стрелковое и других виды оружия, средства связи, экипировки (в большинстве случаев даже которого нет на вооружении МВД России) и активно используют специальную аппаратуру для получения необходимой информации, что значительно усложняет подготовку и проведение мероприятий по пресечению их деятельности. Поэтому подготовка к проведению вышеуказанного комплекса действий в ОВД должна вестись заблаговременно. Для поддержания боеготовности, необходимо проводить тренировки личного состава, максимально приближенные к реальным действиям. Сотрудникам органов внутренних дел в современных условиях приходится действовать не только в сложной оперативной обстановке, но и строго соблюдать требования законов.
Правовую основу противодействия преступной деятельности банд и НВФ в России составляют Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, Закон РФ “О безопасности” и другие нормативно-правовые акты федеральных органов государственной власти. Рассмотрим основные положения законов, подзаконных актов, регулирующих деятельность правоохранительных органов при решении задачи по пресечению деятельности банд, НВФ.
Закон Российской Федерации «О милиции»[2] комплексно урегулировал правовой статус, организационную структуру милиции, определив ее роль в обществе и государстве. Приоритетными объектами защиты от противоправных посягательств является: защита жизни, здоровья, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства.
Законом определены задачи милиции, принципы деятельности, обязанности и права, условия и пределы применения физической силы, спецсредств и огнестрельного оружия. Обязанностью милиции является: своевременно принимать меры, предусмотренные законодательством по устранению событий, угрожающих личной или общественной безопасности.
Сотрудники милиции в соответствии с Законом имеют право задерживать лиц, подозреваемых в совершении преступления, входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территорию и в помещения предприятий, учреждений, организаций и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений.
По решению начальника ОВД или его заместителя сотрудники милиции имеют право производить оцепление (блокирование) участков местности при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений.
[1] Бандитизм – незаконное изъятие имущества, иных ценностей граждан либо организаций, с применением оружия или муляжей оружия. НВФ – деятельность данной группы направлена на незаконное изъятие имущества, иных ценностей граждан либо организаций, с применением оружия или муляжей оружия, либо повреждение чужого имущества, посягательство на установленный конституционный строй в Российской Федерации.
[2] СЗ РФ. - 1999. - №47. - Ст. 5679.