Реферат|Психология

Основы оптимизации детско-родительских отношений подростков с компьютерной зависимостью

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2023 | Страниц: 31

Введение. 

  1. Теоретические подходы к изучению детско-родительских отношений с подростками
  2. Анализ причин проявления компьютерной зависимости в подростковом возрасте
  3. Методы и приемы оптимизации детско-родительских отношений подростков с компьютерной зависимостью

Выводы

Список использованной литературы

В настоящее время семья является первичным институтом социализации личности, она влияет на дальнейшее формирование и изменение социальных установок. С детства в семье закладывается тот жизненный сценарий, на основе которого ребёнок будет действовать и развиваться в социуме. Семейный фактор, проявляющийся в детско-родительских отношениях, является значимой составляющей формирования и развития отклоняющегося поведения, в том числе компьютерной зависимости.

Одним из наиболее распространенных способов ухода от реальности для подростка выступает виртуальная среда. В связи с тем, что данная форма поведения широко распространена в современном обществе, актуальным для нас представляется изучение влияния детско-родительских отношений на развитие компьютерной зависимости у подростков.

Несмотря на большое количество научных трудов и публикаций, направленных на изучение компьютерной зависимости подростков, на сегодняшний день недостаточно исследований, направленных на оптимизацию детско-родительских отношений подростков с компьютерной зависимостью.

Семья – это та структура общества, которая сопровождает человека на протяжении всей жизни. Семья основывается сначала посредством брака, а в последствие и кровном родстве и связывает своих членов общностью быта, взаимной поддержкой, уважением, пониманием, и, кроме того, совместными обязанностями, ответственностью и похожими ценностно-смысловыми ориентирами. Семья – это своего рода коллектив, который играет в воспитании личности подрастающего малыша основополагающую, фундаментальную, долговременную и, пожалуй, важнейшую роль. Все, что получает ребенок в раннем возрасте от родителей поспособствует его становлению в будущем. Все модели и стратегии поведения, которые демонстрируют старшие члены семьи младшему зачастую определяют его способ взаимодействия в более старшем возрасте [7].

Границы современной семьи становятся все больше проницаемыми для влияний извне (массовой культуры, моды, ценностей европейского общества и др.), что влечет за собой качественные изменения в ее системе и внутренних ориентирах отдельно взятых личностей. С одной стороны, есть много свободы в выстраивании эмоциональных внутри- и вне семейных связей, обогащении сексуальной жизни пары различными экспериментами, формировании новых правил функционирования семьи и смене ролей, создании списка приоритетных задач для каждого. С другой стороны, есть ответственность – семейная и личная – за результат таких кардинальных изменений, и не столько перед государством и обществом, сколько перед членами собственной семьи.

 

  1. Теоретические подходы к изучению детско-родительских отношений с подростками

Семейные взаимодействия, в которые непосредственно включен ребенок и взрослый – есть детско-родительские отношения. Данные отношения играют чрезвычайно важную роль в процессе формирования и становления личности ребенка [2]. Многие ученые рассматривают благополучие ребенка в семье, как одну из важнейших функций семьи – создание условий для воспитания здоровой личности. Для этого важно понимать и учитывать взрослому тот факт, что ребенок сам способен осмысливать свою семью, свое пребывание и нахождение в ней, определять свое поведение и переживать особое отношение к своей семье и к себе самому.

Нужно понимать, что ввиду своего небогатого и ограниченного опыта, а также специфического мышления и своеобразного восприятия, дети по-своему, иначе оценивают и воспринимают все вокруг. Порой взрослому непросто понять поведение, мысли, эмоции и переживания своего ребенка. И помочь малышу можно лишь в том случае, если постараться посмотреть на окружающий мир его же глазами, что также зачастую непросто дается взрослому. Кроме того, на ребенка оказывают влияние не только преднамеренные и целенаправленные акты воспитательского процесса, но в первую очередь все остальные ежедневные и фундаментальные личностные особенности родителей [10].

Общеизвестно, что в семье формируется личность человека, поэтому для ученых особую значимость представляет исследование детско-родительских отношений. С одной стороны, это область достаточно изучена, с другой − динамично меняющееся общество и семья, как его ячейка, порождают новые проблемы в сфере отношений родителей и детей. А также, как отмечает Д.И. Фельдштейн, существует потребность в иных, соответствующих современности ракурсах и взглядах исследовательской позиции [20].

В современной науке свою актуальность имеет интегративный подход, рассматривающий личность как активного субъекта жизнедеятельности, в частности мультисубъектная теория личности [1]. Сквозь призму этой научной парадигмы подходы к исследованию детско-родительских отношений в старшем школьном возрасте можно разделить на три подгруппы в зависимости от фокуса рассмотрения этих отношений: с позиции родителя, с позиции подростка, субъект-субъектное взаимодействие.

  1. Андреева, Т.В. Теоретико-методологические основы социальной психологии семьи ка области научных исследований / Т.В. Андреева // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика – 2011. - №3. – с. 66-78.
  2. Арсентьева, Е.С. К вопросу о детско-родительских отношениях /Е.С. Арсентьева//Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета. 2017. № 2. с. 1-8.
  3. Варга, А.Я. Структура и типы родительских отношений [Текст] / А.Я. Варга - М.: ВЛАДОС, 2007. - 358с.
  4. Гурьева, Л.П. Психологические последствия компьютеризации: функциональный, онтогенетический и исторический аспекты/ Л.П. Гурьева // Вопр. Психологии/ Л.П. Гурьева. - 1993. - №3. - С. 5-16.
  5. Жичкина, А.Е., Белинская, Е.П. Самопрезентация в виртуальной коммуникации и особенности идентичности подростков-пользователей Интернета/ А.Е. Жичкина, Е.П. Белинская // Труды по социологии образования/ А.Е. Жичкина, Е.П. Белинская. - 2000. - Т. 5, вып. №7. - С. 34-40.
  6. Иванов, М. Влияние ролевых компьютерных игр на формирование психологической зависимости человека от компьютера/ М. Иванов // Психол. Журнал/ М. Иванов. - 2003. - Т. 24, №2. - С. 10-14.
  7. Карабанова, О.А. Детско-родительские отношения как фактор профессионального самоопределения личности в подростковом и юношеском возрасте /О.А. Карабанова//Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2016. № 3. С. 54-62.
  8. Компьютерные игры и их возможное влияние на здоровье детей и подростков/ М.Л. Кочина, Л.В. Подригало, В.М. Синайко, А.В. Яворский и др. // Укр. ШСН. психоневрологи. - 2001. - Т. 9, вып. №1.-С. 109-112.
  9. Коптелова, Н. И. Социально-педагогическая профилактика компьютерной зависимости у подростков в общеобразовательных учреждениях / Н. И. Коптелова, В. А. Попов. -молодой ученый. - 2015.-907с.
  10. Крысько, В. Г. Психология и педагогика: учеб. Пособие / В. Г. Крысько. - СПб.: Питер, 2016. – 393 с.
  11. Мудрик, А.В. «Общение как фактор воспитания школьников», М. Педагогика, 1997 -38с.
  12. Мулик, Е.О., Коломиец, А.А., Мулик, Ю.В. Пограничные психические расстройства у подростков, возникшие в результате компьютерной зависимости/ Е.О. Мулик, А.А. Коломиец, Ю.В. Мулик // Материалы научного симпозиума. - Л., 2003. - С. 73-74.
  13. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов.- 6-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 456 с. 42.
  14. Прохоров, А.О., Сережкина, А.Е. Особенности психических состояний пользователей ЭВМ в процессе компьютеризированного обучения/А.О. Прохоров, А.Е. Сережкина // Вопросы психологии/ А.О. Прохоров, А.Е. Сережкина. - 1995, №3. - С 53-61.
  15. Психология и психотерапия семьи / Под ред. Э.Г. Эйдемиллера, В. Юстицкис. СПб.: Изд-во «Питер», 2011. 672 с
  16. Психология общения. Энциклопедический словарь / Под ред. А.А Бодалева. М.: Изд-во «Когито-Центр», 2011. 600 с
  17. Психология развития. Словарь / Под. ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2005.-176 с
  18. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина / Науч.-исслед. ин-т общ. и пед. психологии АПН СССР. - М.: Педагогика, 1989.-183с.
  19. Синягина, Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений / Н.Ю. Синягина. – М.: ВЛАДОС, 2013. – 196 с.
  20. Смирнова Е.О. Детская психология/ Е.О. Смирнова. СПб.: Изд-во «Питер», 2011. 304 с.
  21. Солдатова Г.В., Зотова Е.Ю., Чекалина А.И., Гостимская О.С. Пойманные одной сетью: социально-психологическое исследование представлений детей и взрослых об интернете / Под ред. Г.В. Солдатовой; Фонд Развития Интернет. - М., 2011. - 176 с.
  22. Юрьева, Л.Н., Больбот, Т.Ю. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика/ Л.Н. Юрьева, Т Ю. Больбот. - Дн.: Пороги, 2006. - 196 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Реферат Психология
2014 год 22 стр.
Реферат Методы анализа психологии труда
diplomstud
Реферат Психология
2014 год 22 стр.
Реферат Кризис трехлетнего возраста
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское