Введение
Глава 1. Конституционные принципы экономической системы России
1.1. Поддержка конкуренции и свобода экономической деятельности
1.2. Многообразие и равенство форм собственности
1.3. Единое экономическое пространство
Глава 2. Правовое регулирование собственности и экономической деятельности в РФ
2.1. Конституционно-правовое регулирование собственности
2.1.1 Понятие собственности
2.1.2 Формы и виды права собственности в российском законодательстве
2.2. Государственное регулирование экономической
деятельности
2.2.1 Система государственного регулирования экономики
2.2.2 Формы государственного регулирования экономической
деятельности
Глава 3. Правовые позиции Конституционного Суда в
экономической сфере
Заключение
Список использованной литературы
Роль государственного регулирования экономики, несколько заниженная в период начальных этапов реформирования экономической системы страны, в настоящее время заметно повышается. Более того, государственное регулирование экономических процессов, происходящих в обществе сегодня занимает ведущее место среди остальных направлений деятельности российского Правительства.
Концепция саморегулирующегося рынка, взятая за основу российскими реформаторами 90-х, при реализации ее на практике отчетливо показала, что помимо очевидных достоинств имеет целый ряд довольно существенных недостатков. В условиях глубокого застоя экономики политика нерегулируемого рынка привела к неравномерности экономического развития различных регионов страны, критической ситуации в стратегических отраслях отечественного производства, расслоению общества на очень богатых и бедных, гиперинфляции.
Вхождение в рыночные отношения - сложный, длительный и во многом болезненный процесс. Облегчить его, в какой-то мере призвано право. Рынок заставляет субъектов проявлять инициативу, искать приложение своим способностям, стараниям, и право не только не должно мешать, но всячески помогать, содействовать этому. Здесь в полной мере должна проявиться стимулирующая роль права. Многоукладная экономика основывается на различных, зачастую противоположных интересах, между которыми существует конкуренция как двигатель прогресса.
Правовое государство несовместимо с директивно-распределительной экономикой. Соответственно и право должно менять свои цели, задачи, функции. И не только право, но и институты власти. Общий ориентир — стимулирование активной правомерной деятельности всех субъектов, их инициативы. Эта деятельность должна протекать в рамках закона, подчиняться интересам общества, граждан. Рыночная экономика развивается по объективным законам. Государство, издавая правовые акты, регулирует экономические процессы, но порой стремится ограничить экономические свободы. Поэтому изучение конституционно-правовых основ и практики законодательного регулирования основ экономической системы сегодня – жизненная необходимость.
В экономической сфере за данный период были приняты основополагающие законы, обеспечивающие функционирование рыночной экономики, в том числе Гражданский, Арбитражный процессуальный, Воздушный и Градостроительный кодексы. Созданы правовые основы становления и развития гражданско-правовых отношений, реализации конституционных прав на частную собственность и свободу законной предпринимательской деятельности, регулирующей роли государства в российской экономике. Урегулирован судебный порядок разрешения экономических споров. Созданы определенные условия для эффективного перераспределения собственности, развития малого предпринимательства, повышения активности инвестиционной деятельности. Принят ряд законов, регулирующих правоотношения в отдельных отраслях народного хозяйства.
Однако отсутствие концепции не позволяют законодательству работать слаженно и без сбоев, быть логичной и непротиворечивой системой.
Современная политика российского государства ориентирована на регулируемый рынок и активную роль государства в экономике. Причина этого состоит как в осознании сложности переходного процесса, так и в глубоких традициях высокой роли государства в преобразовании российской экономики во все исторически значимые моменты его развития.
Изменившаяся не только экономическая, но и социально-политическая ситуация в стране, укрепление позиций России в мировом экономическом сообществе позволяет говорить о необходимости дальнейшего совершенствования правового регулирования, и, прежде всего, конституционных основ экономической системы России.
Все вышесказанное позволяет утверждать, что рассматриваемая тема работы представляет не только практический, но и научный интерес.
Целью работы выступает изучение основ экономической деятельности и права собственности в Российской Федерации.
Задачи работы:
- проанализировать конституционные принципы экономической системы России, в т.ч.: поддержку конкуренции и свободу экономической деятельности; многообразие и равенство форм собственности; принцип единого экономического пространства;
- рассмотреть понятие собственности, формы и виды права собственности в российском законодательстве;
- определить систему государственного регулирования экономики;
- изучить формы государственного регулирования экономической деятельности;
- рассмотреть правовые позиции Конституционного Суда в экономической сфере.
Глава I Конституционные принципы экономической системы России
- Поддержка конкуренции и свобода экономической деятельности
Поддержка государством конкуренции – лучший способ содействия рыночной экономике. Конкуренция – самый надежный механизм координации индивидуальных действий без принуждения и вмешательства со стороны властей. Она тем эффективнее, чем меньше этого вмешательства и разного рода монополизма, особенно государственного. Конкуренция помогает выявить весь потенциал человеческой энергии и инициативы, на первый взгляд кажется, что она оттесняет государство от экономики, но на самом деле – требует от него поддержки и внимания, ибо ей постоянно угрожает монополизация. С помощью конкуренции решаются проблемы инвестиций и экономического роста. Конкуренция есть самый надежный механизм рыночной экономики, увязывающий производство и человека в единую систему саморазвивающейся экономики. Поддержка конкуренции осуществляется всей экономической политикой государства. Это прежде всего ликвидация государственного монополизма, разгосударствление, приватизация и акционирование предприятий, специальные антимонопольные меры, стимулирование инвестиционной активности. Такой политикой обеспечиваются улучшение качества и разнообразие товаров, предотвращение дороговизны, а следовательно, повышение жизненного уровня населения и качества жизни Конкуренция делает то, что никогда не в состоянии сделать централизованное планирование и командные методы управления. Конституционный строй, обязывающий государство поддерживать ее, – наилучший союзник экономического и социального прогресса[1].
Свобода экономической деятельности – другой основополагающий принцип рыночной экономики. В сочетании с правом частной собственности это главный антипод тоталитарной государственной экономики с ее плановой и административно-командной системами. Свобода экономической деятельности означает, что люди могут беспрепятственно создавать и преобразовывать предприятия, распоряжаться продуктами своей деятельности с целью извлечения прибыли. Они вправе свободно вести торговлю, открывать банки и биржи, создавать хозяйственные объединения. Индивидуальное обогащение от такой деятельности, если она не противоправна, не только не враждебно интересам общества, но как раз служит этим интересам. Поэтому граждане вправе требовать от государства защиты от непомерного налогообложения, коррупции государственных чиновников, рэкета и организованной преступности. Чем реальнее и прочнее гарантии в этой области, тем выше темпы экономического развития и жизненный уровень народа.
В то же время свобода экономической деятельности требует от государства особенного внимания, ибо злоупотребление ею чревато социальным взрывом. Государство должно не просто гарантировать эту свободу, но и регулировать ее использование, придавая экономике социальную ориентацию. Свобода предпринимателя, например, не должна порождать произвол в создании условий труда для работников, нарушать права потребителей и социальную справедливость в обществе. Таким образом, провозглашение свободы экономической деятельности не только не исключает, но предполагает детальное и систематическое государственное регулирование экономических отношений[2].
[1] Садоха И.М. Национальная экономика. М.: Академия, 2006. С. 15.
[2] Гаджиев Г.А. Конституционная экономика. М.: Юстицинформ, 2006. С. 33.