ВВЕДЕНИЕ.
- Эластичность спроса.
1.1. Общая характеристика эластичности спроса.
1.2. Факторы, влияющие на эластичность спроса.
1.3. Перекрестная эластичность спроса. Эластичность спроса по ходу.
- Эластичность предложения.
2.1. Общая характеристика эластичности предложения.
2.2. Факторы, влияющие на эластичность предложения.
- Практическое применение эластичности спроса и предложения.
Теория эластичности спроса и предложения имеет важное практическое значение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.
ГЛОССАРИЙ.
Понятие эластичности позволяет выяснить, как происходит адаптация рынка к изменениям его факторов. Обычно предполагается, что фирма, повышая цену на свою продукцию, имеет возможность увеличить выручку от ее продажи. Однако в действительности так бывает не всегда: возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту, а наоборот, к снижению выручки в силу уменьшения спроса и соответствующего сокращения сбыта.
Поэтому понятие эластичности имеет огромное значение для производителей товаров, т.к. дает ответ на вопрос о том на какую величину изменится объем спроса и предложения при изменении цены.
Объектом контрольной работы является микроэкономика, в качестве предмета выступает эластичность спроса и предложения.
Цель работы – рассмотреть эластичность спроса и предложения и их практическое применение.
Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:
- дать общую характеристику эластичности спроса;
- проанализировать факторы, влияющие на эластичность спроса;
- рассмотреть перекрестную эластичность и эластичность спроса по доходу;
- дать общую характеристику эластичности предложения;
- проанализировать факторы, влияющие на эластичность предложения;
- проанализировать практическое применение эластичности спроса и предложения.
Теоретическую базу исследования в контрольной работе составили труды отечественных и зарубежных авторов по экономике.
При разрешении поставленных задач для достижения цели исследования использовались следующие методы: метод системного анализа, комплексного исследования.
Контрольная работа состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка использованной литературы и глоссария.
1. Эластичность спроса
1.1. Общая характеристика эластичности спроса
Мера реакции одной величины на изменение другой называется эластичностью. Эластичность показывает, на сколько процентов изменится одна переменная экономическая величина при изменении другой на один процент. Примером может служить эластичность спроса по цене, или ценовая эластичность спроса, которая показывает, на сколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на один процент.
Если обозначить цену Р, а величину спроса Q, то показатель (коэффициент) ценовой эластичности спроса Ер равен:
Ер = , (1.1)
где Q — изменение величины спроса, %;
Р — изменение цены, %;
"Р" в индексе означает, что эластичность рассматривается по цене.[1]
Показатель ценовой эластичности спроса для всех товаров является отрицательной величиной. Если цена товара снижается - величина спроса растет, и наоборот. Однако для оценки эластичности часто используется абсолютная величина показателя.
Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса больше 1, то мы имеем дело с относительно эластичным спросом. Иными словами, изменение цены в данном случае приведет к большему количественному изменению величины спроса. Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса меньше 1, то спрос относительно неэластичен. В этом случае изменение цены повлечет за собой меньшее изменение величины спроса. При коэффициенте эластичности равном 1 говорят о единичной эластичности. В этом случае изменение цены приводит к такому же количественному изменению величины спроса.
На рисунке 1.1 изображены два варианта графиков спроса. На рис. 1.1, а снижение цены на 100 руб. (на 33%) приведет к росту величины спроса на 20 ед. (на 200%). Коэффициент эластичности будет равен 6, т.е. он больше 1, и спрос эластичен. Выручка от реализации увеличится с 3000 до 6000 руб. т.е. вырастет в два раза. Заштрихованные прямоугольники 0 и 1 наглядно показывают увеличение выручки от реализации продукции при снижении цены в условиях эластичного спроса.
[1] Экономика: Учебник. 3 – е изд., перераб. и доп./ Под ред. доктора эк. наук проф. А.С.Булатова. – М.: Экономистъ, 2004. – С. 187