Введение
Глава 1. Таможенная информационная система
1.1. Информационные технологии и таможенная система
1.2. Таможенная информационная система и таможенная информация
1.3. Автоматизация процессов управления в таможенной службе России
Глава 2. Информационные технологии, используемые таможенными органами. Правовая информация.
2.1. Информационные системы, информационные технологии и средства
их обеспечения, используемые таможенными органами
2.2. Информационные ресурсы таможенных органов
2.3. Защита информации и прав субъектов, участвующих
в информационных процессах и информатизации
Глава 3. Информационно-технической политика федеральной таможенной службы России.
3.1. Концепция развития информационно-технической политики
федеральной таможенной службы России
Глава 4. Прикладное программное обеспечение в таможенном деле
4.1. Комплекс программ автоматизации деятельности сотрудников
таможни
4.2. Программные средства автоматизации деятельности участников
внешнеэкономической деятельности
Заключение
Список используемой литературы
Использование информационных технологий является неотъемлемой составляющей в реализации современной таможенной политики. Особую роль информационных технологий в таможенном деле подчеркивает тот факт, что в Таможенном кодексе РФ есть отдельный раздел (глава 40 ТК РФ), посвященный информационным системам и технологиям. Ни в одном другом кодексе Российской Федерации подобного раздела не существует. Кроме этого значимость данного направления работы подтверждает Концепция развития таможенной службы России до 2010 года, в которой предусмотрено четыре основных аспекта:
- развитие инфраструктуры таможенных органов;
- внедрение современных информационных технологий;
- подготовка кадров;
- создание соответствующей нормативной базы.
Главной задачей информационных технологий является управление информацией внутри таможенной системы с целью повышения эффективности таможенного оформления и контроля, создания благоприятных условий для участников внешнеэкономической деятельности и при этом максимальное выявление нарушений таможенного законодательства. В современных условиях без использования информационных технологий практически невозможно сделать таможенное оформление быстрым и прозрачным. Основным направлением развития информационных таможенных систем является внедрение технологий электронного декларирования, интегрированных с системами управления рисками.
Внедрение электронного декларирования стало одним из серьезнейших шагов на пути к упрощению таможенных процедур. Позволяя не только сэкономить время участников ВЭД, но и делая процесс таможенного оформления более прозрачным и менее подверженным влиянию различных субъективных факторов, процедура электронного декларирования позволила участникам ВЭД и таможенным брокерам довольно быстро ощутить все ее преимущества.
По внедрению новых технологий Таможенная служба России является лидером среди государственных структур. Идя навстречу добросовестным участникам внешнеэкономической деятельности, разрабатываются оптимальные пути решения проблем, связанных с унификацией таможенных процедур и переходом работы таможни на уровень международных стандартов. В условиях постоянного роста объема внешней торговли и возрастающей нагрузки на таможенные органы применение информационные систем и технологий приобретает все большее значение для таможенного дела. Передовые таможенные службы стремятся к всемерному развитию информационных систем и технологий, а правительства выделяют для этих целей гигантские суммы.
Важность применения информационных технологий очевидна: они позволяют не только повысить контроль над участниками внешнеэкономической деятельности, но и значительно ускорить процесс таможенного оформления и контроля, что, в свою очередь, увеличивает товарооборот и ведет к экономическому росту. Кроме того, вступление России во Всемирную Торговую Организацию в ближайшем будущем приведет к увеличению грузопотока, как следствие, увеличится нагрузка на таможенные органы. Уже сегодня не редкость многокилометровые очереди в пунктах пропуска через государственную границу. Чтобы этого избежать в будущем существуют два пути развития таможенной системы: первый – увеличение числа таможен, количества служащих (экстенсивный путь), второй – внедрение информационных технологий, «автоматизация» таможенного контроля и оформления (интенсивный путь).
Глава 1. Таможенная информационная система.
1.1 Информационные технологии и таможенная система.
Массовое внедрение в сферу управления предприятием автоматизированных рабочих мест началось в 80-е гг. XX века и определялось появлением соответствующих языков программирования, позволяющих с помощью генераторов запросов, отчетов, экранных форм, диалога быстро разрабатывать удобные для пользователей приложения.
В начале 80-х гг. в наиболее развитых странах мира таможенные службы были вынуждены ускоренными темпами осуществлять переход от индивидуальных вычислительных средств и локальных сетей к созданию корпоративных информационных систем управления. Так, например, одной из реализованных в 1984 г. автоматизированных систем в США является автоматизированная коммерческая система таможни ACS (Automated Commercial System). ACS - очень большая и сложная система с более чем 380 млн. записей в информационной базе, которая обслуживает приблизительно 1200 торговых пользователей, 4 другие страны (кроме США), 40 других агентств, 10 000 как в интерактивном, так и в пакетном режиме. Подкомпоненты ACS интегрируются на уровне единых баз данных.
Основным направлением развития зарубежных таможенных информационных систем является внедрение и поддержка систем управление рисками, а также электронного декларирования. В некоторых случаях эти системы действуют объединено, в некоторых пока раздельно.
В России начало системной информатизации таможенной службы пришлось на 90-е гг. XX века - период перехода к широкомасштабному использованию интегрированных сетевых ресурсов, к распределенной технологии обработки и хранения данных. Повышенный уровень угроз, существующих при передаче данных по сетям, особенно по публичным, таким как Интернет, определил на этом этапе приоритетность средств обеспечения информационной безопасности.
Таможенная деятельность неразделимо связана с возникновением, развитием и регулированием торговли. Эффективность регулирования и управления торговыми отношениями всегда определялась качеством технологий обмена, обработки, учета и накопления экономической информации.
Понятие информации является чрезвычайно емким и широко распространенным, особенно в настоящее время, когда информатика, информационные технологии, компьютеры сопровождают человека чуть ли не с рождения.
1.2 Таможенная информационная система и таможенная информация
Таможенная информационная система по своему составу напоминает предприятие по переработке данных и производству выходной информации. Как и в любом производственном процессе, в таможенной информационной системе присутствует технология преобразования исходных данных в результатную информацию.
Таможенная информация характеризуется большим объемом, многократным использованием, обновлением и преобразованием, большим числом логических операций и математических расчетов для получения многих видов результатной информации. Получатель таможенной информации оценивает ее в зависимости от того, для какой задачи информация будет использована. Поэтому информация обладает свойством относительности. При оценке информации различают различные аспекты: синтаксический, семантический и прагматический.
Синтаксический аспект связан со способом представления информации вне зависимости от ее смысловых и потребительских качеств. На синтаксическом уровне рассматриваются формы представления информации, предназначенной для передачи и хранения. Обычно информация, предназначенная для передачи, называется сообщением.
Характеристики процессов преобразования сообщения, предназначенного для передачи, определяют синтаксический аспект информации. Информацию, рассмотренную только относительно синтаксического аспекта, часто называют данными.
Семантический аспект передает смысловое содержание информации и соотносит ее с ранее накопленной информацией. Смысловые связи между словами и другими элементами языка отражает словарь - тезаурус.
Прагматический аспект отражает возможность достижения поставленной цели с учетом полученной информации.