Введение
- Теоретические основы анализа инфляционных процессов
1.1 Сущность и причины инфляции
1.2. Виды и формы инфляции
1.3 Экономические последствия инфляции
- Влияние инфляции на деятельность коммерческого предприятия
на примере ОАО «Автоваз»
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Факторный анализ влияния инфляционных процессов
на деятельность фирмы
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложение
Инфляция является сложным социально-экономическим явлением. Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что она появилась, чуть ли не с возникновением денег, с функционированием которых неразрывно связана. Но если ранее инфляция возникала, как правило, в чрезвычайных обстоятельствах, (например, во время войны государство выпускало большое количество бумажных денег для финансирования своих военных расходов), то в последние два-три десятилетия во многих странах она стала хронической.
В наше время, кажется, нельзя прожить и дня, не услышав этого коварного и интригующего слова. О ней говорят, с ней борются, ее боятся. Что же такое - инфляция?
Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира, отрицательно влияя на все стороны жизни общества. Она обесценивает результаты труда, уничтожает сбережения юридических и физических лиц, препятствует долгосрочным инвестициям и экономическому росту. Высокая инфляция разрушает денежную систему, провоцирует бегство национального капитала за границу, ослабляет национальную валюту, способствует ее вытеснению во внутреннем обращении иностранной валютой, подрывает возможности финансирования государственного бюджета. Инфляция является самым эффективным средством перераспределения национального богатства – от более бедных слоев общества к более богатым, усиливая тем самым его социальное расслоение.
Явление инфляции присуще в той или иной степени любой экономике, как рыночной, так и переходной. Однако в развитых странах она не представляет серьезной угрозы, поскольку там отработаны и достаточно широко используются методы её ограничения и регулирования.
В последнее время в США, Японии и странах Западной Европы преобладает тенденция замедления темпов инфляции.
Объект исследования – инфляция как социально-экономическое явление.
Предметом исследования будут являться инфляционные процессы и их влияние на деятельность конкретной фирмы (ОАО «Автоваз»).
Целью данной работы является раскрытие сущности и особенностей инфляции, как социально-экономического явления.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность и причины инфляции, формы ее проявления;
- охарактеризовать виды и формы инфляции;
- выявить экономические последствия инфляции;
- проанализировать влияние инфляции на деятельность фирмы
-
Теоретические основы анализа инфляционных процессов
1.1 Сущность и причины инфляции
Инфляция – это явление, присущее экономике, использующей бумажные деньги. Её проявление заключается в форме повышения общего уровня цен и удорожания иностранной валюты.[1]
Вместе с тем многие экономисты отмечают, что изменяются цены не только товаров, но и измерителя их ценности, т. е. денег.
Говоря иными словами, инфляция (от лат. inflatio – вздутие) рассматривается как процесс обесценения денег и, соответственно, роста цен, который происходит в результате переполнения каналов обращения денежной массы сверх необходимой для товарооборота. Повышение цен – основное проявление и движущая сила инфляции.
Однако необходимо отметить, что не всякое повышение цен служит показателем инфляции. Существуют и не инфляционные факторы роста цен. Например, ухудшение условий добычи сырья (большая глубина залегания полезных ископаемых); более высокое качество продукции, производство более сложных и современных её моделей; сезонные колебания цен (в производстве сельскохозяйственной продукции); циклические колебания экономической конъюнктуры и др.
Современное макроэкономическое определение инфляции учитывает более широкий спектр факторов ценообразования: помимо потребительского спроса к ним относят предложение товаров и услуг, формирование цен на факторы производства, степень монополизации рынка.
Инфляция измеряется с помощью такого макроэкономического показателя, как индекс цен:
Цены стандартного набора товаров
в измеряемом году
Индекс цен = ---------------------------------------------------------- Х 100%
Цены того же набора товаров
в базовом году
Темп инфляции в измеряемом году вычисляется так:
(Индекс цен - Индекс цен
измеряемого года базового года)
Темп = ------------------------------------------------------------- Х 100%
инфляции Индекс цен базового года
Кроме того, существует так называемое эмпирическое «правило 70», позволяющее подсчитать количество лет, в течение которых при данном темпе инфляции произойдет удвоение общего уровня цен:
70
«Правило 70» = ---------------------------------------- .
Годовой темп инфляции
«Правило 70» применяется обычно и для того, чтобы вычислить, сколько потребуется времени для удвоения реального ВВП или личных сбережений.
Например, объем личных сбережений «А» равен 1000 руб. Ежегодный темп инфляции равен 10%. Согласно «правилу 70» удвоение цен произойдет за 7 лет.
Следовательно, чтобы остаться в исходной экономической ситуации, в течение 7лет величину сбережений необходимо довести до 2000.
Для измерения общего уровня цен чаще используется индекс цен валового национального продукта - дефлятор ВНП. Его корзина включает в себя все конечные товары и услуги, произведенные в обществе. То есть дефлятор ВНП более полно отражает изменение цен в обществе, охватывает не только отдельные группы товаров и услуг.
Номинальный ВНП
Дефлятор ВНП = ------------------------------------- Х 100%
Реальный ВНП
где номинальный ВНП – расходы в нынешнем году по текущим ценам; реальный ВНП – расходы в нынешнем году по ценам базового года.
Инфляция проявляется в различных формах, основными из которых являются:
- рост цен на товары и услуги, причем неравномерный, что приводит к обесцениванию денег, снижению покупательской способности;
- понижение курса национальной денежной единицы по отношению к иностранной. Например, в 1991г. доллар США равнялся 90 коп., а на 2009г. 1 доллар США равен 29 руб. 39 коп.
- увеличение цены драгоценных металлов (серебро, золото, палладий, платина и т.д.).
При инфляции снижается объем производства, поскольку колебание и рост цен делают неуверенным перспективы развития производства; происходит перелив капитала из производства в торговлю и посреднические операции, где быстрее оборот капитала и больше прибыль, а также легче уклониться от налогообложения; расширяется спекуляция в результате резкого изменения цен; обесцениваются финансовые ресурсы государства. Возникает социальная напряженность в связи с тем, что инфляция перераспределяет национальный доход в ущерб наименее обеспеченным слоям общества. Она снижает доходы, а следовательно, и общий уровень жизни населения.
[1] И.П. Николаева. Экономическая теория. Учебник. Издание 4-е, М.: Финстатинформ., 2005. с.325