Введение.
- Теоретические подходы к изучению детско-родительских отношений с подростками
- Анализ причин проявления компьютерной зависимости в подростковом возрасте
- Методы и приемы оптимизации детско-родительских отношений подростков с компьютерной зависимостью
Выводы
Список использованной литературы
В настоящее время семья является первичным институтом социализации личности, она влияет на дальнейшее формирование и изменение социальных установок. С детства в семье закладывается тот жизненный сценарий, на основе которого ребёнок будет действовать и развиваться в социуме. Семейный фактор, проявляющийся в детско-родительских отношениях, является значимой составляющей формирования и развития отклоняющегося поведения, в том числе компьютерной зависимости.
Одним из наиболее распространенных способов ухода от реальности для подростка выступает виртуальная среда. В связи с тем, что данная форма поведения широко распространена в современном обществе, актуальным для нас представляется изучение влияния детско-родительских отношений на развитие компьютерной зависимости у подростков.
Несмотря на большое количество научных трудов и публикаций, направленных на изучение компьютерной зависимости подростков, на сегодняшний день недостаточно исследований, направленных на оптимизацию детско-родительских отношений подростков с компьютерной зависимостью.
Семья – это та структура общества, которая сопровождает человека на протяжении всей жизни. Семья основывается сначала посредством брака, а в последствие и кровном родстве и связывает своих членов общностью быта, взаимной поддержкой, уважением, пониманием, и, кроме того, совместными обязанностями, ответственностью и похожими ценностно-смысловыми ориентирами. Семья – это своего рода коллектив, который играет в воспитании личности подрастающего малыша основополагающую, фундаментальную, долговременную и, пожалуй, важнейшую роль. Все, что получает ребенок в раннем возрасте от родителей поспособствует его становлению в будущем. Все модели и стратегии поведения, которые демонстрируют старшие члены семьи младшему зачастую определяют его способ взаимодействия в более старшем возрасте [7].
Границы современной семьи становятся все больше проницаемыми для влияний извне (массовой культуры, моды, ценностей европейского общества и др.), что влечет за собой качественные изменения в ее системе и внутренних ориентирах отдельно взятых личностей. С одной стороны, есть много свободы в выстраивании эмоциональных внутри- и вне семейных связей, обогащении сексуальной жизни пары различными экспериментами, формировании новых правил функционирования семьи и смене ролей, создании списка приоритетных задач для каждого. С другой стороны, есть ответственность – семейная и личная – за результат таких кардинальных изменений, и не столько перед государством и обществом, сколько перед членами собственной семьи.
- Теоретические подходы к изучению детско-родительских отношений с подростками
Семейные взаимодействия, в которые непосредственно включен ребенок и взрослый – есть детско-родительские отношения. Данные отношения играют чрезвычайно важную роль в процессе формирования и становления личности ребенка [2]. Многие ученые рассматривают благополучие ребенка в семье, как одну из важнейших функций семьи – создание условий для воспитания здоровой личности. Для этого важно понимать и учитывать взрослому тот факт, что ребенок сам способен осмысливать свою семью, свое пребывание и нахождение в ней, определять свое поведение и переживать особое отношение к своей семье и к себе самому.
Нужно понимать, что ввиду своего небогатого и ограниченного опыта, а также специфического мышления и своеобразного восприятия, дети по-своему, иначе оценивают и воспринимают все вокруг. Порой взрослому непросто понять поведение, мысли, эмоции и переживания своего ребенка. И помочь малышу можно лишь в том случае, если постараться посмотреть на окружающий мир его же глазами, что также зачастую непросто дается взрослому. Кроме того, на ребенка оказывают влияние не только преднамеренные и целенаправленные акты воспитательского процесса, но в первую очередь все остальные ежедневные и фундаментальные личностные особенности родителей [10].
Общеизвестно, что в семье формируется личность человека, поэтому для ученых особую значимость представляет исследование детско-родительских отношений. С одной стороны, это область достаточно изучена, с другой − динамично меняющееся общество и семья, как его ячейка, порождают новые проблемы в сфере отношений родителей и детей. А также, как отмечает Д.И. Фельдштейн, существует потребность в иных, соответствующих современности ракурсах и взглядах исследовательской позиции [20].
В современной науке свою актуальность имеет интегративный подход, рассматривающий личность как активного субъекта жизнедеятельности, в частности мультисубъектная теория личности [1]. Сквозь призму этой научной парадигмы подходы к исследованию детско-родительских отношений в старшем школьном возрасте можно разделить на три подгруппы в зависимости от фокуса рассмотрения этих отношений: с позиции родителя, с позиции подростка, субъект-субъектное взаимодействие.